Внеклассное мероприятие «Диалоги о вредных привычках» 7-9 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «основная образовательная

школа № 9»

















Внеклассное мероприятие

для учащихся 7-9 классов

по пропаганде здорового образа жизни

«Диалоги о вредных привычках»









Разработано учителем истории Ходаковой Л.М.

МКОУ « ООШ № 9» г. Лиски, Воронежской обл.

Телефон: 8-952-543-44-85











Пояснительная записка

Выражение «болезнь легче предотвратить, чем лечить» верно, в отношении употребления ПАВ, однако, как показывает практика наших дней, и предотвратить это явление не так-то просто. Профилактика как система мер, направленных на предотвращение болезни, требует осознанного научного подхода, согласованных продуманных действий специалистов различных сфер (медиков, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов), значительных финансовых и материальных затрат, а самое главное — пристального внимания и постоянных действий со стороны государства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

По статистике, в России от 3 до 8 млн.человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах.

Отсюда и вытекает актуальность разработки Программы на современном этапе образования и воспитания школы.

Сегодня уже совершенно очевидно, что решить проблему употребления ПАВ в нашей стране даже при использовании уже существующего мирового опыта будет нелегко. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам. Наркомания молодеет, и среди причин, называемых самими подростками, способствующих их приобщению к наркотикам, называются следующие: — конфликты в семье; — желание все попробовать в этой жизни; — от скуки; — желание расслабиться; снять напряжение; — желание не быть белой вороной в компании сверстников; — по глупости, т.е. по незнанию; — желание испытать кайф; — назло родителям; — под давлением более старших или авторитетов; — это сейчас модно. Конечно, это далеко не полный список причин, но даже из него видно, что важнейшие из них носят социально-психологический характер. Заболеет человек наркоманией или нет, зависит от того, насколько он способен самостоятельно осознать опасность приобщения к наркотикам и принять правильное решение в отношении их употребления. Для него также важна способность понимать самого себя, осознавать свои потребности и найти способы их удовлетворения без употребления психоактивных веществ. Если говорить о системе первичной профилактики табако, нарко и алкогольной зависимости, то именно эти направления психолого-педагогической работы с подростком должны стать приоритетными. Профилактическую работу, направленную на личность подростка, необходимо вести силами родителей, педагогов, психологов. Но, как показывает мировой и наш собственный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков. Это объясняется несколькими причинами. Значительная часть молодежи весьма низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий и критически. относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями; профилактическая деятельность в большинстве случаев сводится к санитарному просвещению или информированию; профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей; существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов, к профилактической работе слабо привлекаются сами подростки и молодежь. Профилактическая работа не рассматривается некоторыми представителями молодежных структур как первоочередная и важная. Подорван кредит доверия к взрослым. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике. Одним из таких подходов могло бы быть привлечение к профилактической работе подростков. Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет? Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делает первые шаги в сторону своей автономизации. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни. Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно следующих сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых в отношении употребления психоактивных веществ. Именно потому, что подростки склонны отрицать авторитет взрослых, а общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке и информация воспринимается с меньшим сопротивлением, возникла идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков. Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность — все это увеличивает положительный эффект профилактической работы. В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того, чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима система мер государственного и общественного воздействия. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости. Под первичной профилактикой зависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболевания. И в случае подростковой наркологии это — предотвращение аддиктивного поведения подростков в целом, а не только алкоголизма и наркомании. Первичная профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ) направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к давлению психоактивных веществ требует пристального внимания педагогов и классных руководителей, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния ПАВ. При этом профилактика употребления ПАВ в нашей школе является неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивает решение не только собственно профилактики употребления ПАВ, но также и общих задач воспитания. С этой целью в школе разработана и реализуется «Комплексная программа профилактики злоупотребления ПАВ у несовершеннолетних».

Свежие документы:  Конспект образовательной деятельности по оригами в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи "Дары Осени (овощи и фрукты)"

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, но и способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной сферы, и, как следствие, снижения роста числа подростков и молодежи, употребляющей ПАВ.

С 2011 года в нашей школе МКОУ « ООШ № 9»стали традиционными мероприятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ. Именно работники системы образования ; социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, учителя- предметники — являются основными проводниками целевых профилактических программ, реализуемых в школах города.

В нашей школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом. Делают профилактическую работу интересной , результативной для школьников.

В целях совершенствования работы по профилактике наркомании, табакокурения , алкоголизма среди детей и молодежи происходит привлечение внимания родителей к социально- значимой проблеме в обществе. В школе второй год активно используется такой метод профилактики употребления ПАВ, как тренинг. Педагоги считают этот метод удобным инструментом профилактической работы. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами.

Дети усваивают информацию быстрее, используя данный метод профилактики, который проходит интерактивно, так как они имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, так же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии.

Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. ехреriеnсе – жизненный опыт). При таком обучении обучающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать».

В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития.

Главная отличительная черта тренинга – разъяснение подросткам не столько дицинских последствий употребления ПАВ, о которых они осведомлены в общих чертах, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период

За эти годы мы накопили богатый материал сценариев, мероприятий, презентаций, классных часов.

Предлагаем вашему вниманию мероприятие, проведённое в 2013-2014 учебном году – «Диалог о вредных привычках» для учащихся 7-9 Классов



Оборудование и материалы:

— Тетради, ручки;

— Раздаточный материал;

— Лист формата А-1;

— Маркеры, фломастеры;

— Цветные карточки 6 цветов 3 типоразмеров (по количеству участников);

— Компьютер.

Опережающее задание – цитаты, рисунки (вывешиваются на доске, стенах).



Цели:

  • первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.

  • Содействие формированию здорового образа жизни.

  • Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Достичь цель можно через решение основных задач:

  • Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

  • Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).

  • Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

  • Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.

  • Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Ход мероприятия

(Презентация Слайд № 1)

ПРИВЕТСТВИЕ

Дорогие ребята! Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят «Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? — Желают здоровья всем и каждому! Что такое здоровье? (Слайд 2)

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни (Слайд 3), в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? (Слайд 4).

Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ.

— 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы мы будем пытаться найти ответы.

Работа команд: Учитель: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1.ИГРА: «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ» (Слайд 5)

1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное — участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.



Просмотр видео роликов. (слайд 6-7)

«Антинаркотический ролик»

«У тебя есть выбор»


  • Что можете сказать о том, что  увидели?

  • Какие мысли у вас возникали во время просмотра?

  • Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

  • Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?



2. Мозговой штурм « Причины и последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя».

  • Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя; (Слайд 8)

  • последствия курения;

  • последствия употребления алкоголя, пива;

  • меры для предупреждения употребления табака, алкоголя, пива.

Результаты фиксируют на рабочих листах и их представляют.

Педагог уточняет или комментирует ответы учащихся. -Давайте теперь вместе подумаем: какие существуют вредные последствия употребления наркотиков для общества?

  • Расходы общества на лечение (наркоманов нужно лечить, а для этого нужны деньги, которые могли бы пойти на другие нужды).

  • Плохая работоспособность (производительность труда падает).

  • Преступления (для покупки наркотиков нужны деньги, а работать такие люди не в состоянии, поэтому им приходиться воровать).

 — Для самого человека?

(отравление организма, рождение больных детей, горе родственников и т. д.)







  • Вредные последствия употребления психоактивных веществ (слайд 9)

  • Медицинские — Для человека

  • Экономические — Для семьи

  • Социальные — Для общества

Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Последствия курения: наиболее характерные для табакокурения заболевания: (Слайд 10)

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

  • Раковые заболевания легких, гортани.

  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

  • Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт, мигрень.

  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

  • Расстроена работа потовых и сальных желез.

  • Волосы истончены, секутся и выпадают.

  • Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

  • Понижается острота слуха.

  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

  • Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя: (Слайд 11)

  • Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

  • Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

  • Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

  • Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

  • Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

  • Синдром хронической усталости”.

  • Снижение иммунитета.

  • Раннее старение (особенно девушек).

  • Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

  • Запретить рекламу сигарет.

  • Запрет со стороны родителей.

  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

  • Получать достоверную информацию о вреде.

  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Соревнование команд!

  • Соревнование команд (по рядам). Разгадывание анаграмм.

Анаграмма

Словосочетания или слово, образованное перестановкой букв. Необходимо сложить слова.

ЕНИЗААЛКИАВ (закаливание) ДХОТЫ (отдых) ЕЬЗРОДЕОВ (здоровье) АТАБОР (работа) РАУТЬЛИФЗУК (физкультура), РОТСП (спорт), САМСЖА (массаж). (слайд 12)

  • — Молодцы!

2. «Мифы и реальность»

Оцените следующие утверждения как Правильные (П) или неправильные (Н) (Слайд 13)

  • Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья. (П)

  • Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вместе (П).

  • Марихуана – это новый наркотик (Н)

  • Вам может стать очень плохо от вдыхания клея, но это не смертельно (Н)

  • Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита и рака лёгких (П)

  • Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как наркомания (Н).

  • Марихуана на сегодняшний день является проблемой наркологии номер один (Н).

  • Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных напитков может вызвать необратимые изменения в головном мозге (П).

  • Некоторые из успокоительных препаратов это таблетки, мышечные релаксанты и транквилизаторы (П).



3. Тренинговое упражнение “Давай покурим”.

Цель: групповой поиск различных доводов против курения.

Описание упражнения:

Группы делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает партнеру закурить, а тот в свою очередь должен отказаться. Затем участники меняются ролями.

После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче.

Заключительные слова.

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!” (Слайд 14).

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, заниматься спортом. (Просмотр видео ролика « Я выбираю спорт (слайд 15)) слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать выставки, читать книги, дружить.

Что вы можете предложить?

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Благодарность за участие в мероприятии!

Подведение итогов, награждение.



Список литературы

1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2000. №

2. Методические материалы Федеральной образовательная программа, «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России;

3. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М., 2002.

4. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003.

5. Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект). МоиН РФ. М., 2003.

6. Шипицына Л. М. Курс: теоретические основы профилактики наркозависимости в образовательной среде. Федеральная образовательная программа: «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».

7. Зарецкая Л. В. Обучение через общение (интерактивные технологии ведения уроков тренингов в образовательных учреждениях). Методическое пособое. М., 2004.

Приложение № 1

  • Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя;



___________________________________________________





  • последствия курения;



___________________________________________________





  • последствия употребления алкоголя, пива;



___________________________________________________





  • меры для предупреждения употребления табака, алкоголя, пива.



___________________________________________________





Свежие документы:  Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: