Урок на тему «Развитие активной мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения»


Развитие активной мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения

К.А Жусупбекова

преподаватель истории и обществоведения

Ленинградский сельскохозяйственный колледж

Акжарский район

Северо-Казахстанская область


В обычном понимании содержание образования сводилось к знаниям и умениям. Но содержание исторического образования не сводится только к знаниям и умениям. Важнейшим и исходным элементом содержания исторического образования является опыт осуществления способов деятельности, знания о которых лежат в первом элементе содержания. В совокупности оба элемента дают навыки и умения.

Всякое усвоение новой информации начинается с восприятия, осознания и запоминания её. В усвоении исторической информации преобладает восприятие словесной информации, но возможно использование и других видов восприятия, благодаря наличию у учащихся образных представлений, непосредственного опыта социального общения и наблюдения общественной жизни. А затем, путём сравнения происходит его осознание. В конечном счёте, усвоение содержания происходит на творческом уровне и сопровождается эмоциональным воздействием. Развивается ли мышление усвоением знаний?

Каждое мыслительное действие предполагает оперирование каким-либо предметным содержанием и формальную сторону действия, пригодную для многих сходных ситуаций. В процессе обучения истории всегда, на каждом уроке, нужно иметь в виду как совокупность действий с конкретным содержанием данного урока, так и формальные операции, умения, которые предусматриваются этими конкретными действиями. Одни без других невозможны, вторые постигаются в ходе первых, но различать их надо непременно. В противном случае может оказаться, что учащиеся не готовы к применению данных знаний в нужном учителю направлении только потому, что они не подготовлены к осуществлению данных операций опознания, соотнесения, выделения существенного, сравнения и т.д.

Задания на усвоение норм правильного мышления:

  1. Полностью воспроизвести устный или письменный текст

  2. Кратко изложить устно или письменно воспринятый текст

  3. Изложить содержание картины

  4. Озаглавить текст, его часть или наглядное пособие

  5. Сформулировать определение по близкому описанию, данному учителем или в книге

  6. Выделить отдельные признаки, а затем совокупность признаков исторического явления по его описанию

  7. Воспроизвести сравнения двух и более объектов своими словами

  8. Систематизировать приведённые учителем или в тексте доказательства

  9. Воспроизвести устный или письменный текст с неоднократным изменением цели изложения по указанию учителя.

Развитие мышления – это не просто формирование оперативной системы умственной деятельности человека. Мышление формируется и реализуется на определённом содержании. И поэтому содержанию должно уделяться самое пристальное внимание. Оно состоит не только из информации о событиях, их связях и закономерностях, лежащих в основе исторического процесса, но и из методов анализа и исследования, социальных явлений, их всестороннего осмысления, способов применения знаний и идей для оценки действий в той или иной конкретной ситуации.

В этих факторах сливаются, как умения думать, творить, проявлять инициативу, так и свойства личности.

В обеспечении устойчивости взглядов важную роль играет мышление ученика. То, что продумано собственным умом, добыто самостоятельными усилиями мысли, становится устойчивым убеждением. Обучение, которое обеспечивает полноценное получение и переработку знаний и, тем самым, непосредственно влияющее на умственное развитие, называется развивающим. Пользуясь методом развивающего обучения, учитель не только даёт определённый набор знаний, но и в полной мере может осуществить процесс развития исторического мышления учащихся.

Что же такое мышление?

Мышлением называется опосредованное и обобщённое отражение действительности в понятиях средствами аналитико-синтетической деятельности.

Под основными операциями мышления, которым надо научить, понимаются: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация, классификация и систематизация. Главными среди них являются анализ и синтез. Остальные производны от первых двух, поскольку нет ни одного мыслительного действия, которое бы не включало в себя синтез и анализ. Анализ и синтез непременно включены в действие конкретизации. Конкретизация не может обойтись без анализа и синтеза.

Все указанные действия вместе с тем представляют разные способы их применения и преследуют разные цели. Сравнение служит средством соотнесения разных объектов для последующего обобщения и умозаключения. Обобщение применяется для определения свойств предметов и связей между ними. Сначала выделяются существенные свойства каждого предмета, а затем сходные свойства объединяются в признак целой совокупности или класса предметов.

Обобщение конкретного приводит к понятию. Постепенно нужно учить синтезу понятий, т.е. умению находить для каждого понятия более широкое, куда входит первое понятие.

Приведём пример работы с понятиями на основе таблицы при изучении темы «Образование казахского ханства». Таблица составляется в процессе изучения материала и записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Аналогичные таблицы создаются и по другим представителям социальных слоев казахского общества, например: султан, бий, бай, батыры, кочевники-скотоводы, рабы. Дальнейшая работа по этим таблицам может проводиться как на этом, так и на следующем уроке. Учителем заранее изготавливаются карточки, на каждой из которых записано по одной функции представителей социальных слоев. Задача учащихся – отобрать из всего набора карточек те, которые относятся к указываемой учителем социальной категории. Подобная работа представляет собой своеобразный тест закрытым веером ответов и не содержит заведомо ложной информации, что исключает возможность её непроизвольного запоминания учащимися. Проведение этой работы может быть построено в форме игры, например «Аукциона».

Сложной и важной формой мышления является систематизация. Только диалектическая логика, понимаемая как совокупность законов деятельности познающего мышления, способна решить задачи познания мира в соответствии с его законами развития. Умение пользоваться ее нормами — важнейший компонент познающего мышления. Творческое мышление отличается тем, что мыслящий субъект посредством особых процедур достигает новых для себя результатов самостоятельно в процессе поиска.

Творческая деятельность в качестве необходимого условия своего проявления предполагает создание в обучении проблемных ситуаций, представляющих явно или смутно осознанные затруднения, преодоления которых требует творческого поиска. Каждая проблемная задача содержит подобную ситуацию. Для направленного руководства формированием творческого мышления важно знать типологии проблемных ситуаций, что позволит учителю сознательно их создавать и применять.

Обучение истории предполагает не только знание учителем самой истории, но и путей ее познания, ее методологических основ и логико-психологическихзакономерностей учебной деятельности школьников. Показателем уровня этих закономерностей деятельности учащихся является психологический анализ урока.



Свежие документы:  Примерная схема характеристики ученика

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: