Урок на тему «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями»


Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края


МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа



Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.




Из опыта работы заместителя

директора школы по УВР

Сарбасовой Е.А.






Ст.Озерки 2008 г.


В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в школе. Из года в год увеличивается количество детей с ограниченными возможностями


Олигофрения

ЗПР

2003-2004

19

19

2004-2005

17

22

2005-2006

13

31

2006-2007

13

34

В прошлом учебном году количество учащихся, имеющих диагноз ЗПР, увеличилось по сравнению с 2003-2004 учебным годом в 1,8 раза, то есть на 44%. Общее количество детей с ограниченными возможностями в 2006-2007 учебном году в нашей школе достигло 47 человек, что составляет 12% от числа всех учащихся школы.

В последние годы перед школой встает еще одна проблема это увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения. Так в 2005 году из 34 первоклассников 10 человек, то есть 29% пришли в школу с нарушением звукопроизношения, в 2006г – 33% и в 2007 — 34%. Поэтому для коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ, разъяснения специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей в нашей школе был открыт логопедический пункт.

Тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями ведет к снижению % качества знаний по школе и создает проблемы в организации учебно-воспитательного процесса.

Для решения проблем связанных с обучением детей с ограниченными возможностями в школе сложилась определенная система. Работа с такими детьми ведется по следующим направлениям:

  • Коррекционно-развивающая работа учителей начальной школы.

  • Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.

  • Логопедические занятия с педагогом-логопедом.

  • Осуществление индивидуального подхода к обучению детей с ЗПР в основной школе.

  • Обучение детей с диагнозом олигофрения по программе VIII типа.

  • Организована работа школьного МППК.

Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе нацелены на создание оптимальных условий для полной психической и личностной коррекции и развития индивидуальных возможностей ребёнка.

Главная задача учителя на первой ступени заключается в создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка. Способствовать тому, чтобы учитывались возрастные и личностные особенности, активно корригировались и развивались, создавая фундамент для реализации потенциалов ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа в начальной школе включает в себя следующие этапы.

1. Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;


  • развитие навыков каллиграфии;


  • развитие артикуляционной моторики

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;


  • развитие зрительной памяти и внимания;


  • формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, величина, форма);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;


  • развитие слухового внимания и памяти;


  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительно анализа;


  • навыков группировки и классификации;


  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;


  • умение планировать деятельность.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;


  • развитие словесно — логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • релаксационные упражнения для мимики лица;


  • драматизация;


  • чтение по ролям.

Все перечисленные этапы присутствуют в работе учителей начальной школы, педагогов-психологов и педагога-логопеда.

Если в начальной школе сложившаяся система отработана и дает положительные результаты, то при переходе учащихся с ограниченными возможностями в среднее звено, возникают определенные проблемы. Осуществление индивидуального подхода при изучении русского языка и математики воспринимается разными учителями по разному, отсутствует система общих требований к уровню знаний таких детей. Но главная проблема заключается в том, что обучаются эти дети с учетом имеющегося диагноза, а итоговую аттестацию проходят на общих основаниях предъявляемых ко всем обучающимся.















Литература.

  1. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.

  2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


Свежие документы:  Экологический проект «Поезд из Ромашкино» для детей группы раннего возраста

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: