Урок на тему «Развитие орфографической грамотности младшего школьника на уроках русского языка»


МОУ СОШ № 3 города Вязники





Развитие орфографической грамотности младшего школьника на уроках русского языка.

(возраст учащихся – 7-8 лет)













Автор: Моисеева Галина Евгеньевна

Учитель начальных классов









2011 г

Язык — это история народа.

Язык — это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью.

(А. Куприн)

Говорить о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно писать, значило бы доказывать очевидное. Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.

На протяжении всех лет обучения в школе учащиеся овладевают орфографической грамотностью, но, тем не менее, многие допускают массу ошибок при письме.

Почему так происходит?

Мне кажется, что одна из причин, это трудность самой русской орфографии, вторая причина – немало детей с нарушениями фонематического слуха, третья причина – низкое языковое развитие. Исключить первую причину мы, естественно, не можем, вторую – направляем детей на занятия к логопеду, третью – развиваем речь на уроках русского языка, литературы, математики, окружающего мира, в неурочное время. Вся работа должна быть построена на детском интересе и положительных эмоциях.

В этой статье я хочу рассказать о методах своей работы по развитию орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.

Главным, на мой взгляд, в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Но чтобы применить правило надо видеть орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Как же сделать это на практике?

Уже с первого класса я предлагаю детям комментировать своё письмо.

Например:

«У Маши в клетке жил чиж».

  1. Начинаю предложение с заглавной буквы «У».

  2. Пишу «У» раздельно, так как это предлог.

  3. «Маша» – с заглавной буквы, так как это имя.

  4. «ши» на конце «и», «жи/ши» пишется с буквой «и».

  5. «в» раздельно, это предлог.

  6. «жил» с буквой «и», «жи/ши» пишется с буквой «и».

  7. «чиж» на конце «ж», проверочное слово «чиЖи».



Начиная уже с первого класса, учу детей сомневаться в выборе буквы (письмо под диктовку, письмо с пропуском орфограмм).

Это помогает ученику сознательно «уйти» от ошибки, давая возможность не писать букву наугад, а подумать, вспомнить орфограмму, подобрать проверочное слово. Этот приём одновременно оказывается средством формирования целого комплекса умений, средством развития у ребёнка учебной самостоятельности, способности к самоконтролю, средством воспитания ответственного отношения к своей письменной речи вместе с тем средством психологической разгрузки ученика, снятия страха допустить ошибку.

На всех этапах работы я уделяю особое внимание значению слова. От значения слова – к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность.

Пример:

Храбрец – от слова хрАбрый

Писатель – от слова пИшет

А пт_нец – от слова птЕнчик или птИца?

В 3-4 классе дети знакомятся со словами, в которых трудно распознать этимологически родственные основы: акварель – аквариум, балкон-балка. Здесь я обязательно подсказываю детям связь слова с историческим родственником. Последовательность в использовании этимологии на уроках русского языка позволяет осуществлять дифференцированный подход к усвоению учащимися значения слова.

Особенную трудность представляют слова с непроверяемыми орфограммами. Здесь я использую мнемонические приёмы.

Мнемоника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например:

Горох (вместо буквы «о» на карточке нарисована горошина)

Стихотворные строки:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя»-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.



В слове «дисциплина» три «и», а в слове «молоко» три «о», в слове «барабан» три «а» и т.п.

Так же на уроках русского языка я использую такие методы как:

— выборочный диктант (выписываются слова с заданной орфограммой)

— диктант по картинке (задача учащихся обнаружить слова с изучаемой орфограммой и записать их)

— диктант по памяти (запоминаются написанные на доске слова и воспроизводятся по памяти)

— диктант с использованием загадок (читаются загадки, учащиеся записывают отгадки, которые являются «трудными» словами)

— ассоциативный диктант (замена определения одним словом, например: четвёртый день недели /четверг/, плод яблони /яблоко/)

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.



Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.



1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.

2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.

3.Подбор проверочных слов к данным словам.

4.Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.

5.Взаимопроверка работ учащихся.

6.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

7.Подбор примеров, противоположных по написанию.

8.Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.



Памятка работы над ошибками.



1.Запиши и подбери проверочное слово.

Трава — травы. Глаз – глазок. Поздний – опоздал

2. Подбери 3 слова на это правило.

Москва, Владимир, Казань. Подъезд, съел, объявление.

Печь, речь, ночь. Машина, лыжи, мыши.

3. Напиши целую строку.

Петух, петух…

Писали, писали…



На помощь мне и детям приходит занимательный материал, который можно использовать не только на внеурочных и факультативных занятиях, но и непосредственно в процессе обучения и закрепления. Играя, школьники находят ту закономерность написания орфограмм, которую в научных определениях они не увидели, так как большинство игр носит проблемно-поисковый характер.

1) Игра «Третий лишний».



Задание: в каждой тройке слов обнаружьте одно лишнее:

— лес, лестница, лесничий

— седло, седловина, седина

— левый, лев, налево.

2) Игра «Назови ошибку». Выдели сло­ва, обозначающие предметы.

3) Найди «опасное место».

4) «Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ‘опасное место’.

5) «Зажги маячок».

6) Игра «Подбери слова». Задание: подберите слова, в которых можно услышать похожие неоднокоренные слова, например:

Ведь он же не слон,

Поэтому он

Не может все время

Без дела слоняться.

В слове «слоняться» слышится слово «слон», но они не однокоренные.



7) Картинный диктант «Молчанка». Задание: запишите через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые – двумя.

8) Диктант с использованием загадок. Учительдиктует загадку, дети записывают отгадку, выделяя отфограмму и морфему, в которой она находится. Пример:

Хоть ты тпчешься на месте,

Он летит с тобою вместе.

(Велосипед).

Ассоциативный диктант.

Задание: замените определение одним словом, запишите его, подчеркните орфограммы. Пример:

— четвертый день недели (четверг);

— плод яблони (яблоко);

— фрукты, к которым относятся лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые) и т.д.





Используя на уроках интересный занимательный материал, учитель не должен забывать, что задания подобного характера – не цель урока, а дополнительная помощь в работе над орфографической зоркостью учащихся. Он помогает разнообразить сложные и порой однообразные упражнения.



Хочу привести примеры мониторинга орфографических ошибок (берётся среднее количество ошибок):

1 класс 2009 – 2010 учебный год

Матвей Ю. (нарушение фонематического слуха, дислалия, дисграфия) — 12 ошибок

Егор К. (нет нарушений) — 5 ошибок

Ксения Р. (нет нарушений) – 3 ошибки

2 класс 2010-2011 учебный год

Матвей Ю. – 8 ошибок

Егор К. – 2 ошибки

Ксения Р. – 1 ошибка



3 класс 2011 – 2012 учебный год

Матвей Ю. – 4 ошибки

Егор К. – 1 ошибка

Ксения Р. – 0 ошибок



Недавно своим ученикам 3 класса задала вопрос: «зачем мы учимся грамотно писать?».

И получила такие ответы:

Настя М. – «для того, чтобы быть грамотным, чтобы получить диплом и устроится на работу»

Егор К. – «чтобы знать русский язык и получить золотую медаль»

Павел М. – «чтобы хорошо учиться, правильно писать и хорошо жить»

Максим Ш. – «чтобы было понятно на работе как мы пишем»

Аня А. – «чтобы хорошо работать и быть умным в жизни»

Кристина А. – «чтобы люди понимали друг друга»

Аня М. – «чтобы быть умным и это пригодиться в жизни»

Кирилл М. – «чтобы в своей жизни отправлять письма»

Алёна К. – «чтобы неграмотный человек сказал: вот какой ты умный и грамотный, и я буду стараться!»

Особое внимание я уделяю развитию и обогащению словарного запаса детей. Эту работу провожу не только на уроках русского языка, но и на литературном чтении, на уроках по окружающему миру. На уроках учу детей работать со справочной литературой, и в домашнем задании они самостоятельно находят лексическое значение новых для них слов, выписывают слова с заданной орфограммой.



Итак, проблема повышения грамотности учащихся волнует и учителей, и родителей. Она актуальна всегда, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи учащихся остаётся в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников, абитуриентов, студентов.

Есть ли выход из этого положения?

Конечно же, нельзя рассматривать работу над орфографией как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, то есть не только в использовании более эффективных приёмов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.





Литература.



1. В. Володина «Весёлая грамматика», «Знание»,1995.

2. М.С. Соловейчик «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Начальная школа №17,19,20 2006.

3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии». М., 1991

4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1983.

  1. Д.Н.Богоявленский «Психология усвоения орфографии», «Просвещение», 1966.

  2. И.М.Подгаецкая « воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка», «Просвещение», 1985.

  3. Панов «Занимательная орфография», «Просвещение», 1993.

  4. Гранин, Бондаренко, Кольцевая «Секркты орфографии», «Просвещение», 1985.



Свежие документы:  Урок на тему "Рекомендации психолога для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: