Урок на тему «ХОРЕОГРАФИЯ – ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ ДЕТЬМИ»



ХОРЕОГРАФИЯ – ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ ДЕТЬМИ.

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)


Работать с детьми — значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Хореографическая деятельность даёт возможность каждому ребёнку стать на время актёром, творчески осмысляющим происходящее.

Но грош цена успехам детей, если педагоги не сумеют привить своим воспитанникам необходимые нравственные качества. И тут необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь всё имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже внешний вид.

В общении с детьми и их родителями я стараюсь быть приветливой, уважительной, говорить спокойно без надрыва. Ребёнка можно легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. Ведь каждый ребёнок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают.

Обучение хореографии — это всегда диалог. От настойчивости, целеустремлённости ребёнка, в его желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Первое, с чем мы столкнулись в начале работы. – это то, что существующие программы музыкально — ритмического воспитания не имеют отношения к хореографии.

Второе – потребность создать авторскую программу для детей дошкольного возраста, тщательно отбирали из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно ребятам 3 — 7 лет.

В этой работе очень помогли следующие сборники:

1.Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова».

2. Ветлугина Н.А. « Музыкальные игры и пляски».

3. Глате Б. «Ритмика для детей».

4. Горшкова Е. «Учимся танцевать. Путь к творчеству».

5. Жак – Далькроз Э. «Ритм и его воспитательное значение для жизни и искусства».

6. Кондрашова Л.Н. « Музыкальные игры и пляски…».

7. Леонтьева О. «Карл Орф — для детей».

8. Раевская Е., Руднева С.« Музыкально-двигательные упражнения».

9. Руднева С., Фиш Э. «Ритмика. Музыкальное движение».


На каждом занятии необходимо решать общие задачи хореографического воспитания, которые позволяют решать задачи физического, музыкально — ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей:

— развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

— укреплять здоровье детей;

— способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

— формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;

— избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

— учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.


Общеизвестно, что двигательная активность полезна для здоровья. И я совершенно согласна с высказыванием Ю. Змановского « … Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции».

Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явления акселерации, коснувшиеся этого периода, я пришла к выводу, что лучший возраст для начала занятий по хореографии – пять лет.

Потребность в двигательной активности у детей трёх — семи лет настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период « возрастом двигательной расточительности». Именно наши занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность.

Конечно же музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: « Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось мне, как музыкальному руководителю, надо подобрать очень хорошую музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества: П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. И. Глинка, Л. В. Бетховен, А.К. Грибоедов, Ф. Шуберт, А. Скрябин и многие другие.

Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной обработке, то я её несколько упрощаю, подвергнув аранжировке.

Стараюсь осуществлять подбор музыки, передающей разнохарактерные образы: от весёлых, беззаботных или лирических, от нежных до энергичных, волевых, серьёзных. Это обогащает и организует эмоциональный мир ребёнка.

Именно мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Вначале я беру материал, построенный на простейших музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передаётся одним несложным движением (действием). Дети с большим интересом передают образы диких и домашних животных. Задача, которая ставится перед ними — это начинать и заканчивать действие в соответствии с развёртыванием и завершением музыкальной мысли.

Даже такое, казалось бы несложное упражнение, не всем детям удаётся выполнить с первого раза. Для того, чтобы данное действо выполнялось детьми более совершенно, на занятиях к одному и тому же образу можно вернуться несколько раз, но в разной игровой форме.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Опыт работы показал, что на первом году обучения должны преобладать элементы музыкально- ритмического воспитания, народно — сченического танца, простейшие композиции детских бальных танцев и ряд вспомогательных упражнений.

Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно на наших занятиях мы применяем большое количество упражнений для пальцев рук. Например: «Коготки у кошечки», « Гладим киску» и многие другие. Данные упражнения являются мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи ребёнка.

Постепенное усложнение музыкально — двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развёрнутым содержанием и более сложной формой (двумя, тремя частями) как музыкальный рассказ.

Очень часто приходиться слышать просьбы детей о том, чтобы повторить тот или иной образ – это говорит о том, что им нравится выполнять данное упражнение и с каждым разом данное упражнение делается более выразительно.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир наших воспитанников, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Свежие документы:  Классный час "Права детей"

Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация движений нарушаются у тех детей, которые ещё не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению. Дети , особенно на первом году обучения пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т. п. Таких детей я стараюсь не торопить и не упрекать за ошибки, а советую лучше слушать музыку.

Некоординированность и неритмичность движений зависит иногда от чрезмерного возбуждения, нервозности детей. В таких случаях я начинаю исполнять музыкальный репертуар более спокойного характера.

Мною замечено, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью, очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.

Особое внимание приходится уделять детям, которым мешает правильно координировать движения и ритмично двигаться недостаточная общая активность, вялость мышц. От таких детей требуется выполнение упражнений чётко, быстро, до предела напрягая мышцы.

Вялость мышц у детей преодолевается с помощью воздействия резких динамических контрастов в музыке. Ритмичнее дети идут «высоким» шагом после того, как они шли «тихим».

Всегда обращаю внимание на выражение лиц движущихся детей, по ним сразу видно, что даёт музыка и хореография.

Заблуждаются те педагоги, кто полагает, что, собрав ребят, можно сразу переходить к танцам. Сначала мы учим красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого с самого начала включаются в занятия простые, интересные упражнения ( марш, игры, отсчёт ритма, хлопки, притопы и др.).

Огромное значение на занятиях с детьми всех возрастов мы уделяем маршу, так как ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, по телевидению. Эта музыкальная форма наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

После маршировки я обычно провожу различные упражнения, связанные с отсчётом ритма. Даётся такт, состоящий из четырёх четвертей, — дети на каждые три хлопают в ладоши, а на четвёртую – выдерживают паузу. Затем тот же ритм передаётся притопываниями. Хлопая в ладоши и притопывая, можно воспроизвести разнообразные ритмические рисунки.

Среди любимых детьми и очень полезных упражнений


« Круг дружбы»:


Ребята встают в круг и один за другим на определённый музыкальный счёт подают друг другу руки. Это поможет ребёнку усвоить счёт, что в дальнейшем даст ребёнку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. Детей захватывает общий ритм , и их движения чётко согласуются с музыкой.

Но данное упражнение возможно использовать в работе только на втором и последующих годах обучения, так как построение круга у детей на первом году занятий происходит с затруднениями. Для того, чтобы дети построили круг и в процессе упражнений не «сломали» его, приходится многократно обращать внимание детей на ровность круга. Между детьми должно быть «окошечко» , т.е. расстояние. С помощью этого «окошечка» каждый ребёнок может спокойно, не задевая своего соседа выполнить любое упражнение.

Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным и понятным детям.

Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением тех требований, предъявляемых к его характеру. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому надо стремиться.

Далее можно демонстрировать отдельные части движения в более медленном темпе, сосредотачивая на важных деталях.

Отлично усваивают дети дирижёрское упражнение «Дирижёр», в котором:

— на «раз» — руки опускаются вниз;

— на « два» — скрещиваются перед собой;

— на «три» — раскрываются в стороны;

— на «четыре» — поднимаются над головой.


Затем дети учатся шагать на целый такт, на его половинки, четверти, соединяя движения ног с движениями «дирижирующих» рук. Таким образом, мы закладываем основы координации движений.

На повседневных занятиях я стараюсь использовать разновидности ходьбы, бега, прыжков, что способствует тренировке отдельных мышц и подвижности суставов у детей.

Очень заметен результат у детей навыкам ходьбы под музыку уже к концу первого года обучения. Ребёнок старается вытянуть стопу и коснуться пола носочком, а уже затем ставить ногу всей стопой.

Детям трудно выполнять движения в соответствии с текстом и одновременно его произносить. Это приводит к расстройству дыхания. Чтобы этого не допустить, двигательные упражнения с текстом мы разучиваем в следующем порядке:

— взрослый читает текст;

— затем показываем детям, какие движения следует выполнять под конкретные слова текста;

— взрослый читает текст, а дети выполняют заданные движения, при необходимости чтение сопровождается показом;

— одновременно произносить и выполнять двигательное упражнение.

Параллельно ведётся работа над формированием правильного дыхания. Согласовывать движение рук и ног мы учимся с детьми практически на каждом занятии. В нашем репертуаре есть песенки, слова которых мы передаём с помощью движений, дети с большим удовольствием исполняют их как на первом, так и на третьем году обучения. Естественно, что качество движений у детей улучшается с каждым годом. А если у ребёнка получаются движения, то он с большим интересом и желанием исполняет их:


«Серенькая кошечка»:


1.Серенькая кошечка,

Села на окошечко.

Хвостиком махала,

Деток поджидала.

2. Где ж мои ребятки,

Серые котятки.

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.


« Неваляшки»:

  1. Дин — дон, дили — дон,

Что за странный перезвон.

Слышен он со всех сторон.

Дили – дили, дили-дон.


2. Мы – милашки,

Куклы – неваляшки.

Куклы — неваляшки,

Яркие рубашки.

Танцевальные способности я стараюсь развивать в равной степени, работая над движениями рук и ног. Если внимание обращать только на ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложится должное впечатление от исполнения.

Отсюда следует, что ещё очень важная задача стоит перед нами – это улучшить врождённые задатки малыша. Иногда выполнение изначально робким ребёнком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.

На протяжении последних пяти лет, ориентируясь на результаты по диагностике, опираясь на исследования психологов А.Р. Лурия, В.В. Лебединского и др., мы пришли к единому мнению, что успешное решение поставленных задач может осуществиться только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:

принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможности ребёнка, ведь у детей дошкольного возраста весь костно – связочный аппарат ещё слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.

Доступность означает не отсутствие трудностей. А возможность их успешного преодоления путём физических и психических усилий занимающихся. Одним из основных условий доступности в нашей работе является преемственность и постепенность усложнения заданий.

Под индивидуализацией мы понимаем учёт индивидуальных особенностей ребёнка. У каждого ребёнка по – разному протекает процесс усвоения движений. Наша задача состоит в том, чтобы улучшить врождённые задатки каждого ребёнка.

принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед воспитанником и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом ( «тряпичные куклы», пряжки в произвольной форме).

принцип систематичности — имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Каждый ребёнок и родители знают, что пропускать можно только из — за болезни или если в семье непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно не допустима. И дело даже не в том. что мы не добьёмся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого ребёнка. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.

— принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребёнку необходимо ясно представлять, что и как нужно делать и почему именно так, а не иначе (проводим беседы, объяснения, даём возможность ребёнку предложить свой вариант).

принцип повторяемости материала, только при многократных повторениях у детей, занимающихся хореографией образуется двигательный стереотип. Иногда в упражнения мы вносим какие-то изменения и предлагаем разнообразные методы и приёмы, от этого эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

— принцип наглядности – это безукоризненный практический показ движений педагогом. В начальной стадии разучивания упражнения у детей главенствует зрительный анализатор, а в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Образное слово педагога вызывает необходимые двигательные представления (приходит с опытом работы или необходимо всё продумать до начала занятия).

Чтобы вызвать у детей желание творить, в своей работе мы так же применяем ряд методических приёмов.

метод показа – это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстаёт в законченном варианте. Дети видят художественное воплощение образа, что будит воображение. Очень часто я выполняю упражнение вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоциональный ответ на музыку.

— словесный опыт. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Совершенно не допустимо в нашей работе быть излишне многословной. С первых же занятий мы знакомим детей со специальными терминами ( « лодочка», «тарелочки», « распашонка», « пружинка» и многое другое.

На третьем году обучения дети овладевают словарным запасом французского языка ( релеве, пуанте, плие и многое другое).

В словесном методе очень важна интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активности детей, но можно и убить их веру в себя. Практикуем также только словесные задания, но не слишком часто.

— музыкальное сопровождение как методический приём. Рассчитывать на то, что дети сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Своими пояснениями мы должны помочь детям приобрести умение согласовать движения с музыкой. Найти хорошее музыкальное оформление, чтобы положить на эту музыку танец, очень сложно. Необходимо учитывать качество фонограммы, соответствие возрасту, интерес детей к данному сопровождению, доступные движения. Правильно выбранная музыка несёт в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявят в танце.

— импровизационный метод. На занятиях мы стараемся подводить детей к возможности импровизировать, то есть свободного, непринуждённого движения, такого, как подсказывает музыка. При использовании импровизационного метода никакого предварительного прослушивания не требуется. Обычно данный метод я применяю в конце занятия. Не мешаем импровизации, не подсказываем, не отмечаем самых успешных, иначе начнётся слепое копирование, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы дети не придумывали движения, не связанные с музыкой.

— игровой метод. Крупнейший учёный – педагог, доктор медицины П.Ф. Лесгафт ещё в конце 19 века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Так как у детей игровой рефлекс доминирует и дети лучше всё воспринимают через игру, то мы не могли не использовать игровой метод в достижении задач, поставленных в данной программе. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приёмы, способствующие эмоциональному уточнению представлений о характере движений (например: « Нужно прыгать, как зайчик», « Побежим легко и тихо, как мышки»).

Игра всегда вызывает у детей весёлое настроение. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не важно, какой метод мы используем. Главное, чтобы ребёнок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Для того, чтобы ребёнок начал заниматься в нашем коллективе, который очень известен не только в городе и районе, но и за рубежом, необходимо:

1. Желание ребёнка.

  1. Желание родителей.

  2. Справка о здоровье ребёнка.

  3. Заключение договора о совместной деятельности.

Никакого отбора детей по физическим данным не проводим, заниматься в коллективе могут все желающие, а вот на темперамент ребёнка обращаем самое непосредственное значение.

Принято выделять три ведущих свойства нервной системы – силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Отсюда – четыре основных их сочетания или четыре типа высшей нервной деятельности:

— сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;

— холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;

— флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;

— меланхолик – слабый тип.

Анализируя состав детей, которые проходят все года обучения танцам , мы можем сделать вывод, что наиболее подходящими для обучения танцу являются сангвиники и холерики, т.е. подвижные дети, с сильной нервной системой.

Используя данные Е. Мигуновой, не прибегая к медицинским обследованиям, можно легко определить пределы допустимой физической нагрузки для детей. При допустимом утомлении отмечается:

  1. Лёгкое покраснение лица.

  2. Небольшое учащение дыхания.

  3. Незначительное учащение пульса.

  4. Возможна некоторая потливость.

  5. Нет снижения аппетита.

  6. Нарушение сна.

  7. Отклонения в поведении.

Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии я включаю в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбираю какое — нибудь предназначенное для детей сочинение. ( « Детский альбом » П. И. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.


Музыкальный этюд « Художник» :


вначале предлагаю детям послушать музыку целиком. А потом на каждую музыкальную фразу дети по очереди выбегают на середину зала и показывают придуманную позу. Ведь поза в таком этюде – это творчество маленького человека, а нет ничего важнее, чем развивать в детях творческое, созидательное начало.


По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребёнка. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для детей ещё и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и эстетически.

Игра « Репка» — образец народного творчества. В этой игре участники стремятся вытянуть репку. Главное в этой игре – мотив «вытягивания», и его можно по-разному представлять пластически.

Игровые песни — кладезь народной культуры. Богатство и разнообразие ситуаций и характеров позволяют активно использовать их для создания хореографических образов, танцевальных миниатюр. Например:

« Вышел гусь гулять…» — каждая строчка повторяется по два раза:


— Вышел гусь гулять,

на полянку, на лужок.

За ним хоровод,

хоровод гусей идёт.

Развесёлый гусь,

стал вприсядку танцевать.


Игры-превращения, музыкально-подвижные игры не занимают много времени на занятиях, и разучивание их не требует особых усилий. Но с помощью именно этих игр мы учим детей выразительности движений, развиваем их фантазию и воображение.

Фантазия, воображение…Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия — суть свойства ума, но ум, наделённый воображением, просто воспроизводит, а ум, наделённый фантазией — творит. Отсюда вытекает ещё одна задача, которую мы ставим перед собой – развивать не только воображение, сколько помочь детям проявить свою фантазию, ибо без этого не возможно творчество.

Создавая тот или иной образ в игре, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Недаром К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей умению перевоплощаться.

Дети исключительно тонко ощущают пластические особенности, повадки птиц, зверей, насекомых. Поэтому темы петушков, цыплят, бабочек вполне приемлемы для репертуара.

И, конечно, начинается и заканчивается занятие традиционно- поклоном, маленьким знаком вежливости.

Как известно, хореографическая постановка слагается из нескольких компонентов: сам танец, музыка, детали декораций и костюм. Выбирая или создавая проект костюма, мы всегда учитываем, что этот костюм будет именно на ребёнка. Костюм для детей в обязательном порядке должен быть удобен и красив. Причём под красотой в данном случае мы понимаем не бесконечные банты и поддельные украшения, а благородную красоту и соответствие мыслям и чувствам, выражающие замысел танца.

Очень приятно, что родители наших воспитанников отмечают, что дети, которые посещают наши занятия гораздо реже болеют (посещаемость на занятиях составляет от 80% до 100%), чем их сверстники, проявляют настойчивость в достижении желаемого, способны ставить перед собой определённые цели.

Дети, занимающиеся в нашем коллективе, к моменту поступления в школу, владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием. Фантазией.

Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремлённость и. что не менее важно, интерес к познанию. Всё это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.





































Свежие документы:  Коллективно-творческое дело "Великие люди ратного подвига" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: