Урок на тему «Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке биологии, как одна из форм повышения качества знаний»


Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке биологии,

как одна из форм повышения качества знаний.


Качество знаний очень важный показатель в процессе обучения, каждый учитель стремится работать над его повышением. В рамках рассматриваемой проблемы мне хотелось остановиться на вопросе о роли практического применения знаний в процессе усвоения теоретического материала.

Одна из задач учителя — дать теоретический материал. Допустим, что ученики усвоили его, но как практически использовать? Как работать на результат?

Я хотела бы затронуть некоторые аспекты проблемы формирования и развития коммуникативной культуры учащихся, которая является одной из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Грасиан и Моралес Бальтасар утверждали, что «для культуры нужны знания, но сама ученость будет грубовата, если будет не отшлифована. Изящными должны быть не только мысли, но и желания, и особенно – речь»

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, мало времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников.

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им» (Георг Гегель). Как обучить речевому общению?

Речевая компетентность ученика формируется:

— через обучение содержанию предмета

— через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

А это умение рассказать, пересказать, сообщать, задавать вопросы, аргументировать, ассоциировать, критиковать, доказывать и опровергать – а все это может совершенствоваться на основе знаний.

Это все можно реализовать через урок – различные его формы: защита проектов, ролевые игры, блиц-турниры, политические клубы – способствуют развитию учебной коммуникации. Например, на уроке « Расы и расизм», я использую групповую форму работы. Учащиеся в группах работают над вопросами происхождения рас, расы и расизм, расы и нации, теории расизма.

Такая форма организации определяет и личностно-ориентированный подход: одни учащиеся являются организаторами, другие- банком идей, третьи- выдают результат, а кто-то и слушает, учится.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил.

(Н.Заболоцкий)

Тренировка в общении, в ходе учебного занятия, дает ученику возможность повысить свои учебные достижения, а в дальнейшем и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные

шансы.

Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней.

Считаю, что интенсификация коммуникативного обучения — это возможный путь, который повысит качество знаний и поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Свежие документы:  Психологическая игра для учителей Учимся определять положение учащихся в структуре взаимоотношений в классе



Литература


1.Зазвязинский В.П. Педагогическое творчество учителя. М., 1987

2.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры. М., 2005

3.Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996

4.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: