Урок на тему «Современные проблемы семейного воспитания»


Современные проблемы семейного воспитания.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или ругаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

А.С.Макаренко.



Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья – первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого малыша.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными данными, которые свидетельствуют о том, что именно семейное воспитание дает ребенку всю гамму чувств и представлений об окружающем мире. Из всего многообразия окружающей жизни, которая так или иначе влияет на малыша, особое значение для него имеет «ближний круг общения», куда входят родители и другие близкие люди, удовлетворяющие его потребность быть защищенным, любимым, эмоциональным. Образ этих людей запечатлевается в сознании ребенка иногда на всю жизнь.

Семья изменяется вместе с развитием культурного социума, шагает вперед и развивается по новым, современным технологиям. Заботясь о благе каждой семьи, наше общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем современнее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. В настоящее время это, к сожалению, не всегда является таковым. У большинства родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей.

Минимум педагогических знаний, имеющихся во многих семьях, не удовлетворяет требований стремительно развивающегося общества. Поэтому одной из приоритетных задач в работе с родителями является совершенствование педагогической культуры каждого родителя. В соответствии с этим изменилась и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.

Каковы же реальные проблемы современной семьи? В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие – как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность.

Свежие документы:  Конспект классного часа на тему : «Семья-основа основ»

Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, — одна из самых актуальных проблем современной педагогики. Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители – это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей необходимо правильно организовать их жизнь в семье: соблюдение режима дня, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители должны приучать детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к социуму.

Свежие документы:  Методические рекомендации по организации и выполнению курсового проекта

Родителям надо почаще беседовать с воспитателями детского сада, интересоваться тем, каковы их дети в обществе сверстников, как занимаются, о чем говорят, хотят ли идти в школу (старшие дошкольники); делиться о своих наблюдениях за ребенком. К сожалению, в наше время родители все реже посещают родительские собрания в ДОУ, не проявляют активности в жизни детского коллектива, реже интересуются успехами детей. Не все находят контакт с педагогами, часто вступают в конфликты и перекладывают свои обязанности по воспитанию детей на детский сад и школу. Введение новых образовательных стандартов требует от педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения, изменения профессиональной позиции и технологического перевооружения. Для этого необходимо и взаимодействие с семьей, повышение педагогических знаний и умений родителей.

Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой – то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п. Сегодня притягательность компьютера или планшета не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия и игры на компьютере, постоянно увеличивающаяся информационная нагрузка могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Детство – самая прекрасная пора в жизни, а родители – самые дорогие и близкие люди в жизни каждого ребенка. Семья была, есть и будет важнейшей формой воспитания, социализации ребенка, включения его в общественную жизнь. Родительские удачи и находки, уникальный родительский талант неповторимы и во многом связаны с учетом индивидуальности ребенка. Что подходит для одного ребенка – не подходит для другого.

Свежие документы:  Конспект урока по теме "Конструктивные навыки поведения во время публичного выступления"

Ошибки родителей обусловлены, как правило, авторитарным стилем общения с детьми, стремлением проявить собственную индивидуальность. Основной психологический закон правильного воспитания ребенка – это признание его самостоятельности и независимости с самого рождения.

Климат в семье – индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с родителями. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, постоянного контроля, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений. Родители должны создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребенка, удовлетворять его естественные потребности, обеспечивать безопасность малыша, воспитывать в любви и заботе. Часто приходится сталкиваться с двумя противоположными проблемами: есть семьи, где дети находятся под гиперопекой со стороны родителей, а есть семьи, где дети страдают дефицитом внимания. Две крайности, которых хотелось бы избежать в воспитании нового поколения. Современная молодежь должна быть мобильной, активной и самостоятельной. Это диктует время.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: