Внеклассное занятие
«В мире профессий и
заработков»
Андреева Елена Александровна
воспитатель
первой квалификационной категории
КОУ «Петропавловский детский дом»
Муромцевского района Омской области
Цель: выявить факторы, формирующие размер заработной платы.
Задачи:
1.Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий.
2. Воспитывать уважение к труду людей.
3. Способствовать развитию познавательных способностей, а также умение работать в группе, развитие внимание, мышления.
Сценарный план
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
3. Беседа по теме «Заработная плата»
4.От чего зависит размер заработной платы
5. Игра «Экзамен»
6. Подведение итогов
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели занятия
— За словами «наемные работники» скрывается огромное множества разнообразных профессий. Они отличаются друг от друга, как содержанием труда, так и уровнем его оплаты, которую удается получить от нанимателей. Разница в оплате труда может быть очень большой. Ребята, и сегодня на занятии мы поговорим о заработной плате, что такое человеческий капитал и почему риск, связанный с профессией, влияет на зарплату. Тема занятия «В мире профессий и заработков».
3. Беседа по теме «Заработная плата»
— Скажите, что такое заработная плата? (Ответы детей)
— Заработная плата – регулярно выплачиваемое денежное вознаграждение за работу, выполняемую наемными работниками.
— Ребята, как вы понимаете старую поговорку: «Каждый живет продажей чего-то». (Ответы детей)
— Иными словами, любой человек – даже если он не владеет магазином и не выращивает огурцы в теплице на продажу – все равно действует в мире экономики как продавец. А продает он то, чем владеет, — свои трудовые услуги, оказывая которые он тратит время своей жизни.
Именно поэтому само понятие «заработная плата» не может быть отнесено к рабу или крепостному. Почему? (Ответы детей)
— Ни тот, ни другой не владеют правом распоряжаться своими трудовыми услугами. Это право отобрано у них хозяином: у одного – рабовладельцем, у другого – помещиком-крепостником. Продать свой труд может только свободный человек. Но что стоит за словом «труд», что, собственно, покупает наниматель, за какие «свойства» работника он готов ему платить заработную плату – цену труда? (Ответы детей)
4. От чего зависит размер заработной платы
— Ответ на этот вопрос вы найдете в своих конвертах. Вам необходимо выбрать правильные ответы на следующий вопрос: «От чего зависит величина заработной платы?» Время 1 мин.
Карточка
— Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Таким образом, мы можем теперь сказать, что величина заработной платы, которую получает человек, зависит от следующих показателей:
1) умственные способности человека – то, что даровала ему природа и сумели развить в детстве родители;
2) образование – чем больше объем знаний и чем в лучшем учебном заведении они приобретены, тем выше у человека шанс найти работу с большей зарплатой;
3)физические возможности человека – имеют немалое значение: здоровый человек – работает больше и лучше, чем тот, кто не очень здоров, а поэтому получает и большую зарплату;
4) трудовой опыт – все те знания, умения и знакомства, которые он приобрел за период работы по найму после окончания обучения;
5) умения и знания – это принято называть человеческим капиталом. Иными словами, это все то, человек способен предложить на продажу, все те дарования, которые могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплаты. Чем больше его капитал, тем выше может быть зарплата, которую станут платить работнику;
6) риск – чем выше, т.е. больше для человека опасность при выполнении работы потерять здоровье или даже жизнь, тем большую зарплату он будет требовать и тем большую зарплату, ему вынуждены будут платить работодатели, чтобы он согласился заняться этими видами работ;
7) уровень цен на товары и услуги в стране – сумма денег, которую надо уплатить за стандартную «корзину товаров», определяет, какую сумму денег требует себе наемный работник, чтобы иметь возможность прокормить свою семью и вообще добиться того уровня комфортности жизни, на который он считает себя вправе претендовать.
8) удачливость при поиске работы – последний, но немаловажный фактор формирования величины заработной платы. При всех прочих условиях людям может по-разному везти при поиске работы. И человек, сумевший первым найти место с высокой зарплатой, тем самым лишает шанса занять ее всех остальных претендентов, которые могут быть по объективным меркам ничуть его не хуже.
Ребята, скажите, какие из этих показателей вы можете развивать уже сейчас? (Ответы детей)
— Это умственные способности, образование и укрепление здоровья.
5. Игра «Экзамен»
— Поиграем в игру «Экзамен». Представьте, что во время экзамена «Величина зарплаты» вам достается билет с одним из ее показателей. Вы должны подробно рассказать об этом показателе и назвать профессии, где он будет наиболее востребован. Например:
удача – артист кино
здоровье – космонавт
риск – шахтер
(Воспитанники выбирают билет с показателем и рассказывают)
6. Подведение итогов
Вопросы для закрепления:
Каковы причины того, что люди имеют различные заработки?
Почему летчик-испытатель получает зарплату выше простого летчика?
Выбирая профессию, с которой свяжешь всю свою жизнь, о чем нужно подумать заранее?
Что нужно сделать, чтобы в будущем была достойная зарплата?
Список использованной литературы
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.
2. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности / Липсиц И.В.