ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Детский сад № 130»








ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА





Составитель:

Казакова Е.С.




















г.Краснодар

2013 год.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КРИТИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………….. 5

1.1. Семейные отношения как фактор эмоционального благополучия подростков……………………………………………………………………… 5

1.1.1. Семья как малая группа………………………………………………… 5

1.1.2. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте…………. 8

1.2. Развод родителей как структурная деформация семьи…………………. 11

1.3. Особенности переживания детьми ситуации развода в подростковом возрасте…………………………………………………………………………. 19

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………………………… 34

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………..… 37

РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………………. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..… 47














ВВЕДЕНИЕ


«Утрата … важного в себе, в своей жизни,

может не только привести к психологической травме,

но стать основой «просветления» открывающего

новые горизонты развития личности».

А. Андреева

Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь ─ не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть немало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе, в семье имеются периоды называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению, не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну.

Переживая собственные личные проблемы (ситуация развода) родитель не способен понять, что в этот момент чувствует ребенок, что именно сейчас ему тоже требуется помощь и поддержка. Но видя, что не до него, что в доме плохая атмосфера и родителю нужно побыть одному, собраться с силами, ребенок остается в стороне.

В психологии эта тема всегда актуальна. Существует ряд мнений о том, как лучше помочь ребенку при разводе родителей и как быть в этой ситуации.

Объектом нашей работы является процесс формирования личности ребенка в ситуации развода.

Предметом нашей работы является эмоциональное состояние ребенка, пережившего уход значимого близкого в ситуации развода родителей.

Гипотеза: эмоционально значимая ситуация развода родителей влияет на формирование личности ребенка и ведет к росту социально-ситуационной тревожности, пониженному настроению, плохому самочувствию, заниженной самооценке, трудностям в общении.

Цель работы ─ исследование влияния ситуации развода на эмоциональное состояние ребенка.

Задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы эмоциональных нарушений у ребенка в ситуации острого переживания им потери одного из родителей.

  2. Подбор комплекса методик для диагностики актуального эмоционального статуса, переживающих утрату значимого близкого в ситуации развода родителей.

  3. Экспериментальное исследование выявления значимых отклонений в эмоциональной сфере ребенка в связи с разводом родителей.

  4. Составление рекомендаций психологической помощи ребенку в кризисной ситуации.

Методы исследования:

    1. теоретический анализ;

    2. интервью;

    3. работа с учебной документацией;

    4. психологическое тестирование.

База исследования: МОУСОШ № 6 г. Краснодара, параллель седьмых классов. Количество участников ─ 50.

Диагностические методики:

  1. Методика САН

  2. Тест-опросник «Самооценка»

  3. Тест Шмишека

  4. Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондраша

В нашей работе мы опирались на труды А. Андреевой, И. Вагиной, Р. Гарднера и другие.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 разделов, заключения. Работа изложена на 53 страницах текста, содержит 4 таблицы, 1 рисунок, 4 приложения. Список литературы насчитывает 28 наименований.

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КРИТИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ СИТУАЦИЙ


1.1. Семейные отношения как фактор эмоционального благополучия подростков


1.1.1. Семья как малая группа


Начальной структурной единицей общества закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью; она таковой становится и укрепляется с рождением детей [11].

Определений семьи в научной литературе довольно много. Некоторые из них настолько распространены, что даже трудно установить их авторство. Например, семья определяется как первичная ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников и т.п. [38].

По определению Н.Я. Соловьева, семья ─ это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. И другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [9].

Разбирая понятия, описывающие семью и происходящие в ней процессы, можно заметить большие различия между понятиями, характеризующими отношения семьи с другими социальными общностями, и понятиями, описывающими отношения в самой семье. Поэтому, анализируя семейные отношения, следует рассмотреть функционирование семьи как социального института и как малой группы.

При анализе семьи как малой группы особое значение приобретают ее нормы и функции, возникающие на основе личностного взаимодействия. Поэтому проблему определения функций семьи следует решать, уточнив, какие потребности, удовлетворяемые семьей, ─ потребности общества, социальных групп, самой семьи, отдельных составляющих ее инвалидов ─ будет считаться первостепенным.

Недостаточно четкое определение потребностей, удовлетворяемых семьей, является одной из причин возникновения хотя и похожих, но все же отличающихся перечней функций семьи [8].

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что «выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом». Они выделяют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, а также духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическую функцию семьи [12]. А.Г. Харчев и М.С. Мацковский (1978 г.) ─ функцию репродукции населения, бытовую, экономическую, воспитательную, реактивную, социального контроля и регулирования, коммуникативную, интимного эмоционального самовыражения. А. Эглите (1990 г.) ─ функцию рождения и воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей, бытовую. Х. Бутерфиелд ─ функции рождения детей, социализации детей, духовного совершенствования родителей, эмоциональной поддержки и безопасности. Дж. Майерс ─ социального и экономического статуса, самовыражения, продолжения рода, постоянства общения и смысла сексуальной связи.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Эмоциональная функция семьи ─ удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению психического здоровья.

Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как: эмоциональная, духовного общения, сексуально-эротическая и воспитательная [7].

Особое внимание в настоящее время уделяется изучению нарушений функций семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, и представляют одну из особенностей ее жизнедеятельности [9]. Нарушение функций семьи, как отмечает Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, ─ это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушению могут факторы: личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценнсоти); взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье; определенные условия жизни семьи.

Факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи: неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи); вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и др. [9].

Современная нуклеарная семья уже только из-за малого числа членов сталкивается с трудностями реализации ряда семейных ролей, т.к. каждому ее члену приходится выполнять несколько из них, которые к тому же могут быть противоречивы. Соответствие или несоответствие семейных ролей возможностям личности еще более ярко проявляется при изменении семейной структуры. Такие роли не соответствующие возможностям личности, часто обуславливают переход семейного конфликта на уровень внутриличностного конфликта (например, роль виновника семейных неудач, роль больного, заботиться о котором ─ главная цель семьи). Как пишет П. Баркер, исследование патологических семейных ролей ─ эффективный способ понять, каким образом личностные проблемы индивида становятся проблемами всей семьи и наоборот [8].

Нарушение структуры семьи ─ это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребность в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Зачастую такие периодизации основаны на изменении места детей в семейной структуре. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.


1.1.2. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте


Во многих исследованиях, посвященных социальной значимости семьи, отмечается важная роль родотелей в процессе формирования личности ребенка. Влияние родителей в этот период взросления можно считать основным; родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей; помогают им понять происходящее, учат состраданию.

Практически во всех исследованиях в области детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности ребенка. Особое значение имеют следующие факторы: родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку; частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками; семейная дисциплина, вид применяемых наказаний; роль, отведенная ребенку в семейной иерархии; степень самостоятельности, предоставленной ребенку [12].

Автор профилактической программы «Школа психопластики личности подростка» Е.А. Ливанова уверена, что даже сегодня, при явной недооценке воспитательной работы в школе, необходимо помогать подросткам преодолевать сложный возраст с наименьшими потерями. Но для этого требуется кропотливая целенаправленная серьезная работа по формированию у подростков личностных качеств и поведенческих моделей, которые обеспечивали бы им плавную социализацию без взрывов и срывов [13].

По результатам экспериментально-психологических исследований сделано заключение о том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения, они испытывают особую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми [7].

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми. Т.е. не понимают отношений с подростками ─ переоценивают или недооценивают их.

По мнению многих исследователей (Донцов А.И., Сапожникова Л.С., Чеснокова И.И. и др.), свойства самооценки определяют степень самостоя-тельности и независимости человека в разных видах деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми. Оказалось, что характер общения со взрослыми существенно влияет на параметры самооценки. Устойчивая самооценка формируется у 79, 1 % исследуемых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении с родителями ─ у 25 % [7].

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. у них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое».

Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков наблюдатели отмечают агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и т.д.

Потребность подростков в нерегламентированном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения, т.к. в жизни преобладает регламентированный тип общения [7]. Преобладание нормативного содержания в отношении со взрослыми толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к какому-то придуманному, фантомному образу Я этого конкретного человека. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть и люди (компании) более старшего возраста.

Немаловажную роль в детско-родительских отношениях играют ожидания подростков, те надежды, которые они возлагают на своих родителей. Ф. Райс, ссылаясь на многочисленные исследования и опросы приводит список качеств, которые хотели бы видеть подростки в своих родителях: заинтересованность и помощь, способность слушать, понимать и сопереживать, любовь и положительные аффекты, признание и одобрение, доверие, возможность индивидуализации и автономии подростка, руководство и контроль, личный пример [12].


1.2. Развод родителей как структурная деформация семьи


Любые отношения между людьми неизбежно приходят к концу. Хотя большинство вступающих в брак людей во время брачной церемонии и произносят слова «пока смерть не разлучит нас», очень немногие задумываются о том, чем же на самом деле закончится их супружеская жизнь. А ведь есть только два возможных исхода: разрыв отношений или смерть. Иногда развод ─ единственно возможный способ выхода их тупика.

Если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод.

Расторжением брака (разводом) считается прекращение брака или жизни супругов.

Существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» ─ существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и пр.), произошел толчок ─ и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо что-то назревало, и готовность к разводу уже была. Развод ─ это процесс. Другая концепция, пытается объяснить развод, как «обратное развитие» (любовь ─ охлаждение ─ раздражение ─ распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.

Развод был всегда, сколько существует институт брака, вероятно, развод имеет такой же «стаж» сколько сам семейный институт. Вечного и нерасторжимого брака в истории человечества не существовало. Формы расторжения брака менялись с развитием цивилизованности, исторического прогресса, отношения к женщине, национальных традиций. Будучи вещью, принадлежавшей своему хозяину ─ мужчине, женщина почти не пользовалась никакими правами, в том числе и правом на развод [5].

В ΧΧ в. общий прогресс цивилизации и феминистическое движение на Западе способствовало уравнению женщин в правах с мужчинами по многим вопросам, в том числе и по вопросам расторжения брака.

В настоящее время во многих государствах закон о браке определяет развод как процедуру, в которой нет истца и ответчика. В таком случае супруги соглашаются с тем, что в их браке возникли непреодолимые проблемы. Хотя подобный подход исключает обвинение одного из супругов в разводе, он не устраняет чувство вины и депрессию, которые переживают оба впоследствии.

В современной европейской семье психологически развод ─ это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада.

Что касается нашей страны, то согласно новейшим исследованиям (Иванова Л.В. и др.), основными причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

  • Материальные, бытовые проблемы ─ 55;

  • Пьянство одного из супругов ─ 39;

  • Ослабление ценности семьи для нынешнего поколения ─ 27;

  • Супружеская неверность ─ 19;

  • Психологическая несовместимость ─ 17;

  • Однообразие и скука семейной жизни ─ 12;

  • Новая любовь ─ 11;

  • Отсутствие детей ─ 7;

  • Другое ─ 2

  • Затрудняюсь ответить ─ 6.

Примечательно, что женщины более склонны считать причиной разводов материальные трудности, пьянство и ослабление ценности семьи, а мужчины скорее новое увлечение, несовместимость и скуку семейной жизни.

Молодежь чаще видит причины в несовместимости, новой любви, изменах и однообразии, старшие же возрастные группы ─ в ослаблении ценности семейной жизни для поколения нынешнего, а также в пьянстве.

Перечислим причины роста разводов [8]:

  1. Изменение функции семьи, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше, чем мужчина, и становится как бы более независимой.

  2. Успехи за равноправие полов (феминизм).

  3. Отсутствие негативных стереотипов у разведенных.

  4. Освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков.

  5. Изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе.

  6. Дифференцированность жизненного цикла.

  7. Рост продолжительности жизни.

  8. Усиление миграционных процессов.

  9. Снижение влияния родителей на выбор супруга. Следствием чего является большое количество «ранних», поспешных браков.

Причинами развода могут быть не только напряженность отношений и тревожность в определенные кризисные периоды, но также много и других, как прямых, так и косвенных (казалось бы, не имеющих к распаду семьи никакого отношения) проблем. Перечислим наиболее распространенные факторы, входящие в группу риска разводов, т.е. увеличивающие вероятность распада брачно-семейных отношений:

  • Конфликтные отношения (развод) родителей одного из супругов;

  • Совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади;

  • Поздний или ранний возраст вступления в брак;

  • Деидеализация партнера;

  • Высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов;

  • Неравный уровень образования и социального статуса супругов;

  • Профессиональная занятость женщины, в т.ч. «бикарьерная семья»;

  • Вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъезды);

  • Измены, сексуальная неудовлетворенность в браке;

  • Отсутствие доверия в семейных отношениях;

  • Бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;

  • Добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки);

  • Рождение ребенка в первые (12) годы брака;

  • Совместное проживание с родителями и пр.;

  • Употребление алкоголя и наркотиков.

Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К «злу», которое может разрушить брак, относят [1]:

      1. Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьезная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно браться за все сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, нянчить детей, ремонтировать квартиру и заниматься бизнесом. Ситуация наиболее чревата опасностями, когда муж чрезмерно поглощен работой, а жена сидит дома с малышом дошкольного возраста. Сначала она чувствует себя очень одинокой, далее страшно неудовлетворенной, и, наконец, все это выливается в депрессию.

      2. Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

      3. Эгоистичность. В мире существует два типа людей: дающие и берущие. Брак между двумя дающими будет, скорее всего, счастливым. Частые трения неизбежны при браке между дающим и берущим. Но двое берущих за какие-нибудь полтора месяца раздерут друг друга в клочья! Таким образом эгоистичность и брак несовместимы.

      4. Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом принимают, что их дети взрослые, самостоятельные люди. И они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

      5. Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного. Неизбежное разочарование это эмоциональная ловушка.

      6. Пьянство и наркотики.

      7. Все, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способность встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и другое);

      8. Азартные игры, вредные привычки.

Иногда супруги пытаются сохранить брак, связав его большей численностью детей. Однако факты говорят, что стабилизировать брак количеством детей не удается: оставляют и бездетных партнеров, оставляют и многодетных.

Стивен Дак выделил четыре фазы распада эмоциональных отношений [1]:

  1. Интра-психическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обыч-но более чувствительного) появляется ощущение внутренней неудовлет-воренности. Возможные исходы этой фазы: смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявлять свою неудовлетворенность; решиться на то, чтобы высказать партнеру неудовольствие.

  2. Интер-психическая (между супругами) или диадическая партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен так же в двух вариантах: перестройка отношений их стабилизация; принятие распада (если эксперимент закончился неудачно).

  3. Социальная фаза в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать «всеобщим достоянием», должен «санкционироваться» другими. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы: прекращение социальных отношений, распад семьи.

  4. Фаза отделки (как бы вновь интра-психическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен в двух вариантах: примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта; произошедшее воспринимается, как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы.

В зарубежной психологии распространена также концепция распада эмоциональных отношений Дж.А. Ли, который выделил пять фаз:

  1. осознание неудовлетворенности;

  2. выражение неудовлетворенности;

  3. переговоры;

  4. принятие решений;

  5. трансформация отношений.

Дж. Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очередность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.

В действительности, охлаждение чувств, дестабилизация отношений это лишь шаг к прекращению отношений, прервать же их в принципе достаточно трудно, особенно когда в них вложена часть жизни. Покидаемый супруг вызывает не только ненависть и досаду, но и связан с приятными минутами в прошлом, по-прежнему ценен какими-то своими личностными качествами и чертами.

Типы реагирования на прекращение отношений также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).

Стратегии поведения в предразводной ситуации так же могут быть различными. Приведем наиболее распространенные:

  1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет. Таковы, например, попытки натравить на изменника родственников, друзей, детей, которые, по замыслу клиента, должны доказать ему/ей, как неправильно он/она поступает.

  2. Обострение любви поиск каких-то вариантов как удержать, привлечь партнера. Предпринимаются попытки налаживания отношений хотя бы на каком-то, дипломатическом, уровне

  3. Принять реальность таковой, какая она есть. Здесь самая трудная задача не требовать от другого немедленного решения, а ждать, пока он/она сам его (уход не уход) примет. Это дает возможность в случае обоюдного согласия на развод сохранить с бывшим супругом человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, извлечь необходимые уроки.

Кратохвил С. выделяет следующие четыре стадии развода:

  1. Стадия протеста: травмированная особа повышает свою активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, тем самым ухудшая свое положение.

  2. Стадия отчаяния: обороняющаяся сторона чувствует, что ситуацией уже не владеет и впадает в депрессию, иногда доходит до самообвинений.

  3. Стадия отрицания: обороняющаяся сторона ожесточается и приходит к выводу, что не стоит сохранять брак с таким неподходящим человеком [6].

В тех случаях, когда ситуация симметричная, т.е. оба партнера с разводом согласны и рассматривают его как положительное решение, указанные стадии, естественно, отсутствуют.

С. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей [14]. Результаты исследования подтверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направленно в первую очередь на то, чтобы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течении которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагополучных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

Результаты многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дают однозначного ответа на вопрос: что лучше для ребенка развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают больше отрицательного влияния на развитие детей, чем спокойная, стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны, некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей.

Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. Оптимальным является добровольное согласие родителей, без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом, действительно создается ситуация, близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

Задачей каждого из бывших супругов в данный период является достижение нового, удовлетворяющего самостоятельного образа жизни.


1.3. Особенности переживания детьми ситуации развода в подростковом возрасте


Отечественные и зарубежные авторы имеют свой взгляд на проблему переживания членами семьи ситуации развода. Согласно взглядам Л.С. Выготского, единицей, из которой складывается сознание является переживание. Переживание, во-первых, динамическая, то есть изменяющая поведение величина; во-вторых наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания. И, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. «Внутренняя жизнь ребенка, – подчеркивает Л.С. Выготский, – связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами».

И.А. Фурманов выделяет несколько типов реакций на ситуацию утраты, среди них: замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания, выражающиеся в чувствительности к разлуке, печали, тоске; вина за собственные мысли или поступки, вина, возложенная на родителей, характерное ощущение связи между способностью совершить какое-либо действие и наказанием; гнев, чувство озлобленности, как реакция на потерю близкого, аутоагрессия. Следовательно, отрицательный эмоциональный фон доминирует в ситуации потери родителей. В основе любого переживания лежит нарушение эмоциональных отношений.

С. Нартова-Бочавер выделяет три типа поведения ребенка, переживающего посттравматическое стрессовое расстройство в результате развода: экспрессивный тип – ребенок проявляет сильные чувства, наблюдаются трудности в сдерживании своих эмоциональных реакций (плач, крик, смех, дрожь); контролирующий тип – ребенок успешно «сдерживает» себя, и его внешнее поведение не отличается от обычного. Он производит впечатление более спокойного, чем ранее. Данная форма поведения может приводить к соматическим заболеваниям. Эмоциональный компонент заблокирован, ребенок не проявляет чувств и эмоций по отношению к происходящему. Доминирующими являются когнитивный и поведенческий компоненты; шоковый тип – ребенок подавлен, производит впечатление отсутствующего, пребывающего в другом мире. При переживании постразводной ситуации поведение ребенка может меняться.

Сила эмоциональных реакции детей на развод родителей зависит от многих факторов. Ряд психологов выделяет наиболее важные из них :

  • враждебность супругов, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и озлобленности, предшествующей разводу и проявляющейся после него, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации;

  • количество и значительность перемен в образе жизни ребенка. Чем большим изменениям подвергается жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новой ситуации;

  • характер отношений родителей с детьми. Уверенность в постоянстве отношений и эмоциональная поддержка от кого-либо из родителей, а лучше от обоих, помогает ребенку быстрее преодолеть неблагоприятные психологические последствия их развода.

Установлено, что дети и по прошествии нескольких лет после развода продолжают испытывать тоску по отцу, который не живет дома, или неодолимое желание, чтобы семья вновь воссоединилась. Дети перед разводом и после него преследуют (подсознательно) цель отвлечь родителей от их проблем, чтобы те объединились на общей почве заботы о ребенке. Наличие позитивных отношений с отцом в постразводный период.

Анализ социологической, социально-психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что при распаде семьи жизнь ребенка претерпевает изменения в трех основных аспектах:

  1. как правило, родители живут в разных местах, и у ребенка отсутствует возможность взаимодействия с обоими родителями;

  2. ребенок проводит основное время с одним и только определенное время с другим родителем, даже если отношения между супругами носят необостренный, бесконфликтный характер;

  3. эмоционально ребенок вынужден быть ближе только к одному из родителей [5].

Дети эмоционально вовлечены в послеразводные отношения и принимают в них активное участие, во многих случаях предопределяя своим поведением поведение родителей. Наиболее сильные эмоциональные реакции у детей, такие как страх, гнев, печаль, чувство вины можно наблюдать на двух первых стадиях посттравматического стрессового расстройства. Ребенок сталкивается с разрушением мифа о незыблемости, целостности семьи, в которой он чувствовал себя безопасно. Ребенок переживает свой собственный «развод» с отцом (или матерью). К печали по поводу потери отца примешивается боль осознания того, что ребенок сам недостаточно любим, так как не способен удержать отца. Осознание своей второстепенности и беспомощности в плане противостояния разводу родителей приводит к изменению печали на гнев и ярость. В постразводный период ребенок идентифицирует себя с «пострадавшим» родителем. Объект агрессии может меняться, поэтому ненависть поочередно направляется на одного из родителей или одновременно на двоих.

Однако существуют неосознаваемые ребенком переживания и чувства, которые носят деструктивный характер и представляют сложность при диагностике. Обвинение по поводу развода родителей ребенок может бессознательно приписывать самому себе. В этом случае те обвинения, которые он предъявляет родителям, являются защитой от чувства собственной вины, бессознательно проецируемой на отца и (или) мать. Чувство невротической вины, которое испытывают дети в связи с разводом, приводит к возникновению страхов. У мальчиков, согласно взглядам психоаналитиков, активируются эдиповы фантазии вины (отнять у папы маму, желать исчезновения отца). У девочек возникают вина, страхи и ненависть к матери. С точки зрения ребенка, имеются две сменяющие друг друга версии: мама считает только отца злым и виноватым, папа – исключительно маму. Если ребенку удается присоединить себя к одной из этих версий, то один родитель будет освобожден от чувства вины и ребенок снова сможет ему доверять.

К неосознаваемым чувствам можно отнести также страх. Сознательный страх базируется на осознании нестабильного, преходящего характера любых отношений; неосознанный страх – это страх потерять и второго родителя. Страх, который испытывает ребенок из-за возникающей агрессии по отношению к матери, делает ребенка более зависимым от нее. При отсутствии отца ребенок не имеет возможности проявить чувство вины и страха. У детей наблюдаются амбивалентные чувства по отношению к родителям. Смещение агрессивности на отца позволяет ребенку позитивно относиться к матери. Таким образом, на определенное время ребенку удается приспособиться и (или) подчиниться новому стилю жизни родителей, привыкнуть к посещениям отца.

Одной из встречаемых реакций детей в послеразводный период является «манифестный» отказ от отца. Для восстановления психического равновесия отец приносится в «жертву»: ребенок отрицает его наличие, игнорируя встречи с ним. Если ближайшее социальное окружение не в состоянии оказать ребенку достаточную помощь, которая позволила бы ему справиться с болью и преодолеть развод, то «Я» ребенка прибегает к подсознательным механизмам защиты, которые помогают временно остановить кризис. Данные бессознательные решения, приводящие к отказу от отца, зависят от условий восприятия и специфических оценок ребенка, которые детерминированы поведением социального окружения.

Для ребенка-дошкольника распад семьи – это разрушение устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Переживая конфликтную семейную ситуацию, ребенок испытывает сильнейшую депривацию. Данная ситуация воспринимается как акт отвержения со стороны как одного, так и другого родителя. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что у ребенка появляется гнев, ярость, отчаяние, агрессия или замкнутость.

Дж. Валлерштейн и Дж. Мак Дермот, изучая реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, период развода и постразводный период, выявили динамику переживания детьми дошкольного возраста данного кризисного события. Так, дети 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре они создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Симптомы снимались, если родители или замещающие их лица восстанавливали физический уход и эмоциональную заботу. У детей данного возраста депрессивные реакции и симптомы задержки развития оставались спустя три года после развода родителей.

Для детей данной возрастной группы характерно чувство вины за распад семьи. По наблюдению Дж.Мак Дермота, мальчики 3–4 лет переживают распад семьи более драматично и остро по сравнению с девочками. Он объясняет этот факт тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация с матерью в период развода меняется в зависимости от характера переживания матери.

Основными новообразованиями демонстративной стадии (7–11 лет) развития является выделение себя из системы коллективных отношений, формирование социального доверия. Восприятие ребенком себя по отношению к классу и учителю, в известной степени соответствует – как продолжение семейной ситуации – базисному гештальту психосоциального треугольника, то есть здесь по-прежнему имеют силу триполярные концепты межличностных отношений. При благоприятной предшествующей семейной обстановке треугольники могут быстро меняться, меняя полюса, смещаясь на других партнеров. Все более важную роль начинают играть множественные треугольные комбинации. Ребенок делает шаг от триполярной структуры переживаний к мультиполярной. Это происходит одновременно с переходом ребенка от мира семьи к жизни в группе как мультиполярно ориентированной форме коллектива, основывающейся на равенстве и взаимном уважении партнеров. Ребенку будет легче совершить этот шаг, если «он свыкся с относительно бесконфликтным положением в семье и утвердил свою позицию в отношениях с обоими родителями. Если он идентифицировался со своей семьей и научился будучи зависимым от нее, чувствовать себя уверенно, то тогда он может выйти в мир, так как располагает силами, которые может вложить как в новые отношения, так и в учебу».

Данная фаза развития имеет большое значение на данном возрастном этапе, когда создаются предпосылки эмоциональной способности к жизни в группе. Распад семьи на данной стадии развития приводит к распаду триполярной структуры отношений и фиксации на двуполярной структуре. Это предопределяет сценарий отношений в группе сверстников. Ребенок либо вступает в двуполярные отношения с другими членами группы, когда он сам становится центром и поддерживает множественные двуполярные отношения, либо наоборот, ребенок, пребывающий в фазе триполярных отношений, может создавать широкие отношения в группе. Но ни при двуполярной, ни при триполярной структуре отношений в коллективе полное уважение невозможно; как там, так и здесь по-прежнему выражена потребность в «лидере» и в зависимости от «лидера».

Возникновение чувства одиночества – еще одно последствие развода на данной стадии развития. Чувство одиночества может быть обусловлено неудовлетворительным разрешением предшествующего конфликта: ребенок все еще тянется к своей матери, недосягаемой в предразводный период, гораздо сильнее, чем к учебе. Он все еще предпочитает, чтобы его считали малышом дома, нежели большим в школе; он все еще сравнивает себя с отцом, и это сравнение вызывает чувство вины.

Основные новообразования латентной стадии развития является формирование мнение о том, какими должны быть подростки, когда станут взрослыми. Их мир состоит из мнения других. В этом возрасте подростки эмоционально отделены от своих родителей и в полных, и в разведенных семьях, поэтому взрослым следует устанавливать четкие межличностные границы с подростками. При наличии полной недисфункциональной семьи у подростка на данной фазе развития происходит интеграция выработанных ранее идентификаций с возникающими социальными ролями с точки зрения реализации желаний в будущем. Такая интеграция, согласно Эриксону, является предварительным условием возникновения чувства «Я–идентичности».

Ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта родителей в пред- и постразводный периоды, включенный во все стадии развития семейного конфликта от возникновения кризисной ситуации до ее разрешения, переживает гамму разнообразных чувств и эмоций. Однако очевидно, что динамика переживаний ребенка характеризует не только его как такового, но и параметры ситуации межличностного взаимодействия родителей.

Хотя многие (Wallerstein J., Kelly J.,) указывают на неблагоприятное влияние развода и разрушения семьи на подростков, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него: обстоятельства и причины развода, то, насколько ребенок был подготовлен к возможности ухода из семьи одного из родителей, поведение родителей в данной ситуации, адаптацию родителей после развода и т.д. (Цит. по: [5]).

Прежде всего необходимо различать:

  • непосредственные эмоциональные реакции подростка на развод родителей;

  • проблемы, возникающие в период адаптации;

  • более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем.

Непосредственные реакции подростка на развод в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей (Цит по: [5]).

Наиболее распространенными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются:

  • отрицание, отказ верить в случившееся. Подросток утверждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слушать их объяснения, надеется, что они передумают и т.д. По словам Тащевой А.И., многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних детей на это указали 65,7%, в подростковом и юношеском возрасте эти надежды уменьшаются, но все же сохраняются у 16% опрошенных;

  • страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками;

  • гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п.;

  • самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать;

  • ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей.

По данным Шнейдер Л.Б., последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны.

Как считает Райс Ф., на второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов:

1. Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение (Цит по: [5]).

2. Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий обвинения в плохом выполнении супружеских и родительских обязанностей, супружеской неверности, вредных пристрастиях и т.д., особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону или используют в качестве шпионов. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

3. Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей (Цит по: [5]). Вместе с тем период после развода создает для бывших супругов множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, материальные затруднения (особенно часто происходит снижение уровня жизни остающейся с детьми матери, которая оказывается перегружена всевозможными делами).

4. Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей.

5. Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать.

Что касается более отдаленных последствий развода для подростка, то полученные данные противоречивы. Многое зависит от того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д.

По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.

По результатом американского исследования Райса Ф., основанного но данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22–летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% – с матерью.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу («готовность к разводу» — сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям).

Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией – стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою идентичность, а такие ранние браки также распадаются с большей вероятностью.

Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентации подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19–летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», т.е. ценности саморазвития, самореализации.

Вместе с тем ряд исследований Кратохвил С. показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

По разным данным, число неполных семей, т. е. семей, состоящих из одного родителя с ребенком (детьми), может составлять от 13% (по статистическим данным) до 40–45% (фактически существующих.) от общей численности семей.

Это семьи, образовавшиеся в результате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Каждый из выделенных типов неполных семей создает особую социальную ситуацию развития ребенка и характеризуется своими специфическими чертами:

  • в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;

  • в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;

  • в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми, чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической усталостью».

Характер полоролевой идентификации подростка во многом зависит от того, имеется ли в его окружении человек, замещающий отсутствие родителя.

Однако исследования Андреевой Т.В., показывают, что мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: они либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антогонистически противоположном женскому, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится от своих родителей, поэтому для него важен образец отца, которому можно следовать. В противном случае у молодого человека может развиться «диффузия идентичности».

Девочки, воспитанные без отцов, часто испытывают затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Теплые и приносящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации.

Вместе с тем существуют достаточно обоснованные данные Смелзера Н., о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения. Социально дезадаптированные личности, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем.

Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т. д.

Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.

Значительное число разведенных мужчин и женщин со временем вступают в повторный брак (по американским данным, около 83% мужчин и 76% женщин). Часто они в большей степени дорожат отношениями, являются более зрелыми и опытными, серьезнее относятся к своим обязанностям, что положительно сказывается на прочности таких браков.

Есть данные Шнейдера Л.Б., что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей.

Вместе с тем исследования Райса Ф. показывают, что в тех повторных браках, где отношения сложились не столь удачно, главной проблемой являлись взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрасте дети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке, но со временем отношения все же налаживаются. Сравнительные исследования адаптации детей после развода в зависимости от того, вступила мать в повторный брак, жила с новым партнером без заключения брака или вообще не поддерживала с мужчинами серьезных отношений, показали, что тяжелее всего протекала адаптация у подростков, чьи матери сожительствовали с новыми партнерами без тех обязательств, которые влечет за собой законный брак. В результате подростки испытывали неуверенность в своем положении и положении матери, сомневались в устойчивости ее отношений с партнером. Кроме того, отцы, встречаясь с детьми, нередко неодобрительно отзывались о поведении бывшей жены, и подростки страдали от моральной стороны вопроса (Цит по: [5]).



















2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Эмпирическое исследование с целью проверки выдвинутой гипотезы проводилось на базе МОУСОШ № 6 в 7 «А» и 7 «Б» классах. В исследовании приняли участие 50 учащихся.

Исследование носило характер констатирующего эксперимента, целью которого было выявить факт влияния на ребенка ситуации развода родителей.

В детском коллективе были проведены следующие эмпирические исследования:

  1. Опросник САН;

  2. Опросник «Самооценка»;

  3. Методика Шмишека;

  4. Методика «Шкалы тревожности» Кондаша.

1. Опросник САН. Предназначен для оценки самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Участники описывали свое состояние, выбирая одно из пар 30 полярных признаков, отмечая это на типовой карте методики с помощью цифр, соответствующих степени выраженности данной характеристики.

Каждый выбор, сделанный испытуемым, оценивался согласно инструкции: крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивалась в один балл, тогда как крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов.

Полученные баллы были сгруппированы в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение) и подсчитано количество баллов по каждой из них.

2. Выявление самооценки у испытуемых было осуществлено с помощью опросника «Самооценка».

Испытуемым было предложено 20 качеств, которые они должны были оценить с позиции того, насколько эти качества присутствуют у них. Отсутствие качества оценивается в 1 балл; качество редко проявляется 2 балла; качество присутствует средне 3 балла; качество присутствует в достаточной степени 4 балла; качество в наличии постоянно 5 баллов. Уровень самооценки определяется по суммарному баллу. Самооценка измерялась в трех уровнях: заниженная, средняя, завышенная.

3. Оценка акцентуаций характера подростков была проведена по методике Шмишека. Опросник был модифицирован и адаптирован отечественным психологом И.В. Крук для подросткового возраста; он позволяет выявить специфические подростковые типы акцентуаций характера в соответствии с принятой в нашей стране классификацией.

Опросник может применяться при обследовании подростков 12 18 лет. Содержит 9 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответа: «Да» или «Нет».

Опросник выявляет следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный (эмотивный + экзальтированный), сензитивный (тревожный), психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный (демонстративный), неустойчивый.

Обработка данных производилась путем прямого подсчета количества совпадений ответов с ключом по каждой из шкал, последующим умножением полученного балла на коэффициент для каждого из типов акцентуации, что предусмотрено методикой для уравнивания количества ответов. Признаком акцентуации характера считался показатель, превосходящий 12 баллов. Максимальный показатель по каждому виду акцентуаций равен 24 баллам.

4. Для выявления уровня тревожности у подростков была использована методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «социально-ситуативной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, обучением и учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно выделяют виды тревожности: школьная, самооценочная, межличностная.

Испытуемым представлены 30 ситуаций, с которыми они часто встречаются в жизни. Представив эту ситуацию, обследуемый обводил в кружок ту цифру на бланке ответа, которая выражает степень его эмоционального отклика на подобную ситуацию, т.е. степень опасения, беспокойства, тревоги или страха, вызываемых каждой из ситуаций. Если ситуация совершенно не кажется неприятной нужно обвести 0; если ситуация немного волнует, беспокоит 1; если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что хотелось бы ее избежать 2; если ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу и страх 3; если ситуация крайне неприятная, вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх 4.

Полученные баллы суммировались по каждому разделу шкалы. Результаты интерпретировались как показатель уровня соответствующего вида тревожности.













3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Для того чтобы оценить самочувствие, активность и настроение подростков мы использовали для анализа данные опросника САН (Самочувствие, активность, настроение). Полученные данные были занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Оценка самочувствия, активности и настроения подростков

(по данным опросника САН)


Шкалы, балл

Номера участников исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Самочувствие

6,2

6,0

5,4

5,8

5,4

6,3

6,0

5,4

6,1

6,4

6,0

6,4

6,5

5,1

Норма

в/н

в/н

н

в/н

н

в/н

в/н

н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н

н

Активность

2,9

4,5

2,5

2,4

3,0

2,6

2,3

2,4

4,1

2,1

2,2

2,9

2,3

4,7

Норма

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

н/н

Настроение

6,6

6,4

6,0

3,9

6,1

5,5

5,7

6,2

5,1

5,8

5,6

5,8

6,8

6,2

Норма

в/н

в/н

в/н

н/н

в/н

н

в/н

в/н

н

в/н

в/н

в/н

в/н

в/н


Примечание: в/н – выше нормы, н – норма, н/н – ниже нормы.


Как мы видим из таблицы 1, больше чем у половины подростков преобладает хорошее самочувствие (72% опрошенных), хорошее настроение (78%), но при этом низкая активность (100%).

Также мы проследили преобладание тревожности у подростков. Были выделены три вида тревожности: школьная; самооценочная; межличностная.

Полученные данные были занесены в таблицу 2.





Таблица 2

Уровень тревожности у подростков (по данным методики Кондаша)


Шкалы, балл

Номера участников исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Школьная

15

27

28

20

11

23

14

14

16

33

25

24

10

5

Уровень

с

в

в

в

с

в

с

с

в

в

в

в

с

н

Самооценочная

8

24

23

25

16

10

16

10

8

31

19

31

12

7

Уровень

с

в

в

в

с

с

с

с

в

в

в

в

с

н

Межличностная

22

24

24

30

24

20

19

2

7

20

21

14

3

10

Уровень

в

в

в

в

в

в

с

н

с

в

в

с

н

с


Примечание: в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень.


Как видно из таблицы 2, у 57% подростков отмечен высокий уровень школьной, самооценочной, межличностной тревожности.

Далее мы изучили самооценку подростков. Полученные данные были занесены в таблицу 3.

Таблица 3

Выявление самооценки (по данным опросника «Самооценка»)



Номера участников исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

89

92

84

85

48

45

49

46

49

47

69

49

91

65

Уровень

з/в

з/в

з/в

з/в

з/н

з/н

з/н

з/н

з/н

з/н

с

з/н

з/в

с


Примечание: з/н – заниженная самооценка, с – средняя самооценка, з/в – завышенная самооценка.


Как видно из таблицы, заниженная самооценка выявлена у семи человек (50%), средняя самооценка выявлена у двух человек (14,3%) и завышенная у пяти (35,7%).

Полученные представления были дополнены результатами диагностики подростков с целью оценки акцентуации характера по методике Шмишека. Данные были занесены в таблицу 4.

Таблица 4

Выявление акцентуаций характера у подростков

(по данным опросника Шмишека)



Номера участников исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ги

+


+

+

+


+

+

+

+





Ц




+

+



+







Т


+









+




Эк






+









Примечание: Ги – гиперетимический тип, Ц – циклотимный, Т – тревожный,

Эк – экзальтированный.


Рис. 1. Показатели акцентуаций характера у испытуемых подростков.

Примечание: Ги – гиперетимический тип, Ц – циклотимный, Т – тревожный,

Эк – экзальтированный.


Как видно из рисунка, гипертимность, как ведущая акцентуация, проявилась у 8 подростков (57%). Детям с данной акцентуацией характерны: склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношении с другими, повышенная самооценка, стремление к самостоятельности, вспышки гнева, раздражение.

Средние по величине показатели присущи циклоидному типу – 3 человека (22%). Для циклоидного типа характерны: частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий (радостные события вызывают у них картины гипертимии, печальные — подавленность).

Реже зафиксирован тревожный тип акцентуации – 2 человека (14%). Тревожный тип характеризуется очень высоким уровнем тревожности, склонностью к страхам и нерешительностью. Высокий уровень тревожности нередко сопровождается стремлением к сверхкомпенсации за счет выброса негативных эмоций.

У незначительной части подростков выявлен экзальтированный тип акцентуации – 1 человек (7%). Основные признаки: высокая впечатлительность, сильная привязанность. Искреннее и глубокое переживание чужих проблем усиливает психическую реакцию людей этого типа.

И наконец, демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, эмотивный, дистимический типы акцентуаций не встретились ни у кого.







РЕКОМЕНДАЦИИ


Очень важно, чтобы ребенок понимал, что происходит вокруг него в его семье.

Если отношения родителей до развода были настолько сложными, что подросток не мог с ними разобраться, то очень важно, чтобы в процессе развода для него все прояснилось. Ребенок должен ясно видеть, что его ждет, что он может ждать от матери или отца, будет ли он в будущем с ушедшим родителем. Подросток должен знать, как будут складываться в дальнейшем его отношения с бабушкой и дедушкой, своим уехавшим отцом, будет ли он его видеть, при каких обстоятельствах это будет происходить и тому прочее. Если ребенку об этом расскажет человек, которому он верит и которого он любит, сообщит ему факты без истерики и напрасных драматических сцен, то подросток отнесется к ним более спокойно и разумно. Родителям необходимо соблюдать главное условие: о семейном конфликте надо рассказывать подростку так, чтобы он его правильно понял. В дельнейшем он справится сам с этим суровым жизненным испытанием.

Как нужно говорить:

  • «Мы не ладили уже давно. Мы по-разному пытались сделать наш брак счастливым, но так ничего и не добились. Мы решили больше не жить вместе и развелись».

  • Вполне вероятно, что дети выскажут свой протест и захотят узнать подробности. Лучше всего привести детям доводы, которые им понятны, чем те, о которых они совсем ничего не знают. «Ты видел, как мы были несчастливы во время прошлого отпуска».

  • Если ваши дети осознают, что у кого-то из родителей присутствуют особые личные проблемы такие, как алкоголизм или пристрастие к азартным играм, то бесполезно делать вид, что не эти проблемы привели вас к решению развестись. Тем не менее, если вы будете представлять из своего супруга чудовище, то это вызовет в детях еще большую тревогу, и возможно обратную вспышку. Дети часто стремятся защитить родителя, которого слишком критикуют. «Да, проблема алкоголизма твоей мамы повлияло на мое решение развестись. Но главное не это. Просто мы сошлись на том, что больше не можем жить вместе».

  • Если один из родителей не желает развода, но совершенно очевидно, что этого не миновать, то не стоит обвинять другого супруга за решение развестись. Решение развестись и причина развода разные вещи. Люди разводятся по многим причинам, и в большинстве случаев это решение не принимается «вот так вдруг», а в течении длительного времени. «То, что твой папа не верит, что мы можем уладить наши отношения и что я хочу попытаться еще раз, это правда. И все же причина развода в том, что мы больше не можем счастливо жить вместе. Ведь мы уже пытались».

  • Если вы расстаетесь, но пока не разводитесь, то постарайтесь дать детям как можно больше информации о том, как надолго вы собираетесь расстаться. «Следующие полгода мы планируем пожить отдельно. Мы будем видеть тебя практически каждый день, и в твоей жизни, в общем, все останется как прежде. Через полгода мы решим, как нам лучше жить, отдельно или вместе».

  • Детям нужно напомнить, что не они причина разрыва. «Твоя мама и я любим тебя и всегда будем любить. Наши причины развода никак с тобой не связаны. Просто мы не можем быть счастливы друг с другом».


Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, переживающему развод родителей


«Расставание это не только судьба детей, родители которых разводятся. Расставание определяет ход развития каждого человека: расставание с материнским телом, с материнской грудью, с домом, когда дети должны идти в детский сад, расставание с друзьями, если приходится менять место жительства или школу; расставание с родителями в совершеннолетнем возрасте и так далее. Все эти разлуки имеют две стороны: они полны боли и страдания, и оставляют, конечно, шрамы, но они отвоевывают новую судьбу, делают возможным рост автономным и в этом отношении является непременным условием развития. Не может ли развод при всей своей боли и всех неизбежных ранах при определенных, выгодных условиях иметь также и позитивные последствия?».

Дети, разведенных родителей находятся в более благоприятной ситуации, чем матерей-одиночек или дети из тех семей, где умер один из родителей. Хотя в этом случае все определяется тем, когда произошел развод, и сколько было при этом лет ребенку, а так же тем, продолжает ли отец/мать участвовать в воспитании ребенка.

При оказании помощи этим детям учителю необходимо знать, что дети из разведенных семей чаще оказываются нелюдимыми, боязливыми: они агрессивны и склонны к ссорам, «витают в облаках» и плохо учатся.

По отношению к окружающим они испытывают недоверие и страх, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца. Склонность этих детей к дракам обычно рассматривается как компенсация чувства неполноценности, а недисциплинированность как следствие потери авторитета, поскольку из семьи уходит чаще всего отец, а ребенок остается с матерью.

Учителю необходимо помнить, что «ничто не портит отношений так, как пренебрежение к чувствам», важно дать ребенку возможность выражать свои аффекты, утешать его скорбь, говорить с ним о его страхах и переживаниях. Много раз повторять, даже если вам кажется, что вы уже достаточно об этом сказали. Факт повторения и неоднократного подтверждения очень важен для развития детской психики. Он, таким образом, опять и опять проверяет для себя надежность мира.

Чрезвычайно важно не образовывать коллизий и не навязывать ребенку конфликта лояльности: ребенок имеет право на любовь обоих родителей. Учитель должен объяснить, что у родителей есть право на личную жизнь и на счастье и это не поколеблет их любовь к ребенку.

Необходимо проведение социально-педагогической работы с родственниками: с бабушкой, с дедушкой. Им важно объяснить, что для ребенка будут губительными и психически и соматически разговоры на тему: «Твой отец подлец, он нас бросил», «Он тебя не любит, ведь он ушел от нас» и т.д.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Развод, возможно, является одним из наиболее травматических переживаний в жизни ребенка. Хотя часто для ребенка лучше жить с одним из родителей, здоровым и достаточно сильным, чтобы порвать сложные отношения, чем с двумя, которые очень закрыты по отношению друг к другу, однако обычно он все-таки испытывает значительную депривацию. Н.М. Ершова пишет: «К сожалению, существует много опрометчивых разводов, когда семьи распадаются из-за несущественных причин и необоснованных поводов. Однако в том случае, когда развод действительно желателен для родителей, то он чаще всего необходим и ребенку. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно повторяются конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Развод в таких условиях необходимое решение. Но родителям надо учитывать, что независимо от их взаимоотношений развод для ребенка это сильнейшее потрясение, последствия которого могут проявиться немедленно или значительно позже, в подростковом или юношеском возрасте. При разводе большую роль играют возраст ребенка, сознательность и выдержка взрослых» [12, С. 13].

Наиболее простой является ситуация конфликта, при которой развод родителей происходит в период раннего детского возраста ребенка. Он быстро отвыкает от ушедшего родителя. Развитие, воспитание, познание и открытие мира в новых условиях помогают малышу быстрее забыть старые привязанности и привыкнуть к новым условиям жизни.

«В интересах совсем маленького ребенка развод супругов должен пройти как можно спокойнее и быстрее. Но еще спокойнее развод должен пройти между супругами, имеющими детей подросткового возраста, подчеркивает В.Н. Дружинин, Ребенок в этот переходный период своего развития чрезмерно чувствителен, легко поддается различным влияниям, очень впечатлителен, быстро реагирует на радостные или горестные события. У него особенно обострено чувство справедливости. Интересы ребенка подросткового возраста, его наклонности, которые проявляются часто неожиданно для взрослых, диктуют необходимость повышенных требований к воспитанию [11, С. 157].

«Историю жизни невозможно зачеркнуть.

Но если ребенку активно прийти на помощь,

то ему наверняка удастся одолеть эту боль

и сохранить не только жизнеспособность,

но и способность быть счастливым».

Вагин И. Психология жизни и смерти.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М., 2005.

  2. Ткаченко М.Ю. Развод: конец или начало? // Воспитание школьников. № 2.

  3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. № 2. 1991.

  4. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. М., 2002.

  5. Агейко О.В. Особенности переживания детьми ситуации развода // Журнал практического психолога. №5. 2005.

  6. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 1999. 624 с.

  7. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. М., 1999. 224 с.

  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. 554 с.

  9. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремигмидта. М., 2000. 656 с.

  10. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. М., 2001. 640 с.

  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 656 с.

  12. Решетникова О. Не быть потребителем даров другого // Школьный психолог. № 8. 2003.

  13. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сб. науч. трудов. Воронеж, 1982.

  14. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.

  15. Агеева Ж. Как помочь людям пережить тяжелую утрату // Социальная работа. М., 2002. № 2.

  16. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1999.

  17. Андреева Г.М. Как помочь ребенку в горе // Воспитание школьников. М. 1994. № 1.

  18. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

  19. Вагин И. Психология жизни и смерти. Харьков; Минск, 2002. 160 с.

  20. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.

  21. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2000. 224 с.

  22. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2002.

  23. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980. 204 с.

  24. Коумен П. Как сказать ребенку о … М., 2002. 399 с.

  25. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002. 256 с.

  26. Прихожанин А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.

  27. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

  28. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д., 2005.

































Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Деревья и графы" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: