Урок на тему «Работа социального педагога с семьями «группы риска»


Работа социального педагога

с семьями «группы риска»

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

О.В. Такмакова

Семья — это система, элементами корой являются отдельные её члены, а системообразующей связью — родственные и супружеские отношения между ними.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных работах наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная моя задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска». В семьях «группы риска», как правило, формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Ограждение ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сглаживание патологических процессов внутри семьи «группы риска» — одна из задач образовательной организации.

Наш детский сад осуществляет педагогическую, оздоровительную, медицинскую, психологическую и социальную работу с детьми дошкольного возраста с 2 до 7 лет.

Категория семей социального риска нуждается в постоянной высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, педагогов, администрации. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующей, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

Свежие документы:  Разработка внеклассного мероприятия "Чудеса из бабушкиного сундука" 5 класс

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

— утомленный, сонный вид;

— санитарно-гигиеническую запущенность;

— склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

— неумеренный аппетит;

— задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

— привлечение внимания любым способом;

— чрезмерная потребность в ласке;

— проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

— проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

— трудности в обучении.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателями, ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Индивидуальная работа с семьями «группы риска» предполагает несколько этапов:

  1. Установление контакта с членами семьи;

  2. Выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;

  3. Определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержка со стороны детского сада;

  4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов;

  5. Патронирование семьи.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

В нашем дошкольном учреждении широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, связанные с оформлением стендов и папок-передвижек, индивидуальные формы работы.

Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители, в силу своей занятости на работе (посменная работа) не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объема информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями, по повышению педагогической культуры, планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


Свежие документы:  Праздник "Рождественская встреча"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: