Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе
«Путешествие в страну Сенсорику»
Время проведения: февраль.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, модулем «сенсорный куб». Способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, тактильных ощущений. Укрепить сотрудничество семьи и педагогов.
Участники: родители, воспитатели,
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1 . Вступительный этап:
введение в проблему;
создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
игротека за круглым столом.
3. Подведение итогов собрания:
обратная связь;
решение родительского собрания;
рефлексия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 . Подготовительный этап
Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».·
Оформление наглядной информации: приложения, фото стенд «Вот как мы играем»
2.Организационный этап
Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию(литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
3.Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители !
Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, модулях. в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу за круглым столом. Отправимся в путешествия в страну сенсорика. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
Психологи доказали,что сенсорное,сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором — третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научат вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. Я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Игра «Прищепки», «Найди по цвету».
Прищепнуть прищепку на нужный цвет предмета (красный цветок, красная прищепка).Направлена на развитие мелкой моторики, знание цвета.
2. Игра «Разноцветные флажки»
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков.
Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.
3. Игра «Чудесный мешочек».
Достать предмет, узнать по форме ,цвету.
4. Игры выполненные своими руками, на тактильное ощущение.
«Угадай какой» (мягкий, колючий, пушистый).
5. Что такое модуль «Сенсорный куб».
Модуль — функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.
Куб изготавливают из шести решеток, соединенных при помощи ниток. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить колокольчики. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер сюрпризов, скрепки, пустую катушку из-под ниток.
Игры направленные на развитие мелкой моторики.
1.«Массаж». Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскость куба, приговаривая: «Девочки и мальчики, разминаем пальчики.О решетку их потрем и ладошки разомнем».
2. «Помощники». Дети прищепляют на куб прищепки, вместе с лоскутком ткани, приговаривая: «Белье на веревку вешали ловко» .
3. «Косички у сестрички». Плетем из веревочек косичку, завязывает бант:
«Я своей сестричке заплету косички, бант Танюше завяжу всем ребятам покажу».
4. «Футбол». Просовывая карандаш или пальчик в отверстие необходимо попасть по шару.
5. «Мамины бусы». Нанизываем бусы на шнурок.
6. « Лесенка». Нанизываем скрепки друг на друга, образуя лесенку.
7. «Змея». В отверстия решетки продеваем ленту: «Ползет змея среди травы, не поднимая головы» .
8. «Швея» На шнурок нанизываются пуговицы или плоские геометрические фигуры.
Игры направленные на развитие фонематического слуха, тактильной чувствительности, обоняния.
9. « Весы». На стенке куба висят коробочки от киндер – сюрприза. Одна пустая, другая наполнена гайками. Предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.
10. « Пчела и цветы». В коробочках проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы. Надо определить их запах.
11. «Оркестр». Коробочки наполнены разными семенами. Проводится игра на определение тихого и громкого звука.
12. «Катушка» На решетке с помощью нитки закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок.
Дыхательная гимнастика
13. «Ветер». На ниточке висит перо и колокольчики. Дуя на перо, получаем ветер, а на колокольчики – ураган.
6. Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования- способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой).
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Решения родительского собрания
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу!