Урок на тему «Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса»


Середкина И.Р.

Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

(выступление на общешкольном родительском собрании, март 2012 года)


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Концепцией модернизации образования управление качеством образования в условиях школы направлено на создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни.

Выпускники после окончания школы неизбежно будут работать, учиться дальше, определять свою позицию в жизни по отношению к общественно-политической деятельности, к религии, к экономическим реформам, готовить себя к службе в армии, создавать семью, осознавать себя гражданами государства, представителями того или иного народа. Мы, учителя, считаем, что миссия школы заключается в создании условий для полноценного психологического развития ребёнка, развития его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей, что в совокупности явится предпосылкой его позитивной адаптации к системе социальных отношений.

Отсюда основными идеями школы являются:

  1. личностный рост и саморазвитие ребёнка, осознание собственной социальной зависимости – быть нужным, приносить реальную пользу;

  2. выбор оптимального, наилучшего для данного конкретного класса или ученика пути обучения на основе педагогической диагностики, учёта реальных учебных возможностей, подбора методов и приёмов обучения (например, разноуровневые задания, индивидуальный график работы);

  3. воздействие на внешние условия обучения поможет изменить эмоциональное состояние школьников, их отношение к себе, жизненные установки, то есть самосознание.


Значит, согласно Концепции модернизации российского образования, всё должно привести к достижению нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей к самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию».

Что понимается под качеством школьного образования?

Есть несколько определений понятия:

  1. качество образования — это совокупность свойств, которая обуславливает способность образования выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. (В.П. Панасюк)

  2. под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. (А.М. Моисеев)

  3. качество образования – это определённый уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли выпускники ОУ в соответствии с планируемыми целями обучения. (Закон РФ «Об образовании»)

  4. качество образования – это соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель (то есть результат) задана и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника. (М.М.Поташник)


Я постараюсь поставить некоторые важные вопросы и ответить на них.


Кто выступает в роли заказчика нового качества образования?

Это специальный заказ, то есть спрогнозированный комплекс требований общества к школьнику через несколько лет, ко времени окончания им школы (то есть заказчиками являются государство, родители, сами ученики и педагоги).


Чем же занимается школа, стремясь повысить качество образования и выполнить заказ родителей, учеников, государства?

— оптимизацией образовательного процесса с целью сохранения физического, психологического и духовно нравственного здоровья обучающихся;

— усилением роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и гражданской позиции личности;

— обеспечением профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

— обеспечением условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

— совершенствований системы оценивания учебных достижений учеников на всех ступенях обучения (например, система рейтинговой оценки в старших классах).

Мы с вами знаем, что в нашей сельской школе смешанный контингент учащихся. Здесь учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в специальном коррекционном обучении. Мы считаем, что можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается гуманизм и демократизм школы.


Как можно управлять качеством образования?

Есть несколько механизмов такого управления. Назову некоторые:

ресурсный: укрепление и обновление материально-технической базы школы, повышение кадрового потенциала школы;

психолого-педагогический: создание благоприятного эмоционально – психологического климата в условиях школы;

мониторинговый: сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе школы, непрерывное прогностическое наблюдение за педагогическим процессом, постановка новых задач.


Как можно измерить качество образования, то есть каковы критерии оценки результатов работы школы?

На сегодня нет единой государственной системы оперативного анализа и оценки качества образования. В то же время есть возможность оценить некоторые составляющие. Например,

результаты образовательного процесса и его участников (обученность, воспитанность и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение планов и программ);

уровень материально-технического информационного, библиотечного, учебно — методического обеспечения (нет компьютеров, интерактивных досок, нет оборудования в химических лабораториях, в кабинетах физики).

Но приходится работать и в таких условиях.


Стремясь выполнить социальный заказ государства, педагогический коллектив работает над созданием воспитательной среды на основе сложившихся традиций, правил, норм.

Решаются следующие задачи:

— формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях;

— развитие интереса обучающихся к традициям школы;

— формирование культуры поведения обучающихся в школе и вне школы;

— воспитание уважения к себе и к окружающим;

— развитие творческих способностей учеников;

— привитие сознательного поведения и самодисциплины.


В воспитательной работе осуществляется организация:

— ценностно – ориентированной деятельности;

— общественной деятельности;

— экологической деятельности;

— спортивно – оздоровительной деятельности;

— трудовой деятельности;

— познавательной деятельности.

Много внимания, особенно в этом учебном году, уделяется сохранению и развитию здоровья детей (воспитательная программа «Гармония здоровья») – ежедневное горячее питание, спортивные секции, Дни здоровья, спортивные соревнования.

Для развития познавательных интересов – спецкурсы, факультативы, кружки по интересам, внеклассные мероприятия, конкурсы (влючая Всероссийские), олимпиады, дифференциация обучения, использование передовых технологий обучения.


Задачи семьи: работать в тесном контакте со школой – классным руководителем, администрацией, школьным психологом, воспитателями. Вместе работать над образованием, воспитанием ребёнка, не оставлять ребёнка один на один с собой – обязательно уделять внимание ему, его проблемам, его успехам, интересоваться школьной деятельностью, друзьями, поддерживать детские инициативы (если они положительные и развивающие).

Задачи родителей:

— создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

— стать социально – экономической и психологической защитой ребёнка;

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».


Важно помнить, что образование включает в себя и обучение, и воспитание, и развитие ребёнка!

Известный педагог Марк Максимович Поташник считает, что когда усилия самого обучающегося, его семьи совпадают с усилиями школы и государства, тогда только появляются наивысшие образовательные результаты, то есть усилия школы (воспитателей и учителей) должны совпадать с собственными усилиями ребёнка по своему образованию.

В этом случае вместо прежнего понятия «образование» возникает новое понятие «образование личности», как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач – деятельности самого школьника по развитию собственной личности и индивидуальности. Следовательно, современное образование по мере роста ребёнка всё больше должно становиться самообразованием, то есть образованием самого себя! И при этом миссия семьи и школы – создать ребёнку максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития.

Свежие документы:  Статья "Деятельностный подход в образовании для активизации учения школьников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: