Урок на тему «Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках окружающего мира»






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Калуги





«Дифференцированный подход в обучении младших школьников

на уроках окружающего мира».





подготовила

учитель начальных классов

Меженная Ольга Станиславовна







г. Калуга

2013







Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках окружающего мира.

На современном этапе развития начальной школы в связи с гуманизацией образования особенно остро встал вопрос о реализации принципа дифференцированного обучения. Наличие в одном классе учащихся разных уровней развития положительно влияет как на наиболее подготовленных, так и на наименее подготовленных, поскольку дети, объединенные в коллектив, имеют возможность проявлять себя с самых разных сторон. Так, интересующиеся тем или иным предметом могут увлечь остальных. Дифференцированный подход в обучении школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса.

Для определения уровней умственного развития учитель может использовать тесты из книги: Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития учащихся. – Киев, 1992. В ней предлагаются дифференцированные задания для 1 – 4 групп (по окружающему миру). Приведу краткую характеристику групп школьников:

1 группа – ученики с очень низким уровнем усвоения знаний и умений (затрудняются в распределении растений, животных по группам, не могут распознать природные объекты, не выделяют взаимосвязи в природе); у детей отсутствует тонкость наблюдения (выделяют только броские черты объектов); у них низкий уровень выполнения мыслительных операций; они отличаются низким показателем памяти, отрицательным отношением к изучению предмета.

2 группа – ученики с низким уровнем усвоения знаний и умений ( распознают объекты природы, но затрудняются назвать группы растений и животных, слабо выделяют взаимосвязи в природе); у них низкий уровень выполнения мыслительных операций и низкий показатель памяти; более полно характеризуют объекты природы лишь при постановке вопросов, детализирующих процесс наблюдения; проявляют затруднения в самостоятельном выполнении задания.

3 группа — ученики со средним уровнем усвоения знаний и умений ( правильно распознают объекты природы, распределяют растения и животных по группам, но иногда затрудняются в названии групп животных0; имеют средний уровень выполнения мыслительных операций (способны делать обобщения на уровне элементарных понятий); имеют высокий показатель памяти; у школьников развита тонкость наблюдения (выделяют основные черты объекта); они проявляют интерес к изучению предмета.

4 группа — ученики с высоким уровнем усвоения знаний и умений (распознают, правильно классифицируют природные объекты, выделяют взаимосвязи в природе); у них относительно высокий уровень выполнения логических операций (объединяют объекты в определенные группы на основании общих и существенных признаков, производят обобщение на основе мысленного анализа отношений и связей предметов и явлений); высокий показатель памяти; ученики подмечают очень тонкие детали объектов; проявляют интерес к изучению предмета.

Свежие документы:  Урок по теме «Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы»

Как осуществить дифференцированный подход на уроках окружающего мира? Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация, особенно при организации различных видов самостоятельной работы. Система заданий приведена в таблице. В основу классификации заданий положен характер деятельности, необходимой для их выполнения. Так, задания, опосредующие учебную информацию, выполняют ученики 1 – 2 групп. Школьникам даются задания, предусматривающие воспроизведение понятий, выводов без изменений. Поскольку ученики 1 – 2 групп затрудняются в выделении существенных признаков понятий, умении обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, то и задания им предъявляются на наблюдение, на выделение существенных признаков понятий. Цель заданий заключается в том, что чтобы активизировать восприятие и мышление учащихся. После усвоения элементарных понятий ученики выполняют задания, требующие описания объектов природы по плану, задания, включающие вопросы, готовый ответ на которые в учебнике отсутствует, требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом.

Задания для 3 группы учащихся требуют умения обобщать на уровне элементарных понятий, сравнивать и классифицировать объекты.

Задания для 4 группы учащихся требуют творческой деятельности. Школьники выполняют задания, нацеленные на решение всевозможных познавательных задач. Значительное место здесь отводится заданиям на формирование умения предвидеть последствия воздействия человека на природу.

Разноуровневые задания помогают школьникам усвоить понятия о формах поверхности – горах, равнинах; о водоемах – реке, озере, море, океане, их отличительных признаках; представления о различиях в характере растительности, по которым можно внешне отличить природные зоны, природные сообщества, раскрыть причинно – следственные связи (возможные нарушения природного равновесия, причины, последствия этого явления).

Система дифференцированных заданий по окружающему миру.


Группы

учащихся


1

2

3

4


Типы

заданий


Опосредующие

информацию

учебную

Направляющие работу учеников с учебным материалом

Требующие от учеников творческой деятельности

1.Задания на узнавание объектов природы.

2.Задания, требующие анализа, выделения признаков понятия.

3.Задания на классификацию объектов природы

1.Задание на описание растений, животных по плану.

2.Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок.

1.Задания на сравнение объектов природы.

2.Задания на составление схем, таблиц.

3.Задания, включающие вопросы, готовый ответ на которые в учебнике отсутствует, требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом.

1.Задания на установление связей между объектами природы, на составление цепей питания.

2.Задания на подбор примеров, раскрывающих взаимосвязи в природе.

3.Задания на осознание последствий воздействий человека на природу.


Самостоятельные

работы


Воспроизведение по образцу

Реконструктивно- вариативные

Частично -поисковые

Частично – поисковые

Творческие

Свежие документы:  консультация для родителей "Жестокое обращение с детьми: что это такое?"

Приведу пример данной работы.

Тема «Насекомые и птицы осенью»

Задание 1.

Запишите цифрами соответствующие признаки насекомых и птиц в таблицу.

Группы животных

Признаки

1.Птицы


2. Насекомые




Признаки групп животных:

1.Три пары ног.

2.тело покрыто перьями.

3.Четыре пары ног.

4.Имеют крылья, одну пару ног.

5.Тело разделено на голову, грудь, брюшко.



Задание 2.

Дополните предложения, используя слова для справок. Вместо точек напишите соответствующие слова.

Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют … Это такие птицы, как …, …, … . раньше других улетают на юг птицы, питающиеся … . Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются … . Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют … . Это такие птицы, как …, …, … .

Слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечетки, свиристели, дрозды, перелетными.

Задание 3.

1.Правильно ли, что птицы улетают в теплые края, потому что становится холодно? Ответ напишите.

2.Из перечисленных названий выберите и подчеркните перелетных птиц.

1.Снегирь

2.Соловей

3.Воробей

4.Лебедь

5.Чечетка

6.Дрозд

7.Кукушка

8.Дятел

Задание 4.

Заполните таблицу. Когда птицы улетают в теплые края? Какие первыми, какие последними? Почему они улетают?

Названия птиц

Когда улетают?

Почему?

1.Дрозды



2.Кукушки



3.Ласточки



4.Утки

5.Лебеди



6.Стрижи







Литература:

Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития учащихся. – Киев, 1992.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: