Урок на тему «Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2»

г.Качканара Свердловской области











Статья
«Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы.»





подготовила

учитель иностранных языков

Губанова Ирина Викторовна













Качканар 2010

Информационные технологии как средство развития творческого мышления и коммуникативных компетенций учащихся начальной школы.


Губанова Ирина Викторовна,

учитель иностранных языков

1 категории

МОУ «Качканарская средняя общеобразовательная школа»
Свердловской области


Основная цель обучения английскому языку с помощью ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) к учебникам Биболетовой М.З. и др. “Enjoy English” 2-4 класс ( https://school-collection.edu.ru ) определяется как развитие личности ребенка средствами родного и иностранного языков на основе организации учебной деятельности. В соответствии с этим весь учебный процесс способствует созданию условий для:

  • речевого развития учащихся средствами родного и английского языков и воспитания потребности пользоваться иностранным языком на уровне элементарной коммуникативной компетентности;

  • развития эмоциональной сферы учащихся и их мотивации к изучению английского языка;

  • интеллектуального роста учащихся и формирования у них некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и английском языках и развития на этой основе познавательных и творческих способностей младших школьников;

  • положительного отношения к учебной деятельности, вовлеченности каждого учащегося в учебный процесс и овладения ими универсальными общеучебными и коммуникативными умениями.

В предлагаемом наборе ЦОР реализованы такие цели обучения как формирование основ речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций, включая навыки самоконтроля, а также навыки, связанные с использованием ИКТ.

Набор ЦОР, интегрированный в обучение английскому языку в начальной школе, нацелен также на:

  • создание дополнительных возможностей для развития младших школьников средствами английского языка и ИКТ;

  • обеспечение элементарной иноязычной коммуникативной компетентности и основ информационной грамотности второклассников за счет интеграции английского языка и информатики;

  • создание условий для надежной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся.

Как уже отмечалось, целью использования ИКТ в общеобразовательной школе является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

  • формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации (в ходе компьютерных игр и работы с программами-тренажерами);

  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и набора ЦОР);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных);

  • подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможности ИнТО;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности учащихся; углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Разработанные ЦОРы направлены на освоение основного языкового и речевого материала разделов, изучаемых в течение второго полугодия 2-4 классов, и формированию языковых и речевых навыков: грамматических, лексических, фонетических, орфографических и навыков техники чтения, а также развитию речевых умений аудирования, чтения, письма, говорения. Коллекция включает в себя набор ЦОРов для презентации и тренировки методически отобранного материала в рамках тем и речевых ситуаций. В ней представлен большой набор упражнений, которые могут быть использованы на уроке как обязательные, а также в качестве дополнительного материала для самостоятельного выполнения.


ЦОРы разбиты по типам: интерактивные презентации, не интерактивные презентации,интерактивные тренажеры.Разработанные ЦОРы – интерактивные тренажеры включают задания на уровне слова, предложения и связного текста.

Лексические упражнения

  • соотнести графический образа слова с его значением;

  • соотнести английские и русские слова;

    • найти соответствия между словом и картинкой;

    • расставить слова в алфавитном порядке;

    • распределить слова по группам;

    • подобрать рифму к слову;

    • воспринимать на слух и понимать языковые и речевые единицы разной протяженности;

    • вставить пропущенное слово, словосочетание;

    • составить предложение из слов;

    • убрать лишнее;

    • продолжить цепочку слов;

    • найти общее понятие;

    • заполнить пропуски в тексте подходящими словами;

    • заменить картинки в тексте соответствующими смыслу словами;

    • расшифровать слово;

    • разгадать кроссворд;

    • разбить цепочку из слов на отдельные слова;

    • подобрать слова, начинающиеся с одинаковой буквы;

    • написать слова под рисунками и др.

Грамматические упражнения

  • восстановить структуру предложения;

  • соотнести предложения с их моделями;

  • написать предложения к предложенным моделям;

  • восстановить все элементы в модели предложения;

  • составить высказывания с опорой на модели ;

  • трансформировать повествовательное предложение в вопросительное;

  • подобрать к предложениям подходящие вопросительные слова;

  • выбрать правильную грамматическую структуру из нескольких структур;

  • соотнести предложения с картинками;

  • выделить в тексте цветом новую грамматическую структуру;

  • закончить предложение;

  • исправить ошибки в тексте и др.

Фонетические упражнения

    • произносить языковые и речевые единицы разной протяженности, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, следуя образцу;

    • соотнести графический и звуковой образы слова;

    • выбрать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;

    • убрать слова, не соответствующие правилу чтения;

    • сгруппировать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;

    • соотнести слова с их цветом и др.

Цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным. Развитие речевых умений в аудировании, чтении, говорении и письме осуществляется на материале серии тематических картинок, текстов монологического и диалогического характера, комиксов, стихов, Power Point — презентаций. Основными заданиями являются следующие:

    • расположи реплики диалога в логической последовательности;

    • восстанови в диалоге стимулирующие реплики;

    • восстанови в диалоге реагирующие реплики;

    • прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;

    • составь свой диалог с опорой на диалог — образец;

    • прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;

    • соотнеси смысловые фрагменты текста;

    • выдели в тексте избыточную информацию;

    • вставь в текст вместо картинок подходящие слова;

    • восстанови логическую последовательность текста;

    • ответь на вопросы текста;

    • проведи цветовую маркировку текста;

    • добавь информацию, подходящую к тексту;

    • послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;

    • послушай текст и раскрась иллюстрацию к нему;

    • послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;

    • послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;

    • послушай и восстанови логическую последовательность текста;

    • расположи картинки в логической последовательности;

    • напиши поздравительную открытку;

    • прочитай письмо и напиши ответ, используя образец письма;

    • напиши вопросы для предстоящего интервью;

    • ответь на вопросы анкеты и др.



Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей. Большинство предлагаемых ЦОРов носят интерактивный характер.

  • Посмотри на коллаж и скажи, что ты обычно ешь на завтрак, обед, ужин.




I have _____ , _________ and ___________ for breakfast. I don’t have ______________ for breakfast. For lunch I have __________ and _____________ . I don’t have ___________ for lunch. For dinner I have ________ , _________ and ___________ . I don’t have ____________ for dinner.

  • Посмотри на рисунок, послушай текст и раскрась это странное существо.

Текст для аудирования:Look at this funny creature. His face is green, round and very big. He has big yellow eyes, red long hair, a big nose and a big purple mouth. He has four long ears. His ears are blue. His teeth are black. Br- r-r , I’m afraid!

  • Тайни решил поздравить своих друзей с Рождеством. Прочитай его разговор с работником почты. В диалоге нарушен порядок реплик. Расставь их правильно.

— Hello! I’d like to write postcards to my friends. Have you got any Christmas postcards?

— Hello! Can I help you?

— Would you like a Christmas poster?

— Bye-bye!

— Here you are.

— Five postcards, please.

— No, thank you. Good bye

— Yes. How many postcards need you?

— Oh! The postcards are very nice!

Преимущества использования разработанных заданий в обучении иностранному языку на начальном этапе заключается в

-постоянной непосредственной реакции компьютера на действия учащихся в виде стимулирующих, побуждающих реплик и невербальных реакций действующих героев (улыбка и подмигивание героев, реплики “Great!”, “Try again!”, “Well done!”, “Dont worry”, “Congratulations!” etc.)

-создании естественной коммуникативной ситуации;
— дополнительной зрительной и слуховой поддержки в виде опорных фраз;

-наглядности и доходчивости презентации нового лексического и грамматического материала за счет демонстрации одновременных действий, позволяющих учащимся лучше понять контекст употребления новой грамматической структуры или лексической единицы;

-развитии логического мышления: обобщении материала и самостоятельного выведения правила;

-отработке нового грамматического явления (дрилл) в занимательной форме;
-повышении мотивации и интереса учащихся этого возраста за счет использования анимации;

-индивидуализации обучения, позволяющей младшему школьнику выбрать не только количество упражнений для формирования навыка, но и уровень их сложности.

Имея тематическое и поурочное планирование к базовым учебникам, а, также учитывая условия, возможности и способности учащихся, учитель или ученик может выбирать предлагаемые ЦОРы, конструируя свой урок. Таким образом, учитель и ученик приобретают возможность творчески подходить к собственным разработкам.



    
































Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://school-collection.edu.ru














Свежие документы:  Конспект тренинга "Тренинг личностного роста для педагогов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: