Внеклассное мероприятие «Интеллектуальный бой «Вам слово, эрудиты!» 6-7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан




Внеклассное мероприятие

для учащихся 6-7 классов





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна







с. Балыклы-Чукаево

2012


Цель учебной игры: удовлетворить любознательность учащихся; расширение их кругозора познать новое, интересное; воспитание любви к родному языку и искусству.

Оборудование: высказывания выдающихся людей о русском языке, картины известных художников, портреты писателей, карточки с номерами 1,2,3,4 и жетоны для победителей по результатам каждого тура.

Предметы: горох, азбука, кольцо, галоша, телефон, кофе, лапти для проведения викторины «Чьи эти вещи»

Подготовительная работа.

Участникам игры — подготовить похвальное слово русскому языку.

Ход игры.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы приветствуем вас в интеллектуальном турнире «Вам слово, эрудиты!» мы продолжаем путешествие в Страну великого русского языка, языка культуры и искусства. Участники турнира покажут свои знания, эрудицию и способности. Пусть сегодня не все победят, но дух познания будет согревать их в поединке. В добрый час!

Ведущий приглашает в зал участников игры (их может быть 6, 8, 10 человек из числа 7,8 классов) и представляет.

Ведущий. Сегодня на нашем вечере царит атмосфера дружелюбия, а не только дух соперничества. Успехов вам!

Разминка.

Ведущий. Назовите пословицы и поговорки со словом язык.

( Не спеши языком, торопись делом и т.д)

I тур.

1. «Выбери лишнее слово»

Посмотрите внимательно на плакаты, в каждой группе записано по 4 слова – одно из них лишнее. Поднимите нужную цифру, какое по счету слово лишнее?

1. Подлежащее 1. Приставка 1. Сказуемое

2. Дополнение 2. Лексика 2. Местоимение

3. Определение 3. Суффикс 3. Наречие

4. Обращение 4. Основа 4. Причастие

2. «Кто автор»

Эта книга больше полувека служит русскому народу и тем, кто любит и хочет знать его язык. В 1990 г. Академия Наук СССР присудила «Словарю русского языка» премию им. А.С.Пушкина. Кто является автором этого словаря?

  1. Д.И.Даль

  2. С.И.Ожегов

3. Д.И.Ушаков

3. «Угадайте»

Старинное название словарей

1. лексикон

2. лексика

3. лексикография

4. «Из истории алфавита»

Наш алфавит состоит из 33 букв. Из кирилловской азбуки (а в ней, как помните, было 43 буквы) изъяли в разное время 12 букв и ввели 2 новые. Какие 2 буквы были введены в алфавит? (ё и й).

5. Много стихотворений и высказываний о величии русского языка. Кому же из поэтов принадлежат строки:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

1. Н.А.Некрасов

2. С.Есенин

3. А.А.Ахматова

6. Перед вами жанры художественных произведений.

В

сказка

стихотворение

песня

рассказ

ыставляются плакаты:

1. 2. 3. 4.


1. «Белая береза» С.Есенина (2)

2. «Хамелеон» А.П.Чехова (3)

3. «Во поле береза стояла» (4)

4. «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1)


Ведущий. I тур закончился. 2 участника, у которых меньше жетонов, покидают нашу игру. От имени жюри они получают подарки.

II тур.

1. «У портретов писателей и поэтов»

Правильно ли заняли места эти портреты.

Л.Н. Толстой (1828 — 1910) 3

А.С.Пушкин (1799 — 1837) 1

И.С.Тургенев (1818 — 1883) 2

2. «В гостях у Пушкина»

1. 1811 год. Пушкин на лицейском экзамене. Какое стихотворение прочёл А.С.Пушкин на лицейском экзамене?

(«Воспоминания в Царском Селе»).

3. Кому посвящены эти строки и где они были написаны?

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

(И.Пущину, Михайловское, январь 1825 г.)

4. Назовите произведение и автора:

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

(«Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

5. За время ссылки в Михайловском Пушкин прочел много книг, которые ему присылали друзья и которые он покупал сам.

Когда ссылка закончилась, книг накопилась столько… А сколько телег понадобилось, чтобы вывести все книги? 12 телег)

III тур.

Начинается с блиц — турнира «Вопрос — ответ».

1. Задания.

  1. Почему никто не может точно определить, сколько слов в русском языку?

  2. Какой раздел грамматики изучает части речи? (морфология)

  3. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (послезавтра, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  4. Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство)

  5. Найдите синоним к слову печаль (горе).

  6. Подберите антоним к слову трус (смелый).

  7. Назовите шипящие звуки ( ш, щ,ч).

  8. Кто такой Д.И.Даль?

  9. В названиях каких месяцев не пишется мягкий знак – ь? (март, май, август)

10) Назовите художественные произведения, в названии которых встречаются имена числительные.

(«Три толстяка», «Три мушкетера», «Двенадцать стульев», «Двенадцать месяцев», «Пятнадцатилетний капитан» и т.д.)

2. «Чьи эти вещи»

Ведущий. Произведения художественной литературы, которые имеют всеобщую значимость, созданы русскими писателями или переведены на русский язык. Сейчас вам нужно узнать, кому из литературных героев принадлежат эти вещи, кто автор и каково название произведения.

Предметы:

горох (Х.Андерсен «Принцесса на горошине»)

азбука (А.Толстой «Приключения Буратино»)

кольцо (А.Платонов «Волшебное кольцо»)

галоша (М.Зощенко «Галоша»)

телефон (Дж. Родари «Сказки по телефону»)

кофе (М.Е.Салтыков – Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»)

лапти (И.Бунин «Лапти»).

3. «В картинной галерее»

Ведущий. Уважаемые знатоки! Сейчас мы отправимся в картинную галерею русских художников.

Перед вами картина известного русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». Кто же нарисовал медвежат с медведицей? (художник Константин Савицкий)

Сейчас мы с вами посмотрим (видео)ряд картин, которые видное место занимают в Третьяковской галерее. Ваша задача – назвать автора картины.

«Девочка с персиками» (4), «Осенний букет» (3), «Свидание» (2), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1).

1. В.М.Васнецов

2. В.Маковский

3. И.Репин

4. В.А.Серов

Перед вами картина В.М.Васнецова «Богатыри». Назовите имен богатырей – защитников русской земли. (Добрыня Никитыч – сын рязанского князя, Илья Муромец – крестьянский сын, Алеша Попович – поповский сын).


Заключительный тур.

Ведущий. Начинаем самый ответственный тур. У наc осталось 2 участника. Эти самые упорные, талантливые знатоки русского языка и литературы. Пожелаем им успехов!

1. Назовите произведения, в заглавии которых встречаются антонимы. («Война и мир», «Толстый и тонкий», «Преступление и наказание»).

2. Из ящика падают кубики с разными буквами. Их всего 10.


о


л


ш


в


б


е


т


с


о


в


(Ответ: волшебство)

3. Как вы понимаете слова заморских купцов из сказки А.С.Пушкина о царе Салтане? К кому они относятся?

«А как речь-то говорит –

Словно реченька журчит».

(Этими словами заморские купцы назвали одно из достоинств прекрасной царевны – Лебеди. Следовательно, благозвучная речь – важная черта в общем облике человека!)

4. Защита любимого предмета – русского языка. Похвальное слово русскому языку. Публичное выступление участника игры.


Подведение итогов турнира. Награждение победителя.





Использованная литература


  1. Косивцева Л.И. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград, изд «Учитель», 2001.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: Азбуковник, 2004.-944 стр.



Свежие документы:  Урок по теме «Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках литературы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: