«Урок здоровья»


Солянова Наталья Алексеевна

Воспитатель школы-интерната

МКУОШИ « Панаевская школа-интернат

Среднего (полного) общего образованя



Урок здоровья
«Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
Цели:
1. Выделить и изучить действие природных факторов оздоровления.
2. Рассмотреть некоторые формы закаливания.
3. Выделить правила закаливания организма человека.
Оборудование: раздаточный печатный материал, плакат — изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа).
Для игры: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин, ведро, щётка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички “Водные процедуры”.
ХОД БЕСЕДЫ.
Постановка учебной задачи
Воспитатель Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.
«Представь себе, что я весь — лицо»
В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.
— Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? — спросил юноша.
— Но ты же не закрываешь лицо? — вместо ответа заметил старик.
— Но то же лицо, оно привыкло! — воскликнул юноша.
— Так представь себе, что я весь — лицо, — ответил старик.
Воспитатель: Как вы понимаете ответ старика? Объясните…
При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, даже к таким, как возбудители инфекционных заболеваний.
Чем можно достигнуть этого? Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.
Итак, дети, тема нашего занятия сегодня: «Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ
Учитель: Почему люди простужаются?
Дело в том, что кожа человека чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того, чтобы даже лёгкий сквозняк не вызвал переохлаждение и не привел к насморку, чиханию, необходима тренировка тела к холодным воздействиям. Наше тело — «общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение. В результате какого-то сильного воздействия, например охлаждения, защитные силы ослабевают и микробы, спокойно гнездившиеся в определённом месте организма, начинают проявлять свои вредные свойства. Начинается насморк, обостряется хронический тонзиллит, замучает ангина, присоединится воспаление мочевого пузыря или почек, или возникает общая реакция организма, которая прежде называлась простудой, с преимущественным поражением носоглотки.
Блиц-опрос учащихся на листочках.
1. Как часто у вас в этом году была простуда?
0-ни разу;
1-от 1 до 4 раз:
2-более 4 раз:
2.Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания? (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)
0-нет:
1-одно заболевание:
2-комплекс заболеваний.
3. Бывают ли у вас дни общего недомогания? (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли)
0-крайне редко:
1-часто:
2-очень часто.
Если вы набрали 0-1 балл, то ваш организм в порядке, 2-4 балла — вы в группе риска, 5-6 баллов — ваш организм ослаблен.
Воспитатель Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?
Дети отвечают на поставленный вопрос в форме игры «Ручеек здоровья». Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.
ИСТОРИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен.Дошедший до нас опытзакаливания насчитываетсвыше тысячи лет. В папирусах Древнего Египта, к примеру,обнаружены указания на то,что для укрепленияздоровьяполезно систематически использоватьохлаждающие воздушные и водныепроцедуры.Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, вСпарте воспитание юношей — будущих воинов — было подчинено физическому развитию и закаливанию.Большую часть года спартанцы ходили босиком,без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время — в одном только верхнем платье
без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.
Прославленный русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым к ни холоду, ни к жар.Он ходил несколько часовобнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным. Высокая степень собственной физической закалки, а так же и его войска позволила А. В.Суворову осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альпы нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА
Воспитатель: А теперь поговорим о формах закаливания организма.
Совместное построение схемы «Формы закаливания».
ЛАСКОВОЕ СОЛНЦЕ
Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 3 — 4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 — 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ
Воздух — свежий, чистый — полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Начинать лучше в летнее время, при температуре +16 °; +18° . Первая ванна должна длиться 2 — 4 минуты. Затем увеличить до 20 минут. Если температура +20° — время увеличить вдвое. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки, парку. Длина маршрута — до 1 км. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях, понизив температуру до +18°; +20°.Очень хорошо устраивать сквозняк, но самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.
ЗАКАЛИВАНИЕВОДОЙ Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (при обтирании) и очищает от болезнетворных микробов (при купании, принятии ванн). Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть +32°; +33°. Через день снижай температуру на 1°. После обливания хорошо разотри тело.
Как проводится обтирание? Сначала приготовь воду. Намочи рукавичку или полотенце в воде и быстро вытри им грудь, живот, спину. Потом разотрись докрасна сухим полотенцем. Запомни: температуру воды уменьшай постепенно. Но если начал закаливаться — делай эти процедуры каждый день, иначе не получишь хорошего результата. Температуру воды можно уменьшить до +20°.
Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейся прохладной водой. Обязательно перед закаливанием посоветуйся с родителями, с какой температуры воды лучше начать. Летом закаляет купание в реке, море. Вот тебе несколько советов:
1. В воду входи сразу. Войдя по грудь, два — три раза окунись.
2. Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.
3. Выйдя из воды, быстро разотрись до потепления.
4. Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.
5. Не ходи и не лежи в мокрой купальной одежде.
6. Находиться в воде можно до 10 минут и под присмотром взрослых.
7. После купания в водоеме прими душ дома с мылом.
БОСОХОЖДЕНИЕ
Хождение босиком — отличное закаливание. Почему? На наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью, утром — по росистой траве. В сосновом бору полезно походить по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам.Очень хорошо ходить по пашне, конечно, если там ничего не посеяно. Попроси родителей купить тебе специальный резиновый коврик.
Полезно перед сном проводить контрастное обливание ног. Можно ходить в ванне в прохладной воде, по снегу, но обязательно перед этим посоветоваться с родителями.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно посоветуйтесь с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. Закаливание начинают, когда ребенок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.
ВИКТОРИНА (спрашиваются учащиеся по желанию)
1.Назовите средства закаливания. (Солнце, воздух, вода)
2. Приведите примеры общих закаливающих процедур. (Душ, купание, загорание.)
3. Приведите пример местных закаливающих процедур. (Ходьба босиком, умывание холодной водой и т. д.)
4. Как возобновить закаливание, если по каким-то причинам оно было прервано? (Нужно вернуться на шаг назад, если вначале вы обливались водой 20 С, то после перерыва будете пользоваться водой до 24 С)
5.Какие процедуры можно принимать, не выходя из дома? (Солнечные и воздушные ванны при открытом окне).
6.Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания? ( Положительно.)
7. В каком возрасте можно начинать закаливание? ( С рождения.)
8. Как умение одеваться может помочь закаливанию? ( Одежда должна соответствовать сезону года, нельзя кутаться, но и нельзя ходить зимой без шапки и куртки, а в тёплом помещении ни в коем случае нельзя находиться в тёплой одежде.)
9. Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости? ( Систематичность- главное в закаливании)
10. Можно ли соревноваться в закаливании? (Нет, у каждого — свой ритм и график.)
Физкультминутка «Пловцы».
-А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз-это брасс.
Одной, другой — это кроль.
Три, два, один — плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
Совместное обсуждение правил закаливания:
Закон первый: Психологический настрой

Закон второй: Постепенность
1. Сначала следует приготовить воду. Температура воды должна быть 32 — 33С, ее можно измерить градусником.
2. Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот, спину… Быстро-быстро. А потом растереться докрасна сухим полотенцем.
3. Теперь мокрым полотенцем обтереть ноги. И обтереть опять сухим.
Каждый следующий день температура воды должна уменьшаться на один градус.
Закон третий: Систематичность
Делай это обязательно каждый день!
Закон четвертый: Индивидуальность
Начинать закаливание нельзя, если болит горло. Перед началом закаливания нужно обязательно вылечить зубы.
Тот, кто дойдет до температуры 26°С, может смело переходить к другим видам закаливания.
Результатом твоего закаливания должны быть не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайся получить максимум удовольствия.
Воспитатель Ребята, вы уже много узнали о том, как правильно закаляться, о видах закаливания. И сейчас я проверю, кто слушал внимательно. Для начала вам нужно разделиться на 3 команды.
Игра “Клуб закаливания”
Текст табличек «Водные процедуры»:
1. Умывание холодной водой лица.
2. Умывание холодной водой до пояса.
3. Обливание холодной водой всего тела.
4. Холодные ванны для ног.
5. Купание в водоеме.
6. Обтирание водой до пояса.
Каждая команда выбирает (как билет) перевернутые таблички — рисунки “Водные процедуры”. Затем отбирает необходимые для процедуры предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания в течение пяти минут.
Воспитатель. Давайте проверим. Все ли вы сделали правильно.
Для проведения следующей викторины нужен непрозрачный мешочек и 10 грецких орехов. На каждом орехе — цифра от 1 до10. Участники по очереди выбирают себе задание, вытаскивая орехи из мешочка. Если ученик правильно отвечает на вопрос, то орех остаётся у него, если нет, то отвечать может любой другой ученик. Выиграет тот, кто соберёт большее число орехов.
1.У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости. Чем взрослые. От наличия какого вещества это зависит? Из каких продуктов питания можно получить это вещество? Какой витамин необходим организму для усвоения этого вещества костями?
( Это вещество _ кальций, он придаёт костям твёрдость. Много кальция в молочных продуктах. Витамин Д способствует поступлению кальция в кости.)
2. Заяц, воспитанный в клетке, умирает при первом быстром беге. Может ли такое приключиться с человеком? Что такое гиподинамия, чем она опасна? ( Безусловно, если нетренированный человек будет участвовать в соревнованиях по бегу. Гиподинамия — малоподвижный образ жизни, опасен тем, что приводит к ослаблению мышечной системы, сердечным заболеваниям и т. д.)
3. В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой — тёплой. Кто из них реже болеет простудой? Почему? ( Холодная вода — средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.)
4. Почему, поиграв с животными необходимо вымыть руки, даже не дожидаясь еды? ( На шерсти животного могут находиться микробы и яйца глистов. Если не вымыть руки, микробы могут проникнуть во внутрь организма, а яйца глистов, попав в кишечник, вызовут заражение организма гельминтами.)
5.Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? ( при голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. Красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь)
6. « Обжора роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему? ( Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.)
7. Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? Чем это можно объяснить? ( Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.)
8. В весенние месяцы повышается утомляемость, вялость. Кровоточат дёсна, появляются синяки. Отчего это бывает и как с этим бороться? ( Это — авитаминоз. Весной организм испытывает недостаток витаминов, это можно исправить, употребляя в пищу салаты и поливитамины.)
9. Почему скрипачи глухие на левое ухо? ( На левом плече скрипач держит скрипку, а длительное воздействие громких звуков приводит к снижению слуха и к глухоте.)
10. Стоит ли в жару пить много воды? ( В жаркую погоду усиливается потоотделение, и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода. Чтобы избежать жажды, достаточно съесть солёный кусочек хлеба.

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Если делаешь зарядку, если кушаешь салат,
И не любишь шоколадку —
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь.
С сигаретою ты дружишь — то здоровья не найдёшь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!

Ведущий. Молодцы! А теперь в своих альбомах здоровья запишем следующие слова, которые могут стать для вас девизом.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Воспитатель- Что нового для себя вы узнали на занятии?
— О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали?
— Назовите правила приема солнечных ванн.
— Как следует закаляться свежим воздухом?
— Расскажите о формах закаливания организма водой.
— Где можно ходить босиком?
— С какими правилами закаливания вы познакомились на уроке?
(в конце урока учитель раздает детям памятки о правилах закаливания организма)
Литература :
1. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа / И. Н. Попова, С. А. Исаева, Е. И. Ромашкова. — 2 — е изд. — М.: Айрис — пресс, 2006.
2. Учебно — воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 / авт. — сост. Н. А. Касаткина. — Волгоград: Учитель
, 2005.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ: КИЛОМЕТР"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: