Учебные материалы к программе «Школа быстрого чтения»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Костромы

Детско-юношеский центр «АРС»





ШКОЛА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ







подготовила

педагог дополнительного образования,

Заслуженный учитель РФ

Лебедева Галина Васильевна






Наборы слуховых диктантов

Слуховые диктанты используются для расширения объёма слуховых восприятий, объёма слуховой памяти, для обогащения словаря учащихся.

Методика выполнения

  • каждое предложение читается учителем один раз;

  • дети записывают по памяти каждое предложение с новой строки, нумеруют их;

  • если какое-либо предложение ученик не помнит – пропускает строчку и записывает далее;

  • читаем предложения орфографическим чтением, исправляем ошибки;

  • читаем хором и индивидуально все предложения в быстром темпе 2-3 раза;

  • подсчитываем и записываем в тетрадь баллы за выполненную работу; каждое правильно записанное предложение (номер и текст на своих местах) — 1 балл.


Предложения

Число

букв

Набор №1

1.

Бесшумно пролетели сойки

22

2.

Много грибов в еловом лесу

22

3.

Тучка над полями проплыла

22

4.

По двору расхаживают грачи

23

5.

На снегу следы зверей и птиц

23

6.

Вылез из хвороста сонный ёж

23

Набор №2

1.

Без столбов забор не стоит

22

2.

Стоит у обрыва плакучая ива

23

3.

Раскрылись бутоны ландышей

24

4.

Бежит по лесу весёлый ручеёк

24

5.

Пчёлы жадно пьют сладкий мёд

24

6.

Чайка коснулась крылом земли

25

Набор №3

1.

Всякая работа мастера хвалит

25

2.

Деревья стоят в снежном плену

25

3.

В кустах прыгают весёлые чижи

25

4.

На лугу у речки начался сенокос

26

5.

Звезда одинокая смотрит в окно

26

6.

Над озером проносятся стаи птиц

27

Набор №4

1.

Море спокойно покачивало волны

27

2.

Вдали замирают крики охотников

27

3.

В школьном саду мы увидели ребят

27

4.

Ногти и клюв у щегла разноцветные

28

5.

Дождик-портной сшил небо с землёй

28

6.

Щука сытая была, щука в озере плыла

28

Набор №5

1.

Золотая клетка соловья не красит

28

2.

Застучал по дереву толстый дятел

28

3.

В небе вспыхнул первый луч солнца

28

4.

Человек человеку помогать должен

28

5.

Рыжеватый рябчик сорвался с ветки

29

6.

Звук колокольчика слышен в тишине

29

Набор №6

1.

Мечтает котёнок стать рыжим котом

29

2.

На большом пути и малая ноша тяжела

29

3.

Путешествие началось ранним утром

30

4.

Большие звёзды дрожали над головой

30

5.

Ходит дом ходуном на стебле золотом (загадка)

30

6.

Ожил под тёплым солнцем муравейник

30

Набор №7

1.

Трудно охотнику выследить медведя

30

2.

Чудесен ранней осенью берёзовый лес

31

3.

Зимой зайцы кормятся корой деревьев

31

4.

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт

32

5.

Вокруг школы посажены разные деревья

32

6.

Надвинулась туча и пошёл мелкий дождь

32

Набор №8

1.

В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю (загадка)

32

2.

Стала жёлтая пшеница в поле колоситься

33

3.

Позаботились люди о лесных обитателях

33

4.

Поднялось и заиграло солнце над полями

33

5.

Пушистой серой мышке звонит усатый кот

33

6.

Вот забавная витрина овощного магазина

34

Набор №9

1.

Над цветами кружатся золотые осы и пчёлы

34

2.

Во дворе колодец с чистой ключевой водой

34

3.

Красный шар солнца садится в синеву моря

34

4.

В свободное время я читаю газеты и журналы

35

5.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

36

6.

На большой лесной поляне глубокие сугробы

36

Набор №10

1.

Вокруг горда по низким холмам растут леса

36

2.

На каждом дереве горит румяный пышный плод

36

3.

С каждым днём рассвет наступает всё раньше

36

4.

И лютого зверя укрощают любовью и терпением

37

5.

На стене кухни висят огромные старинные часы

38

6.

Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца

39

Набор №11

1.

Маленькие птенчики высунули из гнезда носики

39

2.

Ранние весенние цветы показались из-под снега

39

3.

Сторож внимательно всматривался в ночную даль

40

4.

Под соснами, под ёлками ползёт клубок с иголками

40

5.

Затрещали и полетели в небо снопы красных огней

40

6.

С первыми лучами солнца на поляну выбежали зайцы

41

Набор №12

1.

На узорчатых листьях папоротника сверкает роса

41

2.

Дикий кабан прокладывает тропы в зарослях камыша

42

3.

Мне подарили очень хорошенького и забавного щенка

43

4.

В цирках слонов учат выполнять самые разные номера

43

5.

Краски для ковров получают из корней диких растений

44

6.

Перед грозой бабочки спрятались в надёжное укрытие

44

Набор №13

1.

У этого растения удивительно красивые мелкие цветы

44

2.

В синеве проплывают маленькие белые облачка паутины

45

3.

Летом сороки собирают на деревьях гусениц и насекомых

46

4.

Из весенних листьев одуванчиков готовят вкусны салат

47

5.

Бурый медведь подбирается к жертве всегда против ветра

47

6.

Утренние весенние зори встают над полями в лёгкой дымке

47



Упражнение «Бабочка»


Используется на занятиях по совершенствованию техники чтения для развития внимания. На поле, размеченном буквами и цифрами, мысленно передвигается предмет (фишка, муха) в заданном направлении.

Плакат размера листа ватмана на доске, ученики сидят прямо, руки за спиной. Голову поворачивать нельзя, губами не шевелить.

Учитель громко говорит: «Бабочка полетела!» и называет её «ходы». Ученики следят, мысленно перемещая бабочку в соответствии с ходами. Бабочка не летает по диагонали, только вверх, вниз, вправо, влево. По окончании перечисления ходов учитель спрашивает ответ, ученики хором отвечают.


А

Б

В

Г






1




2





3





4


Ходы:

1 вниз, 1 вверх, 2 влево, 2 вниз, 3 вправо,1 вверх, 1 вверх, 2 вниз

Ответ: Г 4

Ходы:

1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вверх, 1 вверх, 1 влево

Ответ: В 2

Ходы:

1 вверх, 1 влево, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 вправо. 1 вверх.

Ответ: Б 3

Ходы:

2 вниз, 1 вправо, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вверх

Ответ: Г 2

Ходы:

2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вверх, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх

Ответ: А 1

Ходы:

1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 3 вниз, 3 вправо,1 вверх, 1 влево, 1 вправо

Ответ: Г 3


Можно «двигать» любую другую фигуру, увеличивать поле.


А

Б

В

Г

Д







1






2






3






4


Ходы:

2 вниз, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо,1 вверх, 2 вверх, 3 вправо

Ответ: Б 1

Ходы:

1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вверх, 1 вверх, 1 вправо

Ответ: Д 2


Все материалы составлены автором. Методика применения слуховых диктантов впервые была опубликована автором в журнале «Русский язык в школе» (1995 № 6 – с. 43-45).

Свежие документы:  Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: