Урок на тему «Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия классного руководителя и семьи»




Иванцова Елена Анатольевна



учитель начальных классов

ГКОУ

«Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №1» для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья.



Повышение педагогической культуры родителей

в процессе взаимодействия классного руководителя

и семьи.













Работа с родителями

3 класс










2011 год

«Каждой семье – педагогическую культуру» — это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Особенно это касается родителей обучающихся нашей школы в силу их специфических особенностей: низкая общая и педагогическая культура, алкоголизм, потребительское отношение к школе, отсутствие должного внимания к воспитанию детей, субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребёнка, переоценка своих воспитательных возможностей, нестабильный эмоциональный фон семьи. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования учащихся класса, классный руководитель должен провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства.

Целью такой работы является: пробуждение, развитие, формирование и расширение педагогического сознания родителей посредством повышения воспитательного потенциала.

Работа по повышению педагогической культуры родителей осуществлялась мною исходя из поставленных задач:

— формирование у родителей интереса к себе как педагогу, воспитателю;

— обогащение опыта родителей психологическими, педагогическими знаниями;

— включение родителей в педагогическую деятельность (по самопознанию самообразованию, разрешению педагогических коллизий и т.д.);

— коллективное обсуждение семейных проблем и поиск путей их решения.

— включение родителей в решение школьных проблем и в коллективную жизнь класса, в котором учится их ребенок.

Эта работа предполагает «педагогизацию» сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а также оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.

Обогащение опыта родителей психологическими, педагогическими знаниями осуществляется с помощью традиционной формы работы как родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  1. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, анкетирование.

  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

  3. Обязательный атрибут каждого собрания – портфолио каждого учащегося нашего класса. В нём фиксируются личные достижения ребёнка, творческие работы, фотографии прошедших мероприятий, в которых ребёнок принимал участие.

  4. Выставка тетрадей.

  5. Психологические рекомендации и советы классного руководителя по тематике собрания.

Индивидуальные консультации помогают осуществить диагностику реальных затруднений родителей в воспитании детей, оказать им практическую и методическую помощь. На такие встречи привлекаю специалистов школы: педагога – психолога и социального педагога.

Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей являются такие формы работы как коллективное творческое дело, проектировочная деятельность, совместные праздничные мероприятия (викторины, концерты, весёлые старты, утренники, чаепитие).

Например, проектировочная деятельность в нашем классе была осуществлена в форме исследований: «Мой род – моя гордость» и «Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны». Родители совместно с детьми составили анкеты, где указали членов семьи до второго, третьего поколения, нарисовали генеалогическое дерево своего рода. А в конце проекта состоялось совместно с детьми родительское собрание, на котором провели викторину на знание семейных отношений. Также родители помогли ребятам провести исследование, в какой форме принимали участие родственники их семей в годы войны. В конце проекта состоялось публичное выступление, на котором участники зачитывали сочинения, демонстрировали фотографии дедушек.

Нередко внеклассное мероприятие проходит с чётким распределением функций и с очевидной разрозненностью учителя, родителей и детей: учитель – организатор, ученики – актёры, исполнители, родители – пассивная группа зрителей. Преодолеть такое распределение обязанностей – одна из задач в работе классного руководителя, необходимо максимально активизировать и сплачивать в единый творческий процесс учителя, родителей и детей.

Во внеклассном мероприятии выделяются следующие этапы:

— мотивационный;

— организационно – подготовительный;

— исполнительский (сам праздник);

— рефлексивно – оценочный.

Привлечение родителей на всех этапах мероприятия (конечно, с учётом их индивидуальных способностей и возможностей) способствует сплочению детско – родительской группы, оптимизации социальных взаимоотношений детей с друг с другом, повышению педагогических и творческих знаний родителей, что в конечном итоге благотворно отражается на наших детях.

В 2010-2011 учебном году в нашем классе проводились творческие коллективные дела, где родители совместно с детьми принимали участие:

— легкоатлетическая эстафета «Юность России» — 70%

— конкурс рисунков «Бажов – сказитель уральский» — 100 %

— конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия» — 80%

— конкурс новогодних поделок на городскую ёлку – 80%

— акция «Спешите накормить птиц» — 60%

— выставка родительских достижений «Очумелые ручки» — 60%;

— участие в VII Областном конкурсе «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия» — 40%

— театрализованное представление «Наши мамы – лучше всех!»- 50 %

— городской конкурс «Экофорум – 2011» — 30%

— праздник семьи «Не нужен клад, если в семье лад» — 70% .

Итоги: III место в номинации «Социальная реклама» городского конкурса «Экофорум», III место среди учащихся 3 классов в VII Областном конкурсе «Ручейки добра», семья ученика нашего класса – победитель городского конкурса «Лучшая семья города».

Исходя из результатов работы, можно констатировать, что произошло повышение педагогической культуры родителей, возросло количество семей, принимающих участие в коллективных делах класса, школы, города, возникло плодотворное сотрудничество как результат сознательной, целенаправленной работы с родителями как равноправными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.



Список использованной литературы.

1. Горбунова Н.А.Родительские собрания в начальной школе. –Волгоград-АСТ, 2006

2.Григорьева М.Н. Родительская неделя – эффективная форма сотрудничества семьи и школы. // Начальная школа. 2005. №11

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М: ВАКО, 2005

4.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.:ВАКО, 2008

5.Иванова Н.В. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеучебной деятельности.// Начальная школа.2006.№3

6. Поздеева С.И. Школа совместной деятельности: школа для детей, педагогов и родителей// Начальная школа. 2009.№4


Свежие документы:  Урок на тему «Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: