МО Классных руководителей ГБОУ СОШ №867, учитель Ткаченко Т.Н. 16.12.14
«Использование и области применения ИКТ в работе с родителями»
Как по представлению древних жизнь держалась на трех китах, так и работа по воспитанию и образованию детей держится на трех основных составляющих – педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании школьников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, и развития своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах — Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? Важно взаимодействовать всем участникам процесса и вникать в проблемы ответственно и серьезно, а не поверхностно.
Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей. Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо учителям и родителям объединить свои усилия для обеспечения детей всем необходимым. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители — грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы, сделать их еще более творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Рассмотрим возможные применения компьютерные технологии на практике:
1. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по триместрам и за год. Данные отчеты могут формироваться, например, с помощью электронных таблиц Microsoft Excel;
2. База данных по классу формируется, например, с помощью Microsoft Access.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ.
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для проведения родительских собраний можно использовать Сайт класса, Чаты и Форумы.
На сайте также возможно общение через Гостевую книгу. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.
В своей работе классный руководитель может использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии:
ресурсы Интернет;
электронные образовательные ресурсы;
компьютерные программы.
SMS – дневник.
В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников- очень актуальна. Использование SMS-дневников позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. Например, можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей об успеваемости каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.
Начать работу можно с несколькими детьми, которые или регулярно нарушают дисциплину, или у которых по каким-то причинам снизилась успеваемость.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Активное использование ИКТ в работе классного руководителя вносит свою лепту в формирование коллектива единомышленников учеников и их родителей, помогает в решении многих вопросов воспитания.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя и классного руководителя в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями школьников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность продемонстрировать родителям любые документы и фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога школы и родителей;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Вывод: В условиях развития современного общества педагоги все чаще используют разнообразные формы работы с родителями с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы, SMS-дневник и т.д.). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.