Урок на тему «Организация исследовательской работы в начальной школе»



муниципальная общеобразовательная средняя школа № 14
















Организация исследовательской работы в начальной школе


из опыта работы

учителя начальных классов

Перемитиной Ларисы Михайловны



выступление на окружной научно-практической конференции

« Развитие личности в дошкольном и школьном образовании:

опыт, проблемы, перспективы».

















г. Нижневартовск

2009

Начальная школа — важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, начиная с уроков окружающего мира. Например, по теме

«Времена года», «Моя семья», «Что означает моё имя»? Почти все работы носили сначала коллективный характер, тематика определялась в основном мною, но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу, это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Со 2 класса уже многие ученики знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования или получить мой совет.

Исследовательская работа стала для многих родителей моего класса интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогали ребенку готовить защиту своей работы. В результате работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап

ö определение темы;

ö постановка цели и задач, определение источников информации;

  • выбор критериев оценки.


Основной этап
ö разработка проекта
ö (сбор и уточнение информации)

Заключительный этап
ö Защита проекта

ö Автор выступает перед одноклассниками, родителями.

В подготовительный период мы не только выбираем тему для исследования, определяем задачи, но и как можно больше стараемся собрать информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для того чтобы помочь детям в выборе темы я предлагаю детям мини анкету с вопросами:

1. Что тебе интересно больше всего?

2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

  1. О чём хотелось бы узнать, больше?

  2. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, советую обратиться так же за помощью к родителям. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. На одном из классных часов моя ученица рассказала о том, что рядом с их дачей растёт старый кедр. Она заинтересовалась этим деревом и захотела больше узнать о кедровых орешках. Так у нас возникла тема для исследовательской работы.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.

С. Френе считал: “чтобы добиться желаемых результатов, нужно, прежде всего, заинтересовать детей поставленной задачей, постоянно вдохновлять их на труд, оказывать им полное доверие в атмосфере честного сотрудничества” (С.Френе, Избранные педагогические чтения, Москва, Прогресс, 1990г., с.258).

Найденный материал мы вместе просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести ещё анкетирование, подбираем фотографии. Готовый материал оформляем, и ученик выступает перед одноклассниками на классном часе, перед родителями, тем самым, приобретая ораторские способности.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате исследовательской работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять свою работу.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

« В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.












Литература


  1. Интернет-ресурсы

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная

школа, 2005, № 9

  1. Фестиваль педагогических идей.

  2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-

исследовательской работе. Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф.

Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //

Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

  1. Харитонов Н. П. «Основы проведения школьниками исследовательских

работ». Сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». М,

Народное образование. 2001 г.

  1. С.Френе, Избранные педагогические чтения, Москва, Прогресс, 1990г.,

с.258).

  1. Н.Н. Войткевич «Рабочая тетрадь юного исследователя» – Курган, 2006








Свежие документы:  Паспорт лагеря

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: