Урок на тему «Развивающая педагогика оздоровления»


Деловая игра с педагогами

«Развивающая педагогика оздоровления».

Разделиться на 2 команды. Проведем такое упражнение:


Упражнение “Воздушный шар”.


Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.) . А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? И обоснуйте ответ и что вы поставили на 1 место.


Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.


Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.



— Что подразумевается под термином «Здоровье»?

(Слайд 2)


Зачитать термин «Здоровье»


«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).


Задание для команд: СОСТАВИТЬ ПОЛЯНУ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ЦВЕТОВ


1 команде – физическое здоровье, социальное здоровье


2 команде — психическое здоровье, социальное здоровье.


-Итак, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

— Кто, как не воспитатель, закладывает азы здорвьесбережения в детях с самого детства? Поэтому он должен постоянно развивать и пополнять свои знания, умения и навыки  в таких областях работы  как оздоровление, профилактика и физическое воспитание. Уметь грамотно вести работу и не переусердствовать в активной деятельности. Поэтому целью нашей встречи будет  следующее: совершенствование знаний, умений и навыков педагогов в области организации работы по укреплению здоровья дошкольников, совершенствованию их физического развития, оптимизации процесса сознательного отношения детей к собственному  здоровью.) 

 

 

—  Сейчас мы с вами поговорим о развивающей педагогикой оздоровления: (Слайд 3) 

— Автором данной педагогики является Кудрявцев Владимир Товиевич (родился 13.03.61, г. Москва) – доктор психологических наук (1997), профессор (2001), заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, советник директора Федерального института развития образования, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс». Ответственный редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психологии»», научный консультант журнала «Обруч», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование», член Совета Московского психологического общества, Консультативного совета Международной Ассоциации развивающего образования, правления философского общества «Диалектика и культура», редакционных коллегий и советов журналов «Дошкольное воспитание», «Начальная школа +», «Вестник МАРО», «Детский сад от А до Я», «Детский сад: теория и практика», «Управление дошкольным образованием», «Здоровье дошкольника», «Цветной мир», «Современное дошкольное образование», «Педагогический журнал Башкортостана», «Способности и одаренность» и др., Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). (Слайд 3)


-Что же подразумевается под развивающей педагогикой оздоровления, в чем необходимость ее использования, каковы принципы, на которых строиться работа  в данном направлении.

Дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.

 — Давайте вместе определим эти факторы, чтобы исключить их в дальнейшей деятельности. (Слайд 4)

  • интенсификация (усиление, напряжение) образовательного процесса;

  • стрессовая педагогическая тактика;

  • нерациональная организация учебной деятельности;

  • несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;

  • недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;

  • отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья. 

(Слайд 5). Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Внедрение новых образовательно-оздоровительные программ реализует следующие идеи:

  1. Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.

  2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями. 

Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.

— Какие это качества? Попробуйте их назвать. (Слайд 6)

1. Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры.

2. Способность к формированию и развитию личностных креативных качеств.

3. Знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека.

4. Знания основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях.

5. Умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

 

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно- практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. (Слайд 7) 

Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.

Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

— Какие черты характеризуют педагогику оздоровления? Давайте проработаем их совместно. (Слайд 8)

  1. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

  2. В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

  3. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого, эмоционального контакта. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебнопрофилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

  4. Применение медицинских и психолого-педагогических методов.

  5. Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.

— Что подразумевается под принципами оздоровительно-развивающей педагогики? (Слайд 9)

  1. Развитие творческого воображения — необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

  2. Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.

  3.  Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в дошкольных учреждениях. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т. д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.                                                              

  4.  Формирование у детей способности к содействию и переживанию.

Воспитатель дошкольного учреждения должен уметь:

— анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

— владеть основами здорового образа жизни;

— устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольного учреждения;

— наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;

— прогнозировать развитие детей своей группы;

— моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

-личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования воспитателем средств, методов и приемов воспитательно-образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста, вовлекая детей в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Организация развивающей педагогики оздоровления — одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.

— Какие же подходы, средства используются в данной педагогике? 


 Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю.Ф. Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:

  • Жизнерадостность

  • Активность

  • Любознательность

  • Высокий уровень умственного развития. (Слайд 10)

Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.

 Это значит «здоровый ребенок» — сам строит для себя здоровое тело. Высшими критериями и регуляторами такого движения служат ценности человеческой культуры: истина, добро, красота. (Слайд 11)

 

Доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО Владимир Товиевич Кудрявцев и его коллега кандидат педагогических наук Б.Б. Егоров разработали программу «Развивающая педагогика оздоровления» в которой отражены две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение к физической культуре

  • Развивающие формы оздоровительной работы (Слайд 12)

Авторы исходят из представлений о ребенке как целостном духовно-телестном  организме — преобразователе природно -, социально-экологических связей. Эффект оздоровительный достигается воспитанием у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой  деятельности.

Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления (Слайд 13):

  • Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией

  • Дыхательной гимнастики

  •  Звуковой гимнастики

  • Гимнастики для глаз, лица, осанки, плоскостопия

  • Точечного массажа

  • Элементов йоги.


Каждой команде предлагается:


1команде провести:


— Игровой массаж


— Дыхательную гимнастику


2 команде провести:


— Зрительная гимнастика


— Пальчиковую гимнастику


В философии и психологии умение видеть предмет как развивающее целое считается прерогативой творческого воображения.  Поэтому развитие творческого воображения становится необходимым внутренним условием при построении оздоровительной работы с детьми.

В  массовой практике оздоровительной работы не учитывалась эта существенная сторона мира ребенка, которая связана с творческим потенциалом. А в западных странах на этом базируется даже целое психотерапевтическое направление, получившее название арт — терапия .

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт терапевтического воздействия, состоящего из:

  • Изотерапии (рисование, лепка, конструирование);

  • Игротерапии;

  • Цветотерапии;

  • Фототерапии;

  • Песочной терапии;

  • Сказкотерапии (театрализованные постановки);

  • Музыкальных занятий;

  • Вокалотерапии;

  • Танцевальных занятий.


Например: имитируя позу «кошечки», ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не в статике.

Не надо ему объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения,  и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно — именно в такой позе он находился в утробе матери. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, и т. д. на какое-то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному проходу и распределению энергетических потоков внутри тела.

Другой пример: в психогимнастике, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло» — при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например: воспитатель, указывающий на заболевшего ребенка, обращается к детям: «Ребята, а где же у нас горчичники? Давайте поможем!» Дети, желающие помочь, прикладывают ладошки к больным местам. Эти живые горчичники начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие — проявляется эффект эмоциональной  отдачи.

При проведении игр с элементами массажа дети не просто работают, а играют с собственным  телом: мнут, разглаживают, лепят, словно ваятель.

Полоскание ножек водой комнатной температуры эффективно, если дети предварительно ее энергетически обрабатывают, заряжают, желая себе здоровья.


Особое внимание уделяется построению совместных движений ребенка и взрослого и других детей. Создаваемые силой детского воображения образы — не просто условность. Если ребенок вошел в образ, то этот последний «материализуется» в его психосоматических состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Также  и  сопряженное с ним движение не просто выражает «добро», а реально творит его. Поэтому на занятиях, в развлечениях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом и другими детьми, с самим собой.

Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).

По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само- и взаимопомощи, а затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого корректировать собственное психосоматическое состояние (там, где нужно). У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа (своего и чужого), доброе уважительное отношение к ним.


Результат: Заключается в том, что эффект данной оздоровительной работы закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое может воспроизводиться в режиме саморазвития. Это, собственно и есть — прижизненно сформированное здоровье, здоровье, которое педагогически и психологически культивируется на базе определенного медицинского обеспечения, учетом индивидуальности ребенка и, конечно же, только с разрешения родителей. (Слайд 14)

 

Минута отдыха


— Коллеги предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать со мной кинезиологическую гимнастику.

— А что такое кинезиология? (Кинезиология, буквально изучение движений тела — это целостный подход балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем.)

1. Стоя прямо, выпрямив спину, сведя лопатки вместе, повторяем: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».

2. Попеременно, кладя ладони рук на лоб, произносим: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторяем: Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче, богаче!».

4. Встав на цыпочки, подняв руки над головой и сомкнув их в кольцо, произносим: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!».

5. Вращая руками сжав кулаки, говорим: «На пути у меня нет преграды, получается все так как надо!».

6. Делая наклоны туловищем в стороны, произносим: «Покой и улыбку всегда брегу, и мне все помогут, и я помогу!».

7.  Делая наклоны туловищем вперед и назад, говорим: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!».

8. Сложив руки в замок, повторяем: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!».  (Педагогам раздаются памятки с этими упражнениями).

 

 












Свежие документы:  Конспект занятия "Я, ты, он, она или еще раз о толерантности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: