Тема консультации: «Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха»
В образовательной организации кроме общих требований к организации рабочего места детей, должны быть отдельные условия для проведения занятий, отвечающие задачам программы коррекционной работы глухому ребенку. Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий для слухозрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком. Среди них: расположение обучающегося в помещении, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Стол ребенка с нарушением слуха должна занимать такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо взрослого и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено.
При наличии у глухого ребенка других индивидуальных особенностей здоровья рабочее место дополнительное комплектуется в соответствии с ними. Наш Алеша нуждается в специальном кресле, поддерживающем корпус ребенка.
Обязательным условием является обеспечение глухого ребенка современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой. Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, и/или двусторонняя имплантация позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. При этом ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного его обучения и полноценного общения. Если аппараты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорта и ухудшения слуха.
Неслышащие/плохослышащие дети не всегда понимают собеседника по ряду причин. Особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.) и специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.) значительно затрудняют понимание ее ребенком с нарушенным слухом.
Значение имеет место расположения говорящего по отношению к неслышащему/плохослышащему ребенку и количество включенных в беседу людей. Например, восприятие речи собеседника, располагающегося спиной к источнику света, спиной или боком к ребенку, участие в разговоре двух или более собеседников — негативно скажется на понимании речи.
В работе с глухими/слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
Дети с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. Поэтому взрослый должен обращать внимание на визуальную составляющую занятий. Длительные устные объяснения требуют от глухого/слабослышащего ребенка максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих детей из образовательного процесса. Информацию надо преподносить кратко, повторять основные тезисы неоднократно, разрешать детям поворачиваться к говорящему и ориентироваться при выполнении заданий на других детей