Урок на тему «Проблемный урок в начальной школе»


Муниципальное образовательное учреждение

Зимняцкая средняя общеобразовательная школа





















Статья.









































Выполнила:

Учитель начальных классов

Корсакова Ирина Витальевна













х. Зимняцкий

В наше время разработано достаточно большое количество методов образования современного ученика. За колоссальный период изучения этих методов, были выявлены самые удачные и перспективные для преподнесения материала учащемуся в понятной для него форме. Эти методы стремительно развиваются, корректируются, прогрессируют только с одной целью — совершенствовать не только знание самого предмета, но и желание, а также умение думать. Одним из видов такого обучения является проблемный урок.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения — понимание материала большинством класса. Но в то же время проблемные методы не равноценны.

«Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую активность, но, как видим, осуществляют ее разные люди. При проблемном монологе учителя ученики наблюдают за его творческим процессом, следовательно развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уровне нельзя на него рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращенная» группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог.

Давайте разъясним для себя, что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется. Таким уроком можно назвать урок, на котором преподаватель перед тем, как дать новый материал создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая учащихся мыслить и искать выход из неё на протяжении самого урока.

Давайте теперь обратим внимание на структуру проблемного урока. Его основными пунктами являются:

  • создание самой проблемной ситуации (задачи, вопроса)

  • её анализ

  • нахождение и предложение вариантов решения

  • проверка этих вариантов

  • обобщение конечного результата

Рассмотрим подробнее структуру урока. Первым этапом является зарождение ситуации. Она появляется после того как ученики сталкиваются с противоречием в исходных данных учебного положения.

На втором этапе выводятся нужные для решения знания, навыки, рассматриваются попытки ответить на проблему известными методами.

После проведенного анализа, доказавшего новизну проблемы, переход идет на этап преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант(варианты) проверяются, исключаются неверные заключения уточняются и развиваются достоверные положения.

Заключительный этап — подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия, с помощью которых ученики добились разрешения задачи.

Не стоит забывать, что на таких уроках следует делать акцент на устное изложение, а точнее диалог, который может быть как живое общение преподавателя с учениками, либо как внутренний диалог.

Благодаря такому типу обучения ученики приобретают способность к последовательному решению задач, развиваются в самостоятельном творческом мышлении.



Технология подготовки проблемного урок открытия нового знания.

I.                    Введение нового знания

1.      Постановка проблемы:

— побуждающий диалог;

— подводящий диалог;

— сообщение темы с мотивирующим эффектом.

2.      Поиск решения :

— если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог

— если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

 

II.                 Воспроизведение новых знаний

1. Продуктивные задания.

 

Пример: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»

Этапы урока

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Постановка проблемы через побуждающий диалог



Прием: Столкновение мнений

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

 

 

— Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?



Учитель открывает образец с правильным написанием.

 

— Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?



— Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

 

 

— Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу.

Затем открывают для обозрения.

 

Учащиеся отвечают: 

мы выполнили его по-разному.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: 

У нас два мнения: либо

ик-, либо –ек-

 

Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

 

— Правописание суффиксов -ик- и

-ек- (формулировка темы урока)

Решение проблемы

Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

 

— Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)

 

— Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

 

— Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)

 

 

-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)

 

Учитель делает подсказку:

-Измените данные слова, поставьте их во множественном числе.

— Что вы заметили?

 













Задание: прочитайте правило

 

— После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)

— А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент)

-ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)

 

 









Учащиеся отвечают:

в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.



Учащиеся формулируют правило:

Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» — то суффикс -ек-

 

Пример фрагмента урока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваются логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственном числе. Дети провели исследование: выявили противоречие, т.е. проблему и выдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.

 












Список использованной литературы.



1. Е.Л. Мельникова. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.//Образовательная система «Школа 2100 – качественное образование для всех»: Сб. материалов. – М.; Баласс, 2006. с.144



2. Е.Л. Мельникова. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.; Баласс, 2006. с.219















Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра "Умники и умницы" 7-8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: