Особенности полоролевой социализации дошкольников.
Проблема полоролевой социализации, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации и находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, социальной педагогики и др.). Она является одной из важнейших и актуальнейших проблем, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.
Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи. Полоролевое развитие детей дошкольного возраста мы рассматриваем как важную часть нравственного воспитания, и поэтому, признавая необходимость решать общие задачи нравственного воспитания, важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место и имеют разный удельный вес. Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения. Важной задачей также является выяснение значения фактора совместности обучения и воспитания для полоролевого развития дошкольников и преодоления существующей разобщенности мальчиков и девочек в детском доме. Как мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить.
Мужественность составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале – с младенческого. В зарубежной психологии, в отличие от отечественной, где экспериментальные исследования по проблеме формирования психического пола единичны, проводятся тысячи работ, посвященных, в первую очередь, раннему генезису полоролевой социализации, половым психическим различиям и факторам, определяющим эти различия. Правда, основной бум имел место во второй половине XX века.
Тем не менее, из-за противоречивости экспериментальных данных на сегодняшний день в психологии пола еще остается очень много неисследованных спорных вопросов и диаметрально противоположных взглядов на механизмы полоролевой социализации, на содержание и перспективу развития половых ролей. Отсутствие у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. А у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному урегулированию конфликтов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей. «Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что
немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и очень часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и тем более, за воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты, заканчивающиеся разводом.
У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «гасить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Причиной этого, по-мнению многих исследователей, является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности. Хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране исследований по изучению процесса развития психического пола, которые помогли бы направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании личности человека, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, благополучие отношений в семье. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребёнка осуществляется в процессе его полоролевой социализации. Полоролевая социализация — неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:
— фемининность — это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;
— маскулинность — это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки. Процесс половой социализации и развития полового самосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания.
Становление полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола. Первое осознание психического пола начинается со второго года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, когда большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой. Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти психические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы, как мы уже отмечали, называют «психическим полом» в отличие от «пола биологического».
Процесс формирования психического пола, который начинается очень рано, с началом развития речи ребенка, особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о будущем и т. д.), а также в своеобразной половой консолидации со сверстниками своего пола. Таким образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способовповедения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах. По справедливому утверждению исследователей, образ «Я» не только регулирует актуальное поведение, но и имеет регулятивно- планирующую функцию, в определенной степени готовя индивида к выполнению в будущем той или иной социальной роли, и от того, насколько успешно проходит процесс половой социализации, многое зависит в формировании личности.
Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и некоторые особенности развития мозга. Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенностей. Ведь процесс полоролевой социализации дошкольников не ограничивается восприятием своего сходствас представителями того же пола и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него включается формирование типичных
для пола интересов, предпочтений. Особенно ярко разница в предпочтениях мальчиков и девочек проявляется в сюжетно-ролевых играх.
Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца. Изучение игровых предпочтений детей дошкольного возраста отечественными авторами свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм.
В дошкольные годы начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. По каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три — четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком илидевочкой?» и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.
Важная роль в процессе полоролевой социализации психологами отводится семье, социальным ожиданиям родителей в отношении детей разного пола и воспитательным воздействиям, применяемым ими к своим сыновьям и дочерям. Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы». Роль второго, не менее важного, чем семья, фактора в половой социализации ребенка принадлежит группе сверстников. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих гораздо более жестких, чем у взрослых критериев маскулинности/феминности, сверстники тем самым подтверждают или ставят под вопрос его половую идентичность и половые ориентации.
Роль группы сверстников для мальчиков и девочек несколько отлична. Девочки больше, чем мальчики, как известно, тяготеют к семье, к взрослым. Особенно велика роль группы сверстников для мальчиков, у которых полоролевые нормативы и представления обычно более жестки и завышены, чем у девочек.
Рамки статьи не позволяют рассмотреть особенности полоролевой социализации дошкольников в полной мере, но можно сделать вывод, что эта проблема безусловно является актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании не только в психологии, но и в педагогике, социальной педагогике, социологии и т.д. Вопросы полового воспитания детей иподростков всегда являлись и по сей день являются камнем преткновения всех образовательных учреждений, а также и семьи. Необходимо
активизировать процесс обучения методике воспитательной работы в данном направлении будущих работников образования и будущих родителей. Тогда, со временем, возможно, будут исчерпаны многие социальные, социально-психологические, социально-педагогические и другие проблемы нашего общества.