Урок на тему «Приобщение младших школьников к краеведению»


ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КРАЕВЕДЕНИЮ


Андросова С.В. учитель МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»


Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачев

«Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаются, восхищаются, гордятся. Умиляет душу только провинция» (Дон Аминато). Интерес к тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному. Это помогает составить общие представления о мире, обществе, о взаимосвязях явлений и времен. Знание родного края – основа, на которой только и может осуществляться рост культуры всего общества.

За последнее время вырос интерес к истории своего края. Процесс регионализации образования обусловил интерес к краеведению и на Белгородчине.

«Издания о своем крае, о его прошлом и настоящем являются визитной карточкой края, показателем его сегодняшнего уровня культуры. К таким изданиям будут обращаться и в грядущем столетии. Краеведение воплощает связь времен». Эти замечательные слова председателя Союза краеведов России Сигулда Оттовича Шмидта не случайно открывают 1-й № журнала «Мир библиографии» (1999) и его заглавной статьи «Без краеведения нет России».

Что же такое краеведение? Этот термин утвердился в науке и школьной практике в начале ХХ века, заменив ранее употреблявшиеся слова «родиноведение» и «отчизноведение». Сегодня под краеведением понимается всестороннее изучение какой – либо определенной территории: ее природы, экономики, истории и культуры.

Объектами исследования являются социально-экономическое, политическое, культурное развитие школьного микрорайона, села, города, района, области и их природные условия.

Краеведческая работа всегда носит поисковый характер.

Чтобы организовать и провести такую работу нужно четко знать, что искать, т.е., какие памятники истории и культуры; как искать, т.е., какие основные научные методы поиска и исследования нужно применить; где искать те, или иные памятники; как описывать найденные памятники.

Большое значение имеет сегодня изучение и сохранение традиций края, что является основой краеведческой работы.

Существуют специальные краеведческие программы, рекомендованные в последние годы различными общественными организациями и научными учреждениями России (Российским фондом культуры, Союзом краеведов, Экспериментальным центром краеведения, этнографии и экскурсий, Центром детско-юношеского туризма и др.)

Краеведение в отдельных школах города Белгорода стало в системе образования школьным компонентом, вводя его в факультативы, кружки или используя в качестве приема для реализации принципов доступности, наглядности обучения.

В настоящее время разработаны авторские программы по истории города Белгорода, отдельных районов Белгородской области (Белгородского, Яковлевского, Борисовского, Валуйского, Шебекинского и других).

Мы выбрали два пути сбора историко-краеведческого материала:

  • встречи с участниками и свидетелями исторических событий,

  • экскурсионный путь сбора материалов краеведения.

А причиной выбора изучения и сбора краеведческого материала стало то, что, изучая с учениками памятники погибшим воинам в Белгороде, а также в России и зарубежье мы не смогли найти авторов памятника Скорбящей матери в нашем поселке Комсомольском. Никто в администрации об этом не знает, кроме описания памятника.

Нас, конечно до глубины души удивило это. Мы с ребятами встретились со специалистами, работавшими во время перестройки и, оказалось, что памятник был привезен из Харькова. С тех пор эти и другие вопросы заинтересовали меня и детей, а нашей традицией стало возложение цветов к памятнику погибших воинов не только в день Победы, но и 1 сентября.

В группе продленного дня посещаем ветеранов, Я чувствую, что не напрасны наши встречи. Слезы выступают на глазах, когда видишь очевидцев, дошедших до Берлина, видевших, как водрузили Знамя Победы над Рейхстагом — это Толпегин Г.И., участницу первого парада Победы на Красной площади – Жемойтину К.А., защищавшей небо Москвы от немецких захватчиков.

23 февраля приглашаем в гости воинов, воевавших в Афганистане — Смолякова Ю.П., в Чечне – Чернакова О.В. –Героя России. С интересом ребята слушают их рассказы, рассматривая фотографии, вглядывались в загоревшие лица возмужавших ребят, в руках автоматы — а за спиной горы, хранящие тайны войны.

Я поняла, что знакомство младших школьников с родным городом, селом, с ветеранами, родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только в процессе систематической работы.

Тогда я решила поставить для себя следующие задачи:

  • познакомить детей с поселком Комсомольским, Белгородским районом, с городом Белгородом и областью; географическим положением, промышленностью, культурой, памятниками истории, жителями – знаменитыми земляками;

  • формировать привычку к посещению музеев, библиотек, учить младших школьников ориентироваться в своем поселке, составляя план – карту своего поселения;

  • воспитывать уважение к культуре своего народа, его обычаям, к знаменитым землякам – белгородцам;

  • прививать любовь к родной природе, к селу, городу, к родной стране, к Родине, к своему Отечеству;

  • воспитывать интерес к изучению истории и краеведения.

Все задачи стараюсь выполнять постепенно, не спеша.

Что же мы изучаем с детьми?

Начинаю с 1 класса – двигаясь от простого к сложному: в основном применяя краеведческие игры.

Знакомимся с поселком, его достопримечательностями. Посещаем школу, памятник погибшим воинам в ВОВ на площади, библиотеку совхоза, путешествуем по улицам поселка, ходим к известному всем роднику, где можно попить изумрудно чистой воды. Можно набрать с собой, как делают многие белгородцы, приезжая на дачи или просто искупаться в живописном уголке, окунувшись в сельском пруду, где плавают дикие уточки. А вокруг зачаровывает взоры изумительный пейзаж.

Составили карту родного поселка, выполняя ее коллективно-творческим путем. В администрации сельского поселения взяли план всего Комсомольского поселения. По этому плану и путешествуем, отмечая улицы, где уже побывали. Наш поселок расстраивается, много новых улиц, с которыми еще нужно познакомиться. Запланированы улицы – новостройки.

«Музей, сокровищница овеществленной человеческой памяти, во все периоды существования общества служил ему источником, который пополнял духовные силы, сохранял коллективную память, обогащал и развивал интеллект нации».

В нашей программе – посещение музеев обязательно.

Побывали с начала в школьном музее народной культуры –«Светлице», где ребята познакомились со многими старинными вещами, одеждой, предметами быта. Их взору открыты были русская печь, чугуны, маслобойная кадка, подержали в руках лапти, покачали люльку, увидели патефон, старинный утюг и др.

Наряду с изучением своего поселка, знакомимся с достопримечательностями Белгородского района. Так, в прошлом году побывали в поселке Дубовом у одного из символов района – 300 – летнего дуба, что по преданиям посадил Б.Хмельницкий. Сфотографировались у символа Белгородского района – ротонде. Побывали на главной площади города Белгорода – Соборной. Посетили школу искусств №1. Побывали всем классом в зоопарке, историко-краеведческом музее г. Белгорода и в крупнейшем в стране музее — диораме «Огненная дуга». Посетили музей связи, БГХМ, музей народной культуры по ул. Мичурина. Совершили экскурсию по святым местам родного Белогорья: побывали в Смоленском соборе города Белгорода – свидетеле и очевидце многих исторических событий и в Преображенском кафедральном соборе приложились к мощам Святителя Иоасафа.

Кроме этого мы знакомимся с разными уголками нашей области, побывав в этом учебном году в историко-художественном музее в г. Шебекино. Здесь содержится богатейшая в области коллекция оружия (более 100 единиц). Выделяется также палеонтологическая, геологическая, ботаническая, этнографическая коллекции, коллекции сувениров, изделий декоративно – прикладного искусства, образцов техники и многочисленные фонды письменных источников.

Посетили Воскресенский женский монастырь села Зимовеньки Шебекинского района. Казалось история окунула нас на много лет назад и мы были сами ее участниками. Совершили трапезу за длинными столами, сидя на лавках. Предварительно прослушав обряд молитв с обычаями и традициями.

Побывали в Борисовке на керамической фабрике, познакомились с технологией обработки глины и изготовлением керамических изделий, а также побывали в заповеднике «Лес на Ворскле» с величественными дубравами.

Заехали в село Хотмыжск, совершили экскурсию по школе, загадали желание на холме, где проводятся ежегодные международные фестивали «Хотмыжская осень».

Посетили восстановленный на месте города-крепости храм в Хотмыжске. А окончанием учебного года стала экскурсия в Купинский центр народного творчества в Шебекинском районе с посещением богатейшего музея. И множество впечатлений от увиденного.

В нашем классе оборудовали краеведческий уголок с русским пейзажем: белоствольной березкой, плетнем, на котором важно восседает золотой петушок, колосятся пшеничные колосья, готовые к косьбе. Это все располагает к уюту теплу родного очага.

Юные белгородцы могут познакомиться здесь с картой России и Белгородской области. Многочисленные буклеты рассказывают о Третьем ратном поле России, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы. Уголок содержит большое количество краеведческой литературы.

Не зная истории, нельзя полюбить в полной мере свою страну, свою Родину. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны как свои собственные. И тогда детская душа может прикоснуться к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будешь черпать живительную влагу – любовь к своей Родине. Академик Д.С.Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…»

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка – началом, порождающим личность.

Большой интерес вызывает у детей заполнение «генеалогического древа». В семьях стали пополнять его новыми сведениями о родственниках. Ребятам это помогло не только правильно называть имена и отчества, фамилии родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек. Это занятие привлекает и родителей.

По материалам экскурсий дети пишут свои впечатления. Рисуют увиденные и понравившиеся экспонаты. Все материалы собраны в папки.

Такие ребята, как Фисенко Алексей, Мосиондз Данил, Логвинова Наталья, Мурдасов Никита, Анищенко Юлия были неоднократными победителями и призерами многих конкурсов не только муниципальных, но и всероссийских. В их творческих работах и рисунках выражена неподдельная любовь к родному краю.

Систематическая работа по изучению родного края позволяет детям накопить достаточно большой запас знаний по краеведению и истории. У детей формируется гражданская позиция. Они учатся не только любить и знать свое село, свой город, но и понимать его, беречь.

Изучение своего края не только расширяет общий кругозор детей, помогает воспитывать гражданина и патриота, но и развивает познавательные навыки, интеллект, речевую активность и культуру.



Библиография


  1. Сборник материалов. Областные краеведческие чтения по теме: «Земское движение на Белгородчине, Белгород: Везелица, 2005 год

  2. Сборник материалов. Литературно – педагогические Лихановские чтения. 19.Х1.2002г. Белгород-2002г.

  3. Сборник материалов. Литературно – педагогические Лихановские чтения. 23-24 ноября 2004г. Белгород-2005г.

  4. Библиотека в системе краеведения на пороге третьего тысячелетия. По материалам научно – практической конференции18-19.Х1.1999Г.

  5. Очерки краеведения Белгородчины. Белгород. Госуниверситет.

  6. Краеведческий альманах №1 «Белогорье», Белгород-1999г.

  7. Учебник «Белгородоведение». Белгород -2002г.

  8. В.Шувалов «Отчий край». Песни и хоры. Белгород – 2002г.

  9. Белгородская область. Путеводитель






Свежие документы:  КТД "Мы будущее России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: