Урок на тему «Методики изучения удовлетворенности обучающихся и родителей школьной жизнью»


МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»















Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью


Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов


























р.п. Варгаши

2010 г.


Методика «Наши отношения»




Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988



Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.


Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:


1. Наш класс очень дружный и сплочённый.


2. Наш класс дружный.


3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.


4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.


5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.


6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.



Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):


1. В нашем классе принято помогать без напоминания.


2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.


3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.


4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.


5. В нашем классе не принято помогать друг другу.


6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.



Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.


Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(проф.М.И. Рожков)



Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.


Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:


4 3 2 1 0 1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал ещё лучше.


4 3 2 1 0 2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса.


4 3 2 1 0 3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.


4 3 2 1 0 4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.


4 3 2 1 0 5 Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.


4 3 2 1 0 6 У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.


4 3 2 1 0 7 Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.


4 3 2 1 0 8 Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.


4 3 2 1 0 9 Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.


4 3 2 1 0 10 Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.


4 3 2 1 0 11 Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.


4 3 2 1 0 12 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.


4 3 2 1 0 13 Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.


4 3 2 1 0 14 Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.


4 3 2 1 0 15 Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед коллективом школы.


4 3 2 1 0 16 Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.


4 3 2 1 0 17 Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.


4 3 2 1 0 18 Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.


4 3 2 1 0 19 Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.


4 3 2 1 0 20 Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.


4 3 2 1 0 21 Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

Свежие документы:  Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2010-2013 гг


4 3 2 1 0 22 Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.


4 3 2 1 0 23 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.


4 3 2 1 0 24 Осознаю всю ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.


На доске дано смысловое значение смысловых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».


Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:


1. включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);


2. организованность классного коллектива (5-8);


3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);


4. включённость класса в дела общешкольного коллектива (13-16);


5. отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);


6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24).


По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0.5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.



Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий.


Анкета для старшеклассников

(проф. Л.В. Байбородова)


Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.


Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:


1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?


2. Кто для Вас служит нравственным примером:


а) товарищи;


б) родители;


в) учителя;


г) герои книг;


д) выдающиеся спортсмены;


е) участники молодёжных ансамблей;


ж) никто;


з) допишите _____________________________________


3. В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами:


а) в совершенствовании учебного процесса;


б) в организации досуга;


в) в контроле за качеством знаний;


г) в поощрении;


д) в организации воспитательной работы;


е) нигде;


ж) допишите ________________________________________


4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):


а) в учебной работе;


б) на занятиях в кружках;


в) в компании друзей;


г) в общественной работе;


д) в производственном обучении;


е) в проведении досуга;


ж) в семье;


з) нигде


и) допишите ____________________________________


5. С кем Вы можете быть откровенными:


а) ни с кем;


б) с ребятами из нашей компании;


в) с директором школы;


г) с товарищами по школе, классу;


д) с родителями;


е) с руководителем кружка, секции, клуба;


ж) с бабушкой или дедушкой;


з) с классным руководителем;


и) со старым знакомым;


к) с любимым человеком;


л) с учителем школы;


м) допишите __________________________________


6. Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:


а) промолчу;


б) отвечу дерзостью;


в) обращусь к родителям за поддержкой;


г) обращусь к товарищам за поддержкой;


д) спокойно попытаюсь доказать правоту;


е) пожалуюсь администрации;


ж) при случае отомщу


з) обращусь к классному руководителю;

Свежие документы:  Урок на тему "Воспитание у детей дружеских взаимоотношений"


и) обращусь к учителю, которому доверяю;


к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;


л) допишите _________________________________________


7. В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися?


8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда____________________»;


9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:


а) учитель — ученик;


б) учителя — учителя;


в) учителя — администрация;


г) учителя — родители;


д) родители — учащиеся;


е) ученик — ученики;


ж) администрация — ученики;


10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?


11. Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться:


а) одними учителями;


б) совместно с учителями и учащимися;


в) самостоятельно учащимися.


12. В коллективе работников нашей школы преобладают отношения:


а) враждебные;


б) недружеские;


в) деловые;


г) групповые;


д) ты — мне, я — тебе;


е) сложные;


ж) всякие;


з) дружеские;


и) допишите______________________________



Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым)



Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:


4 — совершенно согласен;


3 — согласен;


2 — трудно сказать;


1 — не согласен;


О — совершенно не согласен.



1.Я иду утром в школу с радостью.


2. В школе у меня обычно хорошее настроение.


3. В нашем классе хороший классный руководитель.


4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.


5. У меня есть любимый учитель.


6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.


7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.


8. У меня есть любимые школьные предметы.


9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.


10. На летних каникулах я скучаю по школе.



Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.


Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


Анкета для изучения взаимоотношений между учителями и учащимися


Инструкция для учащихся


Отвечая на вопросы анкеты, выберите из предложенных характеристик те, которые с твоим мнением и запишите их рядом с выбранным ответом по каждому вопросу.


Список типичных характеристик взаимоотношений:


уважительно-тактичное;


справедливо-требовательное, по делу;


доброжелательно-понимающее;


дружески-шутливое;


категорически подчиняющее;


нейтрально-безразличное;


всепрощенчески-попустительское;


высокомерно-надменное;


необъективно-заниженное;


предвзято-завышенное;


агрессивно-недоброжелательное.



Вопросы


1.1 Какие бы ты хотел установить взаимоотношения на уроках?


а( с учителями,


б) с одноклассниками.


1.2 Какие не хотелось бы иметь:


а( с учителями,


б) с одноклассниками.


2. Хотел бы ты общаться с учителями и после уроков? Выбери из списка и укажи какие взаимоотношения тебе больше всего по душе?


3. Хотел бы ты общаться со своими одноклассниками во внеурочное время и какой характер взаимоотношений тебя больше всего устраивает?


Обработка результатов опроса.


Составьте сводную таблицу, где ответы учащихся всего класса выражены в процентах.


Примерная таблица

№ Вопросы Список типичных характеристик взаимоотношений

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


% % % % % % % % % % %


В качестве дополнений к таблице могут быть примечания и выводы.


Критерии (само)оценки эффективности работы классного руководителя.


1. Включенность в разработку новшеств.

Свежие документы:  Элективный курс «Коррупция- проблемы , поиски, решения»


2. Владение современными технологиями воспитания.


3. Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год).


4. Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива.


5. Любовь, доверие и терпение к детям.


6. Систематическое измерение уровня воспитанности.


7. Позитивная динамика воспитанности учащихся.


8. Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов.


9. Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей.


Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия



1. Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа).


2. Активность каждого.


3. Подготовленность и четкая организация мероприятия.


4. Познавательная ценность мероприятия.


5. Эмоциональная сопричастность.


6. Высокий эстетический уровень мероприятия.


7. Положительная самооценка мероприятия его участниками.


8. Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия).


Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)


Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.


Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.


Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.


Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего

ребенка.

4 3 2 1 0

Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.

4 3 2 1 0


Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.


Анкета для родителей



1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем?

2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся?

3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен?

4. Учитель обладает хорошими манерами поведения?

5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя?

6. У вас были конфликты с учителем?

7. На уроках ваши дети получают полноценные знания?

8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка?

9. Придя домой ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день в школе?



Литература

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988


Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.


Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. №7, 10 – 2003.


Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45.


Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998.


Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: