«У войны не женское лицо…» (классный час) 9 класс


МОУ «Новоозёрская сош» Тальменского района Алтайского края



Сценарий классного часа



9 класс

Разработала и провела

Ермакова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы





ст.Озёрки 2011 г.



Сценарий классного часа

«У войны не женское лицо …»



Цель мероприятия:

Cоздание условий для развития гражданской позиции учащихся, воспитания патриотических чувств, уважительного отношения к женщинам и героям Великой Отечественной войны.

Оборудование:

Стенгазеты об участницах Великой Отечественной войны; выставка фотографий о женщинах, награждённых званием Героя Советского Союза; выставка экспонатов военного обмундирования; книги о женщинах- участницах Великой Отечественной войны; MD-проектор; магнитофон; записи песен военных лет.

(В зале приглушен свет, на экране – видеоролик из т/спектакля «А зори здесь тихие…» с песней «Щербатый месяц», муз и сл. Д.Симоненко) — кадр (1)

Вступительное слово педагога:

— Давайте задумаемся над словами С. Алексиевич: «У войны не женское лицо…»

Можно ли было победить народ, женщина которого, в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого рожала детей во время войны, веря, что у них будет другая, не её судьба, хочет войны? Во время войны женщина спасла мир, — спасла и была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом! Поклонимся низко ей до самой земли. Её великому Милосердию.

Ход мероприятия:

Кадры(2-3)

Ведущая: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь — синонимы.

Ведущий: На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, её детей.

Кадры(4-6)

(Звучит песня: «22 июня…» сл.В.Меньшова, муз. Е.Петербургского)

Кадр 7

1-я (девушка). Качается рожь не сжатая, Шагают бойцы по ней Шагаем и мы девчата, Похожие на парней Нет, это горят не хаты — То юность моя в огне…Идут по войне девчата, Похожие на парней.

Кадр 8

2-я. Я ушла из детства В грязную теплушку, В эшелон пехоты, В санитарный взвод Дальние разрывы Слушал и не слушал Ко всему привыкший Сорок первый год Я пришла из школы В блиндажи сырые. От «Прекрасной Дамы» -В «мать и перемать» Потому что имя Ближе, чем «Россия»(2р.) Не могла сыскать.

Кадры ( 9,10, 11)

Ведущая: Четыре мучительных года, обожженные километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, матросов, шоферов, рядовых, поваров, пекарей…Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин..

Кадр 12-

видеоролик из к/фильма «А зори здесь тихие…» (реж.С Ростоцкий, сценарий Б.Васильева)

Кадр 13

Ведущий: Татьяна Савельевна Мариненко (партизанский псевдоним «Василёк»)— советская партизанка, разведчица и связная подпольной партизанской бригады «Неуловимые» . В годы Великой Отечественной войны регулярно обеспечивала партизан сведениями о расположении вражеских гарнизонов, передвижении воинских частей противника. В конце июля 1942 г. фашисты по доносу предателя арестовали Татьяну Мариненко вместе с её 14-летним братом Лавреном и 28 односельчанами, которые после допросов были расстреляны. Трое суток фашисты её пытали. Истерзанная допросами, на обрывке своей рубашки она написала собственной кровью две записки. В первой она сообщала имя предателя и предупреждала, кому из связных грозит опасность. А во 2-й написала прощальную записку своему брату. 2 августа 1942 года фашисты расстреляли партизанку вместе с братом.

Кадр 14 (инсценировка)

1-я дев: Мы легли у разбитой ели, Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, сырой земле.

— Знаешь, Юлька, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый. У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле, Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели cветлокосый солдат идет.

Свежие документы:  Положение о совете школы

2-я дев.: С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам, через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы, Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели О рязанских глухих садах.

3-я дев.:Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб она тебя не ждала.

Кадр 15

Ведущая: В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины — пенсионерки, школьницы старших классов.

Кадр 16

Прасковья Федоровна Ангелина была передовиком сельскохозяйственного производства, организатором первой тракторной бригады. Накануне войны она обратилась с призывом к советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!» На ее призыв откликнулось 200 тысяч женщин. Подготовка трактористок сыграла большую роль в обеспечении народа продуктами питания.





Кадры (17, 18)



Ведущий: Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» — девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков.

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу.

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Фронтовикам в день майский честь и слава!

На их груди сверкают ордена,

Но тыл в победу сил вложил немало.

Фронт трудовой! Была им вся страна!

Кадры (19, 20,21)

Ведущая: Особо важную роль во время войны сыграла медицина. Благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер, их профессиональной, четкой и оперативной помощи свыше 70% раненых и 90% больных воинов были возвращены в строй. По линии Красного Креста 300 тыс. женщин получили специальности медицинских сестёр, 300 тыс. – санитарок, свыше 500 тысяч – сандружинниц.

Кадры (22, 23, 24)

Только с нашей станции добровольно в качестве сестер милосердия на фронт ушли 5 женщин: Христофорова Нина Николаевна (призвана в мае 1942г., лично знала генерала Малиновского, награждена медалью «За боевые заслуги», ныне покойная); Сотникова Мария Кондратьевна (призвана в августе 1943г., Сызрань-Москва-Калининград, награждена орденом Отечественной войны 1 степени, ныне покойная); Перевёртова Мария Сергеевна(призвана в сентябре 1942г. Санинструктором стрелковой роты, была ранена, попала в окружение, был страшный бой, из окружения вышли с трудом: из 170 чел. Осталось в живых 27, за этот бой Мария Сергеевна награждена орденом Красной Звезды.)

Кадры (25,26)

Ведущий: Призыв о добровольном наборе девушек в армию правительство передало 8 октября 1941 года во все молодёжные организации страны. Повсюду начался отбор желающих пойти на фронт. Полк авиации дальнего действия формирует Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Впоследствии это соединение станет 31 полком бомбардировочной авиации. В этот период Герой Советского Союза Марина Раскова формирует женскую авиационную часть .Попасть в неё мечтали тысячи девушек из Московского авиационного института. Были сформированы три женских авиационных полка: 46-ой гвардейский ночной легкобомбардировочной авиации, 25-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков и 586-й истребительный авиационный ПВО. Весь трёхгодичный курс учёбы девушки изучали за три месяца. Истребительный полк был готов к отправке на фронт уже весной 1942 года. А в начале 1943 года на Сталинградский фронт отправился женский полк пикирующих бомбардировщиков во главе со своим командиром Мариной Расковой.

Кадр 27

Раскова Марина Михайловна — летчик- штурман, Герой Советского Союза, майор. Окончила школу пилотов Осоавиахима (1935). В ходе войны командир авиации по формированию женских авиаполков. С 1942 командир 125-го женского бомбардировочного полка. Погибла 4 января 1943 года, выполняя боевое задание.

(видеоролик с песней «Смуглянка» из к/ф «В бой идут одни старики», реж. Л.Быков) – кадр 28

Ведущая: Невеста, жена, вдова… Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в то же время в чем-то разные. Объединяло их большое прекрасное, сильное чувство-любовь. Любовь к близкому, родному человеку, которая помогла вынести все тяготы, весь ужас войны. Она верила, надеялась, ждала…

(инсценировка солдат и жена)

Кадр 29

Солдат:

Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди.

Свежие документы:  Проектная работа по теме «Габдулла Тукай, я хочу тебе сказать…» Посвящённый к 100-летию со дня смерти татарского поэта Габдуллы Тукая

Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня,

Выпьют горькое вино На помин души…Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им, Как среди огня

Ожиданием своим Ты спасла меня…

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать, Как никто другой







Девушка: Я буду ждать!

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень.

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить.

Чтоб пальцы невзначай бы хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб мёртвый он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

(видеоролик с песней «Темная ночь» из к/ф «Два бойца»; муз. Н.Богословского, сл.В.Агатова)

-кадр 30

Ведущий: Многие невесты, не став женами, стали вдовами. Беспощадная война разъединила многие любящие сердца. Сколько женщин- вдов осталось после войны.

Кадр31

Ведущая: А Матери? Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг — материнскую любовь. Скольких сыновей и дочерей в первые же дни этой ужасной войны отправили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети. А как ждали они от Них весточек, этих заветных треугольников!

(. Текст читают мальчики; свет в зале погашен.)

1-й. «Здравствуй, мама! Пишу тебе из окопа. Сегодня мы приняли первый бой…».

2-й. «Родная, здравствуй! Вчера у нас был большой бой, а сегодня затишье.

Меня немного ранило, но я в строю, продолжаю бить фрицев…».

1-й. «Мама, не волнуйся за меня. Мы бесстрашно воюем. Скоро я вернусь домой…».

2-й: Знаю, в сердце у тебя тревога,- Нелегко быть матерью солдата! Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то. Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи… Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Кадр 32

Ведущая: Николай, Степан; Владимир, Михаил, Петр… Их пятеро. Пятеро сыновей Анастасии Фоминичны Куприяновой. Николай и Степан ушли на фронт. Михаил и Владимир ушли в партизанский отряд. Немного позже и Петр ушел сначала в партизанский отряд, а потом и на фронт.

Ведущая: Пятеро братьев в солдатских шинелях уходят на Запад — туда, откуда родной стране грозит враг. Двое старших — впереди, двое средних — за ними, младший — последним, повернув голову в сторону села, словно навек запечатлевая в памяти родные места. Вслед уходящим смотрит Мать, благословляя их на подвиг. «Вернутся ли?» — шепчут ее губы.

Ведущий: Из пятерых сыновей Анастасии Фоминичны Куприяновой вернулся только один, да и этот вскоре умер от ран, полученных в боях. Младшему, Петру, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кадр 33

Ведущая: А сколько вынесли наши женщины во время фашистской оккупации? Издевательства, насилие, гибель родных, близких, детей. В этом году исполняется 70 лет со дня страшной трагедии, разыгравшейся в Киеве после захвата немецкими войсками города 19 сентября 1941 года. В Бабьем Яру начались расстрелы мирного населения (женщин, стариков, детей), главным образом евреев, а также советских военнопленных. По разным источникам в этом месте было расстреляно от 33 тысяч до 70 тысяч человек.

(стихотворение «Варварство» М.Джалиля; музыка)

Ведущий: Многие женщины нашей страны не остались в стороне в то тяжелое время и оказывали посильную помощь и поддержку на фронтах войны.

Кадр 34

Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы Великой Отечественной войны. Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны. На одном таком концерте между боями в полусожженном лесу подошел к певице молодой боец и сказал: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще». И Русланова запела раздольную русскую песню «Вот мчится тройка удалая». Скоро по команде бойцы ушли в бой. Лес содрогался от взрывов и выстрелов.

Свежие документы:  Реальная математика, 8 класс

(звучит песня в исполнении Л.Руслановой «Вот мчится тройка удалая…»; муз. народная, сл.Ф.Глинки)

Ведущая: В 1944 году на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для минометной батареи.

Кадр 35

Ведущий: Клавдия Ивановна Шульженко- эстрадная певица, народная артистка. В годы войны была солисткой и художественным руководителем Ленинградского фронтового ансамбля. Вела интенсивную концертную деятельность, в том числе в осажденном Ленинграде. «Независимая газета» писала: «Популярность Шульженко достигла пика в период Великой Отечественной войны. Ее приезда ждали в каждой части, как заветного праздника. При появлении артистки гвардейцы выстраивались по стойке «смирно». Ее слушали, затаив дыхание, боясь пошевелиться»

(Звучит песня в исполнении К. И. Шульженко «Синий платочек»; муз.Е.Петербургского, сл.Я.Галицкого и М.Максимова)

Ведущая: К. И. Шульженко вспоминала: «»До сих пор, когда я исполняю со сцены «Синий платочек» или «Вечер на рейде», нестареющие, дорогие моему сердцу песни, невольно ищу в зале зрителя в военной форме. Это осталось еще с войны. Помнится, я и сама в первые дни войны выступала в военной форме как рядовой Красной Армии, а потом, после одного из концертов, к нам обратился представитель командования части: «Мы понимаем, конечно, товарищи, что вы фронтовой ансамбль и вашим музыкантам не до фраков и бабочек-галстуков. Но нельзя ли сделать так, чтобы Клавдия Ивановна выступала в платье, как ее привыкли видеть до войны?!» Я выполнила эту просьбу. Бойцам хотелось видеть меня в привычном, довоенном платье, ведь им в перерыве между боями снилось мирное время… А те военные новогодние ночи? Каждая из них была для нас праздником надежды. Обычно в новогоднюю ночь принято загадывать желания. Тогда у всех желание было одно: пусть Новый год принесет победу».

Кадр36

(инсценировка –пара)

1.Мы стояли у Москвы-реки, Теплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки На меня ты странно посмотрел

Так порою на чужих глядят. Посмотрел и улыбнулся мне:

2. Ну, какой же из тебя солдат? Как была ты, право, на войне?

Неужель спала ты на снегу, Автомат пристроив в головах?

Понимаешь, просто не могу Я тебя представить в сапогах!..

1.Я же вечер вспомнила другой: Минометы били, падал снег.

И сказал мне тихо дорогой, На тебя похожий человек:

Вот, лежим и мерзнем на снегу, Будто и не жили в городах…

Я тебя представить не могу В туфлях на высоких каблуках!..

Кадр 37

Ведущий: За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями.

Свыше 200 тысяч человек получили орден Славы 2-й и 3-й степени.

86 советским женщинам присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе 29 летчицам, 26 партизанкам, 17 работникам медицинской службы.

Кадр 38

18 человек удостоены этого звания посмертно: среди них партизанка Зоя Космодемьянская, Ульяна Громова, Татьяна Мариненко, Зинаида Портнова, Мария Раскова, Елизавета Чайкина, Любовь Шевцова и др.

(трагическая музыка, кадр 39)

Ведущая: Прошу всех встать и минутой молчания почтить память женщин, павших в годы Великой Отечественной войны .

Прошу всех сесть.

Ведущий: Прошла война. И жизнь, и время движутся вперед. За верность и стойкость, за силу и нежность, слава вам, солдатские жены, вдовы и матери!

Ведущая: Вечной славой своей осенили вас сыновья и мужья! Из бессмертного подвига, из вашей скорби, из благодарной памяти народной рождается могучая и добрая сила и решимость — беречь мир, не допустить новой войны.

Учитель: Подвиг русских женщин навсегда останется на страницах истории, сохраните память о нем в своих сердцах, память о женщинах, принесших нашей Родине свободу.

(видеоролик с песней «От героев былых времен…» из к/ф «Офицеры»; муз. Р.Хозака, сл. Е.Аграновича)-кадр 40



















Список используемой литературы:



1.Алексиевич С.А. //У войны не женское лицо. Минск, 1999г.


2. Мазанник Е.И.//Возмездие. Документальная повесть. Минск,1989г.


3. Научно — методические журналы «Классный руководитель». (№ 1-10) 2000г.


4.Словарь русского языка: в 4-х т. А.Н.СССР, Ин-т рус.яз; Под.ред А.П.Евгеневой-2-е.

Изд. Испр. и доп. -М.: Русский язык,1984. Т.1-4 2800 стр.

5.Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.-М., 1997г.
























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: