Игры и упражнения
для детей средней группы
Цель | Название игры | Страница |
Цель — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. | Угадай, чей голос | 5 |
Возьми игрушку | 6 | |
Будь внимательным | 7 | |
Найди ошибку | 8 | |
Секрет | 9 | |
Повтори, как я | 10 | |
Цель — закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).
| Покатаем на машине (звук : с , сь) | 11 |
Выдели слово (звук : з) | 12 | |
Назови и отгадай (звук : з, зь) | 13 | |
Кто в мешочке (звук: ц) | 14 | |
Где, что лежит? (звук : ц) | 15 | |
Наши имена (звук: ш) | 16 | |
Кому что подарим (звук: ш) | 17 | |
Подберем игрушки (звук:ж) | 18 | |
У кого кто? (звук: ж) | 19 | |
Отбери предметы (звук: ч) | 20 | |
Зачем нужно? (звук: ч) | 21 | |
Будьте внимательными (звук: щ) | 22 | |
Отгадай, что взял Петрушка (звук:щ) | 23 | |
Найди игрушку(звук:л, ль) | 24 | |
Каких животных мы знаем? (звук: л,ль) | 25
| |
Кто это? (звук: р, рь) | 26 | |
Доскажи слово (звук: р,рь) | 28 | |
Подбери нужное слово(звук: р,рь) | 29 | |
Подбери похожие слова | 30 | |
Угадай, где кру`жки, а где кружки` | 31 | |
Цель — учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.
| Топ-топ-топ
| 32 |
Угадай, какой поезд | 33 | |
Цель — развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации.
| Котенок | 34 |
Цель | Название игры | Страница |
Цель — дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четком произношении слов.
|
Интересные слова |
35 |
Цель — показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
|
Что делает? |
36 |
Игры и упражнения для детей средней группы по ознакомлению со звуковой стороной слова
| ||
Цель | Название игры | Страница |
Слова — разные Цель приведенных ниже игр и упражнений — продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином «слово»; вызвать интерес к слову. | Как об этом сказать? | 37 |
Кто это? | 38 | |
Произнеси слово | 39 | |
Кто что делает? | 40 | |
Подумай и скажи | 41 | |
Подскажи слово | 42 | |
Скажи, как я | 43 | |
Какие слова бывают? | 44 | |
Слова произносятся друг за другом Цель — вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом. |
Какое слово потерялось?
|
45
|
Где вы слышали эти слова?
|
46 | |
Как надо произнести эти слова?
|
47 | |
Кто предложит сам?
| 48
|
Произносим слова | 49 |
На что похоже? | 50 |
Здравствуйте, я- Петрушка! | 51 |
Подумай и скажи | 52 |
Кто летит в самолете? | 53 |
Какое это имя? | 54 |
Отыщем картинку | 55 |
Что ты слышишь в слове? | 57 |
Слышишь ли ты звук? | 58 |
Звуковые часы | 59 |
Угадай, чей голос
Лягушки квакают
Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок». — «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
Возьми игрушку
Наглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3-4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Будь внимательным
Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.
После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:
«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».
Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.
Найди ошибку
Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.
Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное.
Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «коза читает. Может коза, читать?» Дети отвечают: «Нет!» — «А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.
Секрет
Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки- ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.
Повтори, как я
Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).
Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбирается такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).
Покатаем на машине
Покатаем на машине
Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д.
Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»).
Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).
Выдели слово
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
Назови и отгадай
Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, например: зайка- кошка, замок — ключ, коза — корова, ваза — графин.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.
Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять слова с этим звуком.
Что в мешочке?
Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки — машина, кубик, мячик, шарик и пр.
Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей «К кому я подойду, — продолжает он, — тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям» Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).
Когда все предметы будут вынуты из мешочка воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце пуговица), и предлагает детям перечислить их.
Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.
Где что лежит?
Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, чернильница.
Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его… Куда?» — «В хлебницу». «А теперь, — говорит воспитатель, — я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы».
Воспитатель: Маша насыпала сахар … Куда?
Дети: В сахарницу.
Воспитатель: Вова вымыл руки и положил мыло … Куда?
Дети: В мыльницу.
Воспитатель: Бабушка сделала вкусный салат и положила его … Куда?
Дети: В салатницу.
Воспитатель: Папа принес конфеты и высыпал их … Куда?
Дети: В конфетницу.
Воспитатель: Лена налила чернила … Куда?
Дети: В чернильницу.
Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов.
Наши имена
Наглядный материал. Кукла.
Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька».
Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», — обращается воспитатель к мальчику. Ребенок отвечает. «Слышится в твоем имени шш — «песенка гуся» или нет?» Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нем появился звук ш, например: Танюша, Катюша, Андрюша.
Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т. д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые еще недостаточно отчетливо произносят данный звук в словах.
Кому что подарим?
Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш).
Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой — девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляет остальные предметы и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку — Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба». — «Кому мы подарим шубу: Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» — спрашивает он, показывая машину. «Это машина». — говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику (картинка ставится под изображением мальчика) и т. д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие — Маше, и следит за тем чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах.
Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.
Подберем игрушки
Наглядный материал. Кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ежик, ножницы, флажок, кружок, жеребенок и др. (во всех названиях есть звук ж).
Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую им куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нем слышался звук ж («песенка жука»). Дети вспоминают имена: Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж («песенка жука»). «Кто скажет, какие игрушки и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука». Найденные и названные предметы ставят на, стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям еще раз назвать их, выделяя голосом звук ж: ежжжик, флажжжок и т. д. Если кто-либо называет не тот предмет — без ж, педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж, выделяли его голосом.
У кого кто?
Медведь и медвежата
Наглядный материал. Картинки с изображением животных и их детенышей: медведь и медвежата, еж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж).
Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя (если показывал взрослого медведя)?» — «Медвежата», — говорят дети. «А детенышей ежа?» — «Ежата». И т. д.
Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята.
Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч: волк — волчата, зайка — зайчата, кролик — крольчата, белка — бельчата, галка — галчата и т. д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т. д.
Отбери предметы
Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названиях которых есть звук ч: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.
Воспитатель ставит на стол все подготовленные для игры предметы (6-8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч. Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: ччасы, ключч. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Зачем нужно?
Наглядный материал. Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч).
Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей назвать их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: «Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, а зачем нужна чашка?» Таня: «Пить чай». — «А кто скажет, что еще можно пить из чашки?» — обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т. д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает о их назначении.
Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.
Будьте внимательными
Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ, а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.
Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуками ш, с, сь, чтобы дети не путались.
Отгадай, что взял Петрушка
Наглядный материал. Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ: щетка, ящик, клещи, щенок, Петрушка.
Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ, он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. «Вы сейчас закроете глазки, — говорит он, — а когда я вам скажу, откроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетка, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» — «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)», — отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают и говорят, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.
Найди игрушку
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным Звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Каких животных мы знаем?
Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль). Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» — «Лошадка», — отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва.) — «Лев». И т. д. Рассмотренные картинки воспитатель помещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие — с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу. Воспитатель следит, чтобы все дети правильно произносили звук л (ль) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.
Кто это?
Наглядный материал. Игрушки или картинки с изображением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.
Воспитатель спрашивает, кто из животных производит такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.
Воспитатель: Кто кукарекает? Дети: Петушок.
Воспитатель: Как он кукарекает? Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Кто хрюкает? Дети: Поросенок.
Воспитатель: Как он хрюкает? Дети: Хрю-хрю-хрю…
Воспитатель: Кто чирикает? Дети: Воробей.
Воспитатель: Как он чирикает? Дети: Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель: Кто крякает? Дети: Утка.
Воспитатель: Как она крякает? Дети: Кря-кря-кря…
Воспитатель: Кто мурлычет? Дети: Кошка.
Воспитатель: Как она мурлычет? Дети: Мурр, мурр…
Воспитатель: Кто фыркает? Дети: Ежик.
Воспитатель: Как он фыркает? Дети: Фррр, фррр…
После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит.
Воспитатель: Ку-ка-ре-ку!… Кто это? Дети: Петушок.
Воспитатель: Что он делает? Дети: Кукарекает.
Воспитатель: Хрю-хрю-хрю… Кто это? Дети: Поросенок.
Воспитатель: Что он делает? Дети: Хрюкает.
Воспитатель: Чик-чирик… Кто это? Дети: Воробей.
Воспитатель: Что он делает? Дети: Чирикает.
Воспитатель: Кря-кря-кря… Кто это? Дети: Утка.
Воспитатель: Что он делает? Дети: Крякает.
Воспитатель: Мурр, мурр… Кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Мурлычет.
Воспитатель: Фрр, фрр… Кто это?
Дети: Ежик.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Фыркает.
Данное игровое упражнение можно проводить индивидуально или с несколькими детьми.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносил! звук р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия производимые животными, внимательно слушали воспитателя.
Доскажи слово
Воспитатель произносит фразу, но не договаривает ела в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Воспитатель: Ра-ра-ра — начинается иг… Дети: ра.
Воспитатель: Ры-ры-ры — у мальчика ша… Дети: ры.
Воспитатель: Ро-ро-ро — у нас новое вед… Дети: ро.
Воспитатель: Ру-ру-ру — продолжаем мы иг… Дети: ру.
Воспитатель: Ре-ре-ре — стоит дом на го… Дети: ре.
Воспитатель: Ри-ри-ри — на ветках снеги… Дети: ри.
Воспитатель: Ар-ар-ар — кипит наш само… Дети: вар.
Воспитатель: Ор-ор-ор — созрел красный поми… Дети: дор.
Воспитатель: Ир-ир-ир — мой папа коман… Дети: дир.
Воспитатель: Арь-арь-арь — на стене висит фо… Дети: нарь.
Воспитатель: Ра-ра-ра — у мышки есть но… Дети: ра.
Воспитатель: Ре-ре-ре — носим воду мы в вед… Дети: ре и т. д.
Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы.
Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, четко произносили звук р (рь).
Подбери нужное слово
Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово. «В аквариуме плавают… — говорит воспитатель. — Кто плавает?» — «Рыбки», — договаривают дети. Рекомендуемые предложения:
Высоко на дубу сидит и каркает… Кто? Ворона.
На лугу пасется… корова.
На огороде вырос большой зеленый… огурец.
У Вовы лопнул красный… шар.
Хорошо водит машину… шофер.
Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, правильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.
Подбери похожие слова
Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т. д.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.
Угадай, где кру`жки, а где кружки`
Наглядный материал. Две кружки и два кружка.
Воспитатель показывает детям кру`жки и кружки`, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кру`жки над кружка`ми и спрашивает: «Что находится сверху (кру`жки), а что снизу (кружки`)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кру`жки, а где кружки`. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
Топ-топ-топ
Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит топ-топ-топ в ускоренном темпе), затем как «большие ноги топали по дороге» (произносит топ…топ…топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.
Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух Скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно.
Угадай, какой поезд
Наглядный материал. Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.
Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук…тук…тук медлен но). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе), Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.
Воспитатель добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, верно определяли на слух по скорости произнесения тук-тук-тук скорость движения поездов.
Котенок
Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — иди же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки).
Воспитатель ставит на фланелеграф картинку с изображением девочки и говорит: «Это Таня. Идет Таня с прогулки домой (показывает) и видит: около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку на фланелеграф). Кого увидела Таня?» — «Котенка», — отвечают дети. «Сидит котенок, — продолжает воспитатель, — и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2-3) повторяют с той же интонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки, — рассказывает воспитатель дальше, — и принесла его домой (переставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовался, — завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2-3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают).
Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподражание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радостно, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок мяукает жалобно, когда радостно, когда сердито.
Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились воспроизводить звукоподражание с различной интонацией.
Интересные слова
Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник.
Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?» — «Ручка», — отвечают дети. «Правильно. — говорит воспитатель. — У меня рука, а у куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у куклы?» — «Ручка», — говорят дети. «Да, маленькая рука тоже Ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова. «За ручку». — «А кто мне скажет, У каких предметов еще есть ручки?» Дети вспоминают. Если они затрудняются ответить, то воспитатель показывает кастрюлю, портфель, чашку, чайник и предлагает детям показать, где у них ручка. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки, и все ручки разные, но все их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы, например лук, который едят, лук, из которого стреляют.
Что делает?
Наглядный материал. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
Как об этом сказать?
Наглядный материал. Два белых плюшевых зайца; один — большой, другой — маленький.
«Посмотрите на эти две игрушки, что можно про них сказать? — спрашивает воспитатель. — Верно, это зайки. Сколько их? («Два».) Два зайчика. Только этот зайка какой? («Большой».) А этот? («Маленький».) А как можно назвать этого маленького зайку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем зайки, зайцы (воспитатель жестом показывает на игрушки, подчеркивая их различную величину). Как же мы назовем маленького зайца? («Зайчик, заинька, зайчонок, сыночек, малыш».) Слова все хорошие, ласковые, очень подходят для маленького зайки. Повторите эти слова еще раз, а мы послушаем. (4-5 ясных и громких ответов.) А эту игрушку будем называть: большой заяц».
Кто это?
Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы.
Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: «Кто это? («Лиса».) А как еще можно назвать это животное? («Лисичка, лисица, лисонька, мама».) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю… Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. («Стоит, смотрит…») Еще какими словами можно назвать действия лисы? («Слушает, видит, разглядывает».) Скажите, какая эта лиса. («Большая, рыжая, красивая».) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?»
Произнеси слово
Наглядный материал. Мяч.
Воспитатель показывает мяч и спрашивает: «Что это?» дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: «Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима… (5-6 ответов.)
Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч».
Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: «Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку …» Дети подсказывают: «Мячик». Это слово четко произносят еще 4-5 детей. «Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка — под дождем остался … («Зайка».) Уронили мишку на пол, оторвали мишке …» Несколько ответов: «Лапу».
«А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово». Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: «Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?» Вася: «Мишка». Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: «Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко».
Кто что делает?
Наглядный материал. Игрушки — кошка и собака.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка — серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка — белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов — названий игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в их произнесение. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель. Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Валя скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. Повторите, дети, все вместе с Колей.
Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим?
Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку.
Педагог. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет; радуется. А что она делает, когда видит мышку?
Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.
Педагог. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?
Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.
Педагог. Еще что умеет делать кошка?
Дети. Мяукать («мяу-мяу»), лакать молоко, пить.
Педагог. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка?
Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.
Педагог. Что делает собака, когда видит кошку?
Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.
Педагог. А когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?
Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.
Педагог. Много вы сказали слов и о том, что делает собака. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз (дети подсказывают).
Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше слов-глаголов, соответствующих характерным действиям кошки и собаки. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова («Каждое сказанное слово и звучит по-разному и обозначает разное действие»), умению описать внешний вид предмета (животного).
Подумай и скажи
На прогулке воспитатель спрашивает детей: «Какая сегодня погода?» Дети с помощью взрослого подбирают слова, характеризующие состояние данной погоды. «Какие разные слова вы назвали! Послушайте, я их еще раз произнесу: Погода сегодня теплая, солнечная, безветренная, хорошая. Повторим эти разные слова про сегодняшнюю погоду все вместе… Посмотрите теперь на клумбу, какие цветы на ней растут? Какими словами можно сказать про цветы? (Дети отвечают.) И про цветы много разных слов вспомнили. Цветы красные, желтые, большие и маленькие, красивые».
Подскажи слово
«Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. — спрашивает педагог. — Однажды он написал стихи, которые называются «Жил на свете человек». В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).
Жил на свете человек —
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… (дорожке).
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные… (мышки)!
И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные… (волки).
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у … (окошка).
Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению».
Скажи, как я
Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он — эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово («Чебурашка», — говорит Валя. «Чебурашка», — вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или «вернул» говорящему другое слово (например, вместо горы — город), то на эту роль выбирается другой ребенок.
Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.
Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
Какие слова бывают?
Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесенных слов. Затем просит детей назвать только ласковые слова (Дети: «Солнышко, березка, олененок…»), слова громко-звучащие («Гром, тигр, гроза…»), звонкие слова («Зонт, зайцы, звонок…»), тихие слова («Мышонок, уснули, шепчет…»). Взрослый проводит упражнение, не торопясь, радуясь вместе с детьми каждому удачно подобранному слову; просит отдельных детей повторить слова. Отмечает, какие интересные слова вспоминали дети, хорошо и отчетливо их произносили, предлагает дома повторить разные слова младшим членам семьи и родителям.
Какое слово потерялось?
На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: «Зайку бросила хозяйка — под дождем остался … (зайка). Наша Таня громко … (плачет), уронила в речку … (мячик). Тише, Танечка, не … (плачь)! Не утонет в речке … (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (лапу). Все равно его не … (брошу), потому что он … (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится … (кошки).
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами».
Где вы слышали эти слова?
Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения «Наша Таня» (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель «все перепутал», и предлагают такой порядок их следования: «Наша Таня громко плачет». «Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. — подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? («Наша».) Затем какое слово? («Таня».) Затем? («Громко».) И последнее слово? («Плачет».) Наша Таня громко плачет — слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом».
Как надо произнести эти слова?
«Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто: есть стихотворение «Зайка», слова оттуда.). А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? («Зайку». Воспитатель рисует одну линию.) Какое слово следующее? («Бросила». Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? («Хозяйка», на доске появляется еще одна черта. Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени.)» Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности слова стихотворения, а воспитатель указкой одновременно проводит по линиям. Графический прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом.
Кто предложит сам?
Детям предлагается по желанию спеть песенку или рассказать стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова, а затем пропеть или проговорить их так, как они должны произноситься на самом деле. Желательно, чтобы дети проявили инициативу в выборе поэтических строчек. Взрослый напоминает, что слова и в стихотворении, и в песне, и в разговоре, всегда произносятся друг за другом.
Аналогичные упражнения проводятся систематически.
Произносим слова
Наглядный материал. Игрушка или картинка — лиса.
Воспитатель: «Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное («Лиса, лисичка, лисонька».) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!»
На что похоже?
«Дети, послушайте, как я называю игрушку. Это лиса. Ллииссаа. Какое еще слово можно вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Не знаете? А я уже вспомнила: коса. Вслушайтесь в эти два слова: лиса — коса, слышите, как они сходно звучат? Молодец, Валя, нашла сходно-звучащее слово — оса. Валя, произнеси сразу два слова («Лиса — оса»). Повторите, дети, эти похожие слова. А какие слова сходны по звучанию со словом лисичка? («Сестричка, синичка…»). Повторим все слова, которые мы называли. Много слов».
Здравствуйте, я — Петрушка!
Наглядный материал. Персонаж кукольного театра Петрушка.
Из-за ширмы появляется Петрушка: «Здравствуйте, ребята! Я — Петрушка. Пришел играть в слова. Где моя волшебная палочка? Играем так. Я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же зазвучит его название. Произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Так, палочка, начинай!»
Воспитатель (Петрушка) касается палочкой разных предметов, а дети хором произносят по одному слову так, чтобы; четко были слышны составляющие их звуки («Ззааййкаа, ллииссииччкаа, ммаатрреешшкаа, ччаассыы…»). Петрушка: «Ой! Как интересно звучат слова. Очень хорошо звучат слова! Еще раз, палочка, начинай!» Упражнение повторяет Палочка «оживляет» разные предметы, дети отчетливо произносят их названия, Петрушка очень доволен: «Какие разные слова! Звучат как замечательно, приятно слушать, как звучат слова. Спасибо, дети! Спасибо, палочка! Пойду теперь играть к другим детям. До свиданья!»
Подумай и скажи
Петрушка здоровается с детьми и говорит: «Я принес вам игрушки. Это мишка. (Показывает.) Это зайка. Это лисичка. Будем подбирать к названиям этих игрушек слова, сходные по звучанию. Я говорю: лисичка-сестричка, а вы какие слова добавите. (Дети: «Синичка, певичка, невеличка…») Ой, сколько похожих слов, я их все сейчас повторю, если какое-нибудь забуду, подскажите…
А теперь вы сами, без моей подсказки, подберите слова сходно-звучащие к слову зайка. Молодцы! Повторю все ваши слова: зайка — лайка, майка, попрыгайка, побегайка… А теперь вы их еще раз повторите. А какие слова сходно звучат со словом мишка? Ох, как много слов сказали: мишка — шишка, мышка, фишка, малышка, кочерыжка, мартышка. Ребята, пожалуйста, и про меня подыщите слова. Я — Петрушка. Какие слова звучат похоже? Как интересно: ватрушка, подушка, погремушка, вертушка. Спасибо! Очень рад! Приду к вам еще. До свиданья!»
Кто летит в самолете?
Наглядный материал. Самолет (в окнах его видны пассажиры: петух, заяц, кот, лиса и др.), фишки по числу играющих детей, кубик с кружочками.
Воспитатель сообщает детям, что в самолете летят разные звери, они хотят посетить столичный зоопарк, и про каждого пассажира нужно сказать много разных и интересных слов. Детям для выполнения игровых заданий предлагаются фишки (по числу участвующих) и кубик.
Вначале все рассматривают, кто летит в самолете, ясно, четко и громко называют животных: «Это кот, заяц, лиса, петух». Предоставляется возможность высказаться каждому. Затем дети поочередно бросают кубик. Количество кружков на верхней стороне кубика обозначает, сколько следует отсчитать окошек и около какого пассажира разместить фишку, чтобы начать разговор о нем. Например, фишка играющего оказалась около окошка, из которого выглядывает пассажир заяц. Все рассматривают зайца, описывают его внешний вид (белый, пушистый, веселый, длинноухий), обращают внимание на звучание разных слов, каждый играющий повторяет все сказанные слова. Затем воспитатель просит подобрать разные слова, чтобы ответить на вопрос: кто это? Дети предлагают: заяц, зайка, зайчонок, заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка. Педагог одобряет подбор слов про длинноухого пассажира и просит подумать, какое еще слово можно добавить к слову зайка, чтобы оно звучало похоже. (Дети: «Зайка-зазнайка, зайка-побегайка, зайка-незнайка, зайка-попрыгайка…») Если ребята затрудняются, воспитатель помогает им. Можно предложить найти слова, разные по звучанию (зайка — рыбка — петушок). Аналогичные задания даются и для других пассажиров самолета.
Важно создать такую игровую ситуацию, при которой бы все дети были активны и старались правильно ответить на вопросы воспитателя.
Какое это имя?
Наглядный материал. 10 карточек с изображением детей (или куклы). На пяти изображены девочки, на остальных — мальчики.
Все карточки (куклы) находятся на столе. Воспитатель откладывает в сторону карточку с изображением девочки и говорит, что ее зовут Галя. Галя хочет идти на прогулку с товарищем. Но в паре с ней может быть лишь тот ребенок, чье имя звучит схоже с именем Галя. Догадавшемуся ребенку предлагается взять карточку с изображением мальчика по имени Валя и присоединить к первой карточке: Валя и Галя собираются идти гулять.
Затем педагог берет следующую карточку и спрашивает: «Как зовут этого мальчика?» Дети предлагают имена: Митя, Коля, Саша… К названному имени аналогично подбирается созвучное. (Витя, Оля, Маша и т. п.) Несколько пар карточек размещаются рядами на стенде: Валя — Галя, Коля — Оля, Саша — Маша, Шура — Юра. Если дети предлагают имена Костя, Марина, Женя, Максим, Слава, Ира, то сообща уточняется, что звучание этих имен не похоже друг на друга, пары составить нельзя.
Отыщем картинку
Наглядный материал. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 — топор, лягушка, коза, теленок; 3 — жук, галка, юла, слон; 4 — оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.
Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.
Вариант 1
Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: «В этих карточках «спрятаны» слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат». Показывает свою картинку: «Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит».
Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.
Вариант 2
У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего — слева, ребенка — справа.
Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.
Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.
Вариант 3
Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса — коса, мак — рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук — лук.
При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак — мак (лак, так, как); жук — лук (тук, сук).
Вариант 4
Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.
На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.
Что ты слышишь в слове?
Детям, читают потешку: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», показывают картинку, они рассматривают девочку Машу, ее одежду. Некоторые дети повторяют потешку. Потом воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова потешки и при повторном чтении слегка выделяет голосом звук ш: «Нашша Машша маленька, на ней шшубка аленька». 2-3 детей, а затем все вместе повторяют так, чтобы звук ш очень ясно слышался.
Читается еще одна потешка (по выбору воспитателя), и дети определяют, какой звук в ней часто встречается.
Слышишь ли ты звук?
Наглядный материал. Картинки с изображениями разных предметов.
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: «Рак». Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. («Мак».)
Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее («Звучат сходно») и что же разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак — рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки м и р.)
Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит — кот. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании ы — и, о — и акцентируя внимание на произнесении гласных звуков.
Звуковые часы
Звуковые часы
Наглядный материал. Пособие «Звуковые часы»: демонстрационные, большого размера — для воспитателя, и индивидуальные, маленького размера — для каждого ребенка.
Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым участником игры. Названия же семи предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (жук — лук); одно-два — длинными (Чебурашка, Буратино); два названия — трехсложные (машина, курица); два — двусложные (в одном слове ударение на первом слоге-части — рыба, роза, в другом — на втором слоге — щенок, лиса).
Пособие используется в течение года неоднократно на групповом занятии, в работе с подгруппой детей, а также индивидуально в часы игр. Оно дает возможность воспитателю закреплять, уточнять и активизировать знания каждого ребенка о звучащем слове. Содержание картинок помогает сосредоточить внимание играющих на слове-названии каждого изображенного предмета, подкрепляет интерес к звучанию слова, активизирует высказывания, не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются.
Примерные задания для детей 4 лет: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат эти слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками. 4. Отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, похожие по звучанию.
За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку, в конце упражнения подсчитывается количество очков и определяется победитель.