Урок на тему «Учебное сотрудничество- мощный ресурс развития и обучения ребенка»


Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

СОШ № 660 города Москвы

Учебное сотрудничество — мощный ресурс

развития и обучения ребенка.





















Подготовила

заместитель директора по УВР

Таратынова Елена Олеговна









2012 год


«В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться»



С переходом на работу по стандартам второго поколения, современная школа ставит перед учителем новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, умеющей самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в информации, добывать знания, обладающей коммуникабельностью, применяющей приобретенные знания в практической ситуации и повседневной жизни, другими словами — умеющей учиться.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Новые социальные запросы заставляют педагогов отказываться от традиционных методов обучения. Появляется необходимость осваивать новые развивающие общеобразовательные технологии. С целью построения процесса обучения, в условиях которого школьники будут переходить из пассивных обучающихся в действенных субъектов учения. Известно, что формирование любых личностных новообразований возможно только в деятельности. Именно принципы учебного сотрудничества соответствуют новой парадигме образования, гуманистическому, личностно ориентированному подходу и в современной постановке проблемы соотносятся с модернизацией российского образования.

Что же такое учебное сотрудничество?

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Результатом учебного сотрудничества является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным предметам, но и

-формирование умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра;

-умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; — умения проявлять инициативность для поиска информации;

-умения решать конфликты.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно. В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества



Формы учебного сотрудничества

1. Сотрудничество с учителем

2. Сотрудничество со сверстниками

3. Сотрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.

Свежие документы:  График классных часов на 2 полугодие 8 класса

Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.

При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.

Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Это такой способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно осваивать новые знания, навыки, вдохновлять, своевременно и корректно вмешиваться в происходящее. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения, создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает или не умеет.

Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Свежие документы:  Оценка практической значимости и актуальности для современной школы педагогических концепций и учений Л. С. Выготского

Возможности учебного сотрудничества:

позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;

развивает коммуникативные и личностные УУД;

формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;

повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;

развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;

формирует навыки социального и делового общения;

создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;

развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;

обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.

Учебное сотрудничество — мощный ресурс обучения и развития личности ребёнка.

Почему все же некоторые учителя недооценивают возможности учебного сотрудничества? Педагоги испытывают беспокойство, что при обучении в группах на уроке работают не все ребята, а только лидеры; на уроке нарушается тишина, появляется неизбежный рабочий шум; не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах; трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу. Но эти опасения преувеличены, так как при фронтальной работе большее количество учащихся не включены в работу, а вот в группе при правильной организации коллективной деятельности отсидеться намного труднее.

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации.

Известны основные формы организации учебного сотрудничества: — работа в парах;

  • работа в группах постоянного и сменного состава;

  • коллективное взаимодействие.

Групповая работа — одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;

дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;

дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);

дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.

Организация учебного сотрудничества

Существуют разные виды организации групповой работы:

cовместно — групповая — характеризуется тем, что проблема будет решена даже тогда, когда не все ученики активно взаимодействуют;

cовместно-взаимозависимая (коллективно-кооперативная) — общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникнут затруднения;

коллективно — творческая — в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество учащихся варьируется от двух до целого класса.

Оптимальный размер группы для организации продуктивной работы – не более шести человек. Так удобнее участникам распределить между собой управляющие роли. Но если количество учащихся в группе больше, чем шесть, тогда управляющие функции могут выполнять сразу несколько участников группового взаимодействия.

Технологический процесс групповой работы может складываться из следующих элементов:

определение количества групп и количества участников в каждой группе;

формирование состава каждой рабочей группы;

постановка познавательной задачи или проблемной ситуации;

планирование организации работы в группе;

распределение ролей, обязанностей;

обсуждение общего задания группы выполнение задания;

представление результатов работы группы;

общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

При организации групповой работы для развития мышления и личности ребенка необходимо осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, так как его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику.

Существуют интерактивные формы парной и групповой работы учащихся. К интерактивным формам организации учебного процесса можно отнести: уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-проекты, уроки-диалоги, фронтальную работу в кругу, центры активного обучения, творческие мастерские (лаборатории) и др. На одном и том же уроке могут сочетаться разные организационные формы и методы учебного сотрудничества.































Используемая литература:



Из  книги В.В. Широковой «Подготовка студентов педвуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах», — Иркутск, 2005

Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.

Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников . – М.: Просвещение, 2011.

https://www.wiki.vladimir.i-edu.ru












Свежие документы:  Конспект урока на тему «Работать в тесном контакте с семьей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: