Урок на тему «Личностно-ориентированный урок»



Мастер – класс «Личностно-ориентированный урок»


Мулахметова С.М.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 10


Цель: познакомить с методикой организации личностно-ориентированного урока.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Оборудование: солнышко (15 шт.), облако (15 шт.),

колокольчик, Толковый словарь,

по 3 геометрические фигуры 5-ти разных цветов (15 шт.),

Раздаточный материал:

«Основные этапы урока» — 5 шт.,

«Организация личностно-ориентированного урока» — 5 шт.,

«Основные особенности личностно-ориентированного урока» — 5 шт.,

«Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока» — 5 шт.,

«Педагогический анализ личностно-ориентированного урока» — 15 шт.

Ход семинара:

  1. Сообщение темы.

  2. Актуализация знаний. Постановка цели.

Оцените уровень своих знаний по этой теме (облако, солнышко).

— Какие вопросы у вас возникли по этой теме? (вопросы зафиксировать на доске)

— Для чего вы хотите познакомиться?

— Каким образом вы хотите познакомиться? (план зафиксировать на доске)

3. Орг. момент + динамическая пауза.

— Подойдите к столу и возьмите карточки.

— Сядьте группами, объединившись по форме карточки (1 группа – круги, 2 группа – треугольники, 3 группа – прямоугольники). 3 группы по 5 человек. У каждой группы свой текст.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

— Прочтите текст. Обсудите. Выберите самые главные моменты. Подчеркните их.

— Поменяйтесь группами, объединившись теперь по цвету карточек (красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые). 5 групп по 3 человека

— Познакомьте с главными моментами ваших текстов участников группы.

5. Обсуждение результатов работы. Вопросы на осмысление изученного.

— Как вы поняли, какие основные особенности личностно-ориентированного урока?

— Как организовать личностно-ориентированный урок?

— Каким должен быть дидактический материал на личностно-ориентированном уроке?

6. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУНов.

— Используя полученные знания попробуйте провести любой из этапов личностно-ориентированного урока.

Окр.мир – «Живая и неживая природа»,

Русский язык – «Сложные слова»,

Математика – «Периметр прямоугольника»

7.Рефлексия деятельности.

1) — Вернёмся к вопросам, которые вы сформулировали в начале урока.

— Получили ли вы ответы? — Что или кто помог вам разобраться?

— Что бы хотелось сделать по другому?

2) – Вернёмся к теме нашего занятия. Оцените теперь уровень своих знаний по этой теме.

8. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

— Соответствует ли наше заседание критериям личностно-ориентированного урока?


Приложение 1

Основные особенности личностно-ориентированного урока

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.

2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель — ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.


Приложение 2

Организация личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Важна форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно – неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Организация личностно-ориентированного урока предполагает:

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;

  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • Использование проблемных, творческих заданий;

  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

  • Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;

  • Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Личностный подход просматривается на уроке в четырех аспектах:

1) в организации самого урока;

2) в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем;

3)в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности;

4) в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.


Приложение 3

Подходы к разработке дидактического обеспечения

личностно-ориентированного урока

  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

  • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала:


а) Использование учителем различных источников информации.

б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.

в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Свежие документы:  Опыты на прогулке для детей 2-4 лет в осенне-весенний период

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: