Урок на тему «Использование проектной технологии как способ повышения качества образования»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

город Ангарск Иркутской области








Использование проектной технологии как способ повышения качества образования












Панова Альбина Викторовна,

учитель начальных классов













Вокруг проблемы качества образования ломается сегодня много копий. Каждый ищет её решение по-своему. Ещё недавно качество образования мы сводили исключительно к качеству обучения. В современных же рыночных отношениях качество стало рассматриваться с позиции его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителям, рынка труда, общества и государства). Современное общество ставит перед школой новые задачи: воспитание человека умелого и мобильного, умеющего самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Поэтому начальная школа, которая решает задачи развития базовых способностей ребёнка, формирует главные инструменты познания, должна решать проблему формирования ключевых компетенций учащихся, в частности, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной как условие достижения качественных результатов на следующих ступенях обучения.

Для решения данной проблемы считаю необходимым использование новых педагогических технологий. Особое место в моей практике занимает метод проектов.

Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся.

Изучая опыт коллег, использующих данный метод, пришла к выводу: проектированием занимаются в основном учащиеся 3-4 классов. Но именно в 1классе формируются общеучебные умения и навыки, которые способствуют достижению качественных результатов в обучении.

И чтобы сделать проектную деятельность действительно полезной для развития школьников необходимо основы исследовательской деятельности заложить уже в 1 классе.

Поэтому я определила следующую педагогическую задачу :

Создать систему работы по эффективному включению учащихся в проектную деятельность.

Ведущая идея опыта, положенная в основу решения выдвинутой задачи:

Личностно-деятельностный подход, предполагающий максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности в деятельности, обращенность к внутреннему миру ребёнка

Для реализации поставленной задачи я разработала методику по эффективному включению учащихся в проектную деятельность.

Данная методика представлена тремя блоками:

1блок — разработка заданий, подготавливающих учащихся к работе над проектом:



  • на доконструирование (продолжи рассуждения ребят, закончи рассказ..) Дети учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания одноклассников, устанавливать связи, т.е. цель данных заданий – развитие коммуникативных умений


  • на переконструирование (перескажи от первого лица , от имени героя сказки, рассказа..) Ребёнок учится разным социальным ролям, учится представлять ситуацию с разных сторон. Цель – развитие системного мышления



  • на собственно конструирование (составь рассказ, кроссворд.) Здесь говорим о творческом конструировании знаний, такие задания позволяют создавать условия для самостоятельного охотного приобретения знаний из различных источников информации. Цель данных заданий- формирование информационных умений.


В ходе выполнения таких заданий учащиеся постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.


2 блок: Разработка проектных игр


Наряду с предложенными заданиями в 1 классе использую проектные игры, в ходе которых дети приобретают навыки переноса знаний из учебной ситуации в реальную жизнь, развивают коммуникативные навыки:

В групповой проектной работе мы распределяем роли и определяем обязанности:


роль

обязанности

исследователь

отыскивает все новое, необычное, таинственное, разгадывает найденные загадки, отвечает за сбор информации

творец

создает новые произведения, сочиняет, оформляет

помощник

помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта

организатор

следит за этапами выполнения работы, ведет запись работы

докладчик

готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации

И роли и обязанности каждый педагог может добавлять и изменять.

Игры: «Что нам стоит дом построить»

«Семь Я»

«Эти забавные животные»

«Грамотейка»

«Мы исследуем школу»

«Наша планета»


Демонстративный, артистичный ребенок, которому может не даваться систематичная работа, связанная с этапом сбора или переработки информации, прекрасно покажет себя на презентации проекта; не особо успешный в учебной деятельности, но добрый и отзывчивый ребенок будет незаменим в роли помощника. В групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны  найдется для каждого.
Регулируя распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагог — руководитель проекта получает  возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе.

3 блок – Разработка серии детских проектов

Дети по своей природе – исследователи. Для того, чтобы удовлетворить потребности своих первоклассников я разработала серию детских проектов :

  1. Проекты- наблюдения. Именно эти проекты подходят для малышей: наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это темы для проектов , которые всегда интересны детям. Дневник наблюдений – основа проекта, в которых дети делают рисунки, делают записи, когда научатся писать, добавляют фотографии.

«Осенние фантазии»

«Встречаем зиму»

« Птичьи радости»

«Мой четвероногий друг»

«Куда снег с улиц исчезает?»

Предметная область – Окружающий мир, Изобразительное искусство, внеклассная работа

  1. Проекты- рассказы Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а так же как результат изучения тем школьных предметов. Такая работа, безусловно , относится к самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и, несомненно, на уровне младших классов может считаться проектом.

«Как люди приветствовали друг друга?»

«Почему их так назвали — подсолнух, колокольчик, одуванчик?»

«Однажды я был с мамой в театре..»

«Новогодние фантазии: представь, что колобок покатился по дорожке зимой.»

«Почему буква Ё с двумя точками»



Образовательная область – Литературное чтение, Окружающий мир

  1. Экскурсионные проекты. Образовательная область – окружающий мир Программа обучения в начальной школе насыщена разного рода экскурсиями. Задача педагога- превратить экскурсии в серию детских проектов.

«Почему деревья роняют листья?»

«Сколько «этажей» в лесу?»

«Птицы нашего края»

«Проказы матушки-зимы»

«Откуда хлеб берется»

  1. Конструктивные проекты. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».Образовательная область – Трудовое обучение(технология)

«Кто в аквариуме живёт»(оригами)

«Закладка для любимой книжки»

«Объёмная композиция»( герои сказок)

«Мастерская Деда Мороза»

Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Выполнять надо его немедленно, пока не угас интерес, что может привести к потере мотивации.

Результат успешной работы в данном направлении подтверждается показателями ежегодного мониторинга основных умений, необходимых в работе над проектами и способствуют повышению качества знаний:


















Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов,- весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый эффект, связанный , прежде всего, с личностным развитием учащихся.








Книги, вдохновившие меня



  • Журнал «Исследовательская работа школьников» № 2 2004 год

  • Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат



Свежие документы:  СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: