Внеклассное мероприятие по астрономии «Что? Где? Когда?», посвящённое Дню космонавтики, 10 класс


Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики

10 классы

Осипова Надежда Дмитриевна, учитель физики, МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой.

Мероприятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?»

Цели:

образовательные: систематизация знаний о строение Солнечной системы, о астрономической картине мира;

воспитательные: формирование научного мировоззрения;

развивающие: развитие физического мышления учащихся, расширение познавательного интереса.

Оборудование: компьютер, проектор.

Оформление: портреты ученых.

Место проведения: актовый зал.

Ведущий 1.

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения – иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине. Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.

Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней игры о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

Свежие документы:  Воспитательная программа «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР» на 2008-2010 учебный год 10, 11класса

Ведущий 2.

План мероприятия

1. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Каждая команда объявляет капитана. На экране номера вопросов.

2. Ведущий рассказывает об условиях игры и предоставляет право выбрать вопрос первой команде.

3. Её капитан называет номер вопроса.

4. Ведущий зачитывает вопрос.

После обдумывания (30 секунд по счетчику времени) участники игры дают ответ.

5. Эксперты оценивают ответ (по 5-бальной системе) и оглашают результат. Если команда не может ответить на вопрос или ответ ее неполный, ей помогает другая команда, за что получает добавочные баллы (за неправильный ответ баллы вычитаются).

6. Эксперты ставят оценку команде.

7. Ведущий предлагает следующей команде выбрать номер вопроса.

8. Эксперты считают баллы.

9. Ведущий заканчивает игру.

Вопросы

1. «…там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламени крутятся

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят»

О физической природе какого небесного тела идет речь?

( Солнце)

2. Над Землёю ночью поздней, если бросишь в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.

В это созвездие была превращена одна из прекрасных нимф Каллипсо, которую в тайне от жены Геры полюбил громовержец Зевс.

(Большая медведица)

3. Над Землёю ночью поздней только руку протяни, 
Ты ухватишься за звёзды – рядом кажутся они.

«Косматая звезда,

Спешащая в никуда

Из страшного ниоткуда.

Между прочих овец Приблуда,

В златорунные те стада

Налетающая, как ревность,-

Волосатая звезда древних!»

Кто автор этих строк? О каком небесном теле идет речь?

( Марина Цветаева. Комета)

4. Назовите автора строк:

«Планета Венера окутана знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».

(М.В. Ломоносов)

5. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы?

(Змееносец – он же Эскулап был первым врачевателем. В своей руке он несет змею, ядом которой исцелял больных и даже воскрешал мертвых.)

6. В переводе на русский язык название этого спутника означает “страх”.

(Фобос)

7. Вставьте недостающие слова в четверостишие Козьмы Пруткова.

«Но вот уж меркнет солнца луч,

Выходит месяц из-за туч

И освещает на пути

Все …..»

(звезды Млечного пути)

8. В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом. В древности считали, что эта планета “суетится” вокруг Солнца и поэтому её назвали именем этого проныры с крылышками на ногах, который покровительствовал обманщикам, ловкачам, а заодно и торговцам. (Меркурий)

Свежие документы:  Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

9. Кто впервые направил на небо телескоп? (Галилей)

10. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты?  (На Венере.)

11. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем?

(Н. Кибальчич) 

12. Сколько времени будет гореть спичка на Луне?

(Она гореть не будет из-за отсутствия кислорода)
13. Какое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?

(Явление «белых ночей».)
14. Как называется наша галактика? (Млечный Путь).

15. Как назывался корабль Ю. Гагарина?  (“Восток – 1”).

16. Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. (Светлана Савицкая).

17. Почему на Луне нельзя петь?  (Нет атмосферы).

18. Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса?

(Нет, так как на Луне нет магнитного поля)

19. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов Алексей Архипович)

20. Космонавты – люди суеверные – никогда не называют экспедицию последней. А как они её называют?

(Как все люди опасных профессий космонавты называют такую экспедицию крайней)

Литература

  1. Е.П Левитан.Учебник “Астрономия” 11 класс, М – “Просвещение”-1999г.

  2. Энциклопедический словарь юного астронома, — “Педагогика” — 1986 г.

  3. Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: