Урок по теме «Семья – это то, что с тобою всегда!»


Занятие

«Семья – это то, что с тобою всегда!»

Эпиграф: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Цель: формирование отношения к семье как к ценности.

Задачи:

  1. Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.

  2. Формирование практических навыков построения взаимоотношений

  3. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

2. Мотивационный блок.

А) Работа с темой.

Определить тему урока, прослушав стихотворение:

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

Б) Упражнение “Ассоциации”.

С чем у вас ассоциируется слово “семья”?

Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.

Педагог зачитывает стихотворение:

Я над семьей

Дышу благоговейно

Скажу Вам правду,

Не кривя душой,

Что для меня

Слова: очаг семейный –

Несут понятие – святой.

Н.Белоусов.

3. Основной блок.

А) Упражнение “Родословная”

Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.

Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Знаете ли вы откуда вы родом?

Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?

В честь кого вас назвали?

Б) Упражнение “Семейное счастье”.

Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.

Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.

В) Упражнение “Обязанности в семье”.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?

Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?

мама

папа

дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.

Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.

Г) Упражнение “Конфликты”.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?

Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.

Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.

Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.

Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?

Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?

Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?

Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.

Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях.

Педагог зачитывает легенду.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?

Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Д) Упражнение “Какая будет ваша семья?”

Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?

Какая будет у вас семья?

С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,

Сообразительная, спортивная и т.д.

Е – единственная, единая

Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

Я – яркая, ясная

4.Рефлексия.

Звучит стихотворение Э.Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в “стариках” и “предках”.

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

Педагог: Подумайте, какие еще ассоциации возникли у вас после нашего урока.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Развитие речевого общения слепого ребёнка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: