Урок на тему «Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

г. Киреевск








Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста






подготовила

учитель-логопед ГОУ ТО

«Киреевская школа-интернат

для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Мызникова Людмила Александровна




Киреевск, 2013

Согласно современным представлениям о структуре дефекта, для дошкольников с ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

При составлении диагностического комплекса для исследования фонематического восприятия у детей были использованы методики, разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. В диагностический пакет вошли следующие задания.

I блок

1. Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов.

1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА

ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА

БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА

КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА

СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА

СА-ША-СА, ША-СА-ША

ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША

ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ

СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА

РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА

ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА

2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

КОТ-ГОД-КОТ

ТОМ-ДОМ-ТОМ

ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА

ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ

Критерии оценки:

5 баллов—все задания точно воспроизводятся;

4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары;

1 балл—задания не выполняются.

II блок

2. Дифференциация звуков в произношении слов.

1) Инструкция: повтори пары слов.

КРЫША—КРЫСА

РОЖИ—РОЗЫ

ЧЁЛКА—ТЁЛКА

ЦАПЛЯ—САБЛЯ

КАСКА—КАЧКА

ЧЁЛКА—ЩЁЛКА

ГАЛЬКА—ГАЙКА

ГАЛКА—ГАЛЬКА

РАК—ЛАК

МАРКА—МАЙКА

МОРЯК—МАЯК

ПОЧКА—БОЧКА

ДОЧКА—ТОЧКА

КОСТИ—ГОСТИ

МЫШКА—МИШКА

КОСА—КОЗА

2) Инструкция: повтори за мной предложение.

СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ.

СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ.

РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ.

ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ.

ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ.

У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.

Свежие документы:  Как написать аналитический отчёт о деятельности учителя

ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ.

В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ.

Критерии оценки:

5 баллов—все задания выполняются верно;

4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе);

3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ

ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ

ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА

СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА

2) Инструкция: повтори за мной предложения.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА.

НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ.

Критерии оценки:

5 баллов—все задания выполняются верно;

4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 балл—задания не выполняются.

III блок

4. Звуковой анализ слов.

1) выделить первый и последний звуки в словах:

АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ;

2) назвать все звуки в слове по порядку:

РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ;

3) определить количество слогов в слове:

ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ;

4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах:

2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, ЛОДКА;

5) добавить звук в словах:

ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА;

6) заменить звук в словах:

СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА.

Критерии оценки:

5 баллов—правильно выполняются все задания;

4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

5. Звуковой синтез слов.

Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно:

Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А;

2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно:

К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы;

3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА.

Критерии оценки:

5 баллов—правильно выполняются все задания;

4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога);

2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1 балл—задания не выполняются.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25. Если принять эту цифру за 100%, то по аналогии с оценкой успешности выполнения заданий, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения тех или иных речевых проб или всех заданий методики и соотнести её с одним из пяти уровней:

Свежие документы:  Сценарий выпускного вечера "Золотое будущее России"

5 уровень (очень высокий)—100% (25 баллов)

4 уровень (высокий)—80-97% (20-24 балла)

3 уровень (средний)—40%-79% (10-20 балла)

2 уровень (низкий)—13%-39% (4-10 баллов)

1 уровень (очень низкий)—12% (3 балла)

Можно дать следующую краткую характеристику данных уровней сформированности фонематического восприятия:

5 уровень—развитие фонематического восприятия выше нормы;

4 уровень—развитие фонематического восприятия в норме;

3 уровень—развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы;

2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов.

Сложив баллы за все перечисленные показатели, можно получить искомые величины, сравнить их с максимальной оценкой и между собой. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности.









Литература

1. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ,

2005.

  1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г.А. Волкова.- М: «Сайма», 1993.

  2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева.- Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

  3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова.- М.: Сфера, 2010.

  4. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Пособие для логопедов. — М.: Гном и Д`, 2001.

  5. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – С-П.: «Союз», 2001.

  6. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.

  7. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.

  8. Орфинская В.К. О воспитании фонематических представлений в младщем школьном возрасте / В.К. Орфинская // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена, 1946.

  9. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим нарушением / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном и Д», 2000.

  10. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелёва // Дефектология, 1986.- № 3.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: