Внеурочная деятельность как средство самореализации личности обучающегося»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Асбестовского городского округа









Внеурочная деятельность как средство самореализации личности обучающегося









Разуева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

1кв. категория

МБОУ СОШ №16









Асбест, 2014

Содержание:





1. Ведение …………………………………………………… 3



2. Основная часть ……………………………………………… 6




2.1 Промежуточные итоги ………………………………………9



3. Перспективы……………………………………………………11




3. Список литературы …………………………………… 11




4. Приложения …………………………………………….12


























Аннотация: Данная работа является результатом обобщения опыта работы клуба любителей словесности во внеурочной деятельности, в условиях которой происходит самореализация личности учащегося.

Раздел I


Введение


Модернизация системы образования предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на расширение сфер самореализации обучающихся, формирование у школьников осмысленной культурной и гражданской позиции. В связи с переходом на стандарты второго поколения воспитательная парадигма школы требует от учителя максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Именно сегодня внеурочная деятельность понимается как деятельность, способствующая более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что внеурочная деятельность, организованная правильно, представляет собой ту сферу, которая поможет целесообразному решению задач воспитания школьников и их самореализации.

Большинство обучающихся, не получающих возможность самореализации через внеурочную деятельность, занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что многие выпускники школы не обладают творческой инициативой, опытом социализации, не имеют навыка самостоятельного движения в информационных полях.

На мой взгляд, познавательная деятельность по русскому языку как одно из направлений внеурочной деятельности, необходимо рассматривать как содержательный ориентир при организации учебно-воспитательного процесса, а реализацию такой формы работы как клуб основывать на данном виде деятельности. Так возникла идея о приобщении учащихся к творческой деятельности, чтобы создать условия для самореализации личности.

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Я считаю, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации творческой деятельности учащихся. Результаты диагностики показали, что у 56% учащихся низкий уровень мотивации к творческой деятельности, занижена самооценка.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации внеурочной деятельности как средства самореализации личности учащегося.



    1. Актуальность


Проблема самореализации личности учащихся в условиях организации внеурочной деятельности приобретает превалирующее значение. Актуальность темы опыта я вижу в том, что, активизируя творческий потенциал учащихся при личностно ориентированном подходе во внеурочной деятельности, создаю условия для самореализации личности учащегося.

Ориентируясь на формирование творческой личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, учитель способствует выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи является создание в образовательной среде условий, способствующих творческой самореализации личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Наряду с этим выявляется противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации и отсутствием системы работы по развитию творческого потенциала учащегося.


1.2 Ведущая педагогическая идея


Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации творческой деятельности школьников через организацию работы клуба любителей словесности во внеурочной деятельности, что позволяет мне как автору опыта решить проблему гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет сегодня общество, а также повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе. Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, включить школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри профиля.

1.3. Сроки работы над педагогической темой

I этап – начальный – сентябрь — ноябрь 2012г.

II этап – основной – 2013-2015 г. и действующий

3й этап- подведение итогов (декабрь2014г)

Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, выявление уровня мотивации творческой деятельности учащихся, пропедевтической и агитационной работы.

На основном этапе проводится работа по внедрению форм, средств и методов во неурочной деятельности, создающих условия для творческой самореализации личности.

Результативность работы доказывает успешность выбранной для решения обозначенной проблемы.



1.4. Теоретическое обоснование



В предлагаемом опыте по повышению мотивации творческой деятельности учащегося как средства самореализации личности школьников используются идеи школы психолога Л.С. Выготского, представленной, помимо его работ, работами Г. К. Селевко, О.С. Газмана, а также и педагогов-новаторов Г.И Горской, М.К. Антроповой, Л.Т. Григорян, Д.В. Гигорьева, давших этим идеям жизнь в новых формах организации внеклассной деятельности в школе.

При конструировании темы опыта мною были использованы следующие понятия: творческая деятельность, средство, самореализация, творческая самореализация, личность. В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом:

  1. Творческая деятельность — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

  2. Средство — приём, способ действия для достижения чего-нибудь.

  3. Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.

  4. Творческая самореализация учащихся есть процесс и
    результат самоосуществления их творческих потенциальных
    возможностей в учебно-познавательной деятельности.

  5. Личность — это — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)



1.5.Новизна



Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и средств самореализации учащегося во внеурочной деятельности.





Раздел II

Технология описания

Цель работы: создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность по русскому языку.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • способствовать развитию у обучащихся проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

  • применять разнообразные методы и приёмы, направленные на активизацию творческой деятельности учащихся;

  • развивать опыта социального взаимодействия, навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • созданы условия для приобретения учащимися проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

  • активизация творческой деятельности учащихся;

  • развитие опыта социального взаимодействия, навыков сотрудничества.


Организация внеурочной деятельности по русскому языку основана на личностно — ориентированного подходе, развивающем обучении с применением определенных форм и методов, на основании которых выстраивается система работы по данному направлению.

Создание клуба любителей словесности потребовало большой подготовительной работы в начале 5 класса. С целью возбуждения живого любопытства к явлениям русского языка я проводила минутки истории слов, грамматические игры, организовывала учащихся на проведение ими викторин на уроках, готовили совместно творческие работы, сообщения о лингвистических категориях русского языка. Такая предварительная работа обусловила создание клуба любителей словесности из учащихся 5 класса.

Внеклассная работа строилась на основе определенных принципов, которые обеспечили успешное ее проведение.

— принцип добровольности. Из желания узнать непознанное учащиеся вступили в клуб, руководствуясь такими соображениями, как заинтересованностью вопросами русского языка, научиться совместно работать, организовывать мероприятия, получить лингвистические знания. Поэтому в клубе принимают участие школьники разного уровня обученности.

— принцип индивидуального подхода. Для того, чтобы сохранить в клубе всех добровольно вступивших и вызвать интерес к внеклассной работе, необходимо к каждому подойти индивидуально. Этот интерес развивается при определенных условиях: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении трудностей, успех в учении, удовлетворения от самого участия во внеклассных мероприятиях.

— принцип развития способностей. Научить всех участников внеурочной деятельности по русскому языку умения самостоятельно подбирать информацию, ее обрабатывать, составлять доклад, провести беседу, привить навыки публичных выступлений, сотрудничества – все это входит в понятие развивающего обучения. Причем внеурочная деятельность дает неограниченные возможности для решения данных задач. Внеклассная деятельность решает и творческие задачи: составление грамматических задач, игр, написание сочинений и т.д.

— принцип системности. При организации внеклассных мероприятий следует помнить о систематически проводимой внеурочной деятельности. Отобранный материал должен представлять собой определенную систему знаний о русском языке. Системность определяется и системой проводимых заседаний клуба, мероприятий, выпуска стенных газет.

Работа клуба начала строиться с организации секций по интересующим учащихся проблемам: «Точка, точка, запятая…», (вопросы синтаксиса и пунктуации), «Из истории слов и выражений», «Русская фразеология», «Гори правильно!» В данные секции входит определенная группа учащихся. Формирование секций в практике клуба приобрело новые черты: обмениваются опытом собирания материала, демонстрируют отобранный материал, обсуждают лингвистические вопросы. В соответствии с названиями секций проводятся заседания клуба, которые обозначены в плане работы. План работы избранного клуба на учебный год с учётом возрастных особенностей, потенциальных возможностей и пожеланий учащихся, поэтому в его составлении участвуют сами обучающиеся.

Наш клуб имеет свой Устав, выработанный самими обучающимися. (Приложение 1).

Формой отчетности работы секций является выпуск устного журнала «Я знаю силу слов!», который проводится раз в четверть. В подготовке и выпуске журнала учащиеся принимают добровольное участие. Руководит журналом организационное ядро – редактор, секретарь, руководители отделов, художники. Сотрудники журнала могут меняться, что позволяет их включить в живое соревнование, проявить инициативу, организаторские и другие способности. После очередного выпуска журнала корреспонденты выпускают стенную газету, куда частично помещают материал лингвистического журнала, а также и другие материалы, подобранные самими членами клуба. (Приложение 2). Редколлегия журнала совместно с корреспондентами отделов, составляет план каждого отдела (Приложение 3).

Следует отметить, что представление каждого номера журнала проходит перед учащимися других классов. Таким образом, развивается опыт взаимодействия в социуме, самостоятельного общественного действия, сотрудничества.

Не менее важной формой работы клуба является выпуск журнала в сети интернет. Данная форма организует информационную поддержку учащихся, позволяет познакомить других учащихся с явлениями русского языка, так как журнал имеет выход на сайте школы.

Не менее важными в нашей деятельности стали и такие формы организации внеурочной деятельности, как грамматические игры, экскурсии, путешествия, проекты.

Важнейшим приемом стимуляции творческой деятельности является проведение предметных недель, проведение которых предполагается 1 раз в полгода. Так, клубом любителей словесности в 2013 и 2014 году в рамках двух 5-6 классов были проведены недели этимологии и фольклора. (Приложение 4) Недели носили тематический характер. Так, например, такое содержание предполагала неделя этимология, проведенная в 2012-2013 учебном году. Одной из главных целей проведения Недели стало расширение и углубление знаний учащихся, формирование основ лингвистической компетенции. Достижению этой цели способствовали следующие мероприятия: презентация лингвистических заметок, защита этимологических исследований, интеллектуальные игры `Почему мы так говорим?` В ходе их подготовки и проведения учащимися была изучена обширная литература по вопросу, книги Н.М. Шанского, В.В. Волиной, Ю.В. Откупщикова, Э.А. Вартаняна и др. С помощью научно — популярной литературы ребята объяснили многие лингвистические термины, получили толкование разных по сфере употребления групп слов, было воссоздано родословное древо языков индоевропейской группы, ученики имели возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых — лингвистов, создателей этимологических словарей. Вторая не менее важная цель заключалась в выявлении и поддержке детей, интересующихся данной проблемой, а также поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих учащихся по русскому языку и литературе. 

Выполнению ее способствовало то, что к решению лингвистических задач было привлечено свыше тридцати учащихся. О том, что Неделя этимологии способствовала развитию важных психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости — говорят факты. 11 учащихся были награждены дипломами, остальные благодарностями за участие в мероприятии и проявлении интереса к языковым фактам русского языка.

Одним из способов реализации творческих способностей является проведением клуба акций о необходимости бороться за культуру речи, за чистоту русского языка. Этой деятельностью занималась секция «Говори правильно!». В ее задачи входило выпустить определенной количество листовок о культуре речи и выступить с ними перед учащимися других классов.

Обращение во внеклассной работе к использованию компьютерных, мультимедийных технологий в качестве средства обучения – это путь интенсификации учебного процесса, возможность его оптимизации, средство повышения интереса учащихся к обучению, средство повышения их языковой компетенции. Так, мы с членами клуба попробовали снять видеоролик на тему « Мы за чистоту русского языка»

Полученный детьми опыт работы в клубе должен ими осмысляется и рефлексируется. Для этого я создаю такие рефлексивные ситуации.

Одна из них, графический организатор «Гроздь». Он приемлем на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Это обсуждение учит школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Какие вопросы наиболее применимы?

  • Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи?

  • Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

  • Какие способности наиболее тобой реализовались в деятельности??

  • Где ты применишь полученные знания?

  • В какой момент ты чувствовал себя особенно успешным?

  • Какие способы и приемы работы ты использовал? (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

  • С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

Система внеурочной деятельности по русскому языку создаёт условия для приобщения обучащихся к творчеству, для творческой самореализации личности обучащегося.


Раздел III

Результативность деятельности

Промежуточные итоги свидетельствуют о положительных результатах:

  • повысилась результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня.

  • отмечена положительная динамика учебных достижений

  • в декабре 2013-2014 учебного года проведено городское открытое мероприятии «Заседание клуба любителей словесности», которое получило высокую оценку городских экспертов.






Результаты успеваемости учащихся за два года

Год

Классы

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

2012-2013

5

46%

54%

100%

100%

2013-2014

6

50%

54%

100%

100%


Вывод: анализ результатов успеваемости школьников свидетельствуют о положительной динамике учебных достижений, что создаёт условия для успешной социализации школьника.


Название конкурса

Участники

Результаты участия

2012-2013

Русский Медвежонок (международный)

42%,

сертификаты

Международная интернет-олимпиада

8%,

дипломы, сертификаты

2013-2014

Всероссийский конкурс сказок «Волшебная сказка»

25%

1место(4чел.)

Всероссийский конкурс «Мамочка-милая моя»

17%

1место (2чел.)

Международная интернет-олимпиада

12,5%

66,6%.-«премьер-лига»

33,3%-«Высшая лига»


Вывод: данные анализа участия детей в творческих конкурсах показывают рост результативности и уровня творческих достижений учащихся, что свидетельствует о повышении уровня самореализации личности.

Таким образом, результаты работы по теме свидетельствуют о том, что создаются необходимые условия для самореализации личности обучающегося через внеурочную деятельность, что свидетельствует об эффективности образовательного процесса.



Раздел IV

Перспективы



1) Вовлечь наибольшее количество обучающихся в клубную деятельность.

2) Найти педагогов — единомышленников по данной проблеме.

3) Выход на сотрудничество с семьей.





Раздел V

Список литературы

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под ред. Д. Э. Розенталя. — М.,1984.

  2. Вартаньян Э.Д. «Из жизни слов» М.: «Детская литература» 1989.

  3. Московский интеллектуальный марафон: 5-8 кл. М.: Вербум-М, 2000

  4. Успенский Л. «Слово о словах» Л.: Детская литература,1982

  5. Одинцов В.В. «Лингвистические парадоксы», М.: Просвещение 2010.

  6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- М.: «А ТЕМП», 2004.

  7. Орг А.О. Русский язык после уроков. М.: Просвещение, 2006.

  8. Приложение к журналу «РЯШ» — «Русский язык в школе и дома» за 2007-2010 г.г.

  9. Странички-рубрики из различных газет и журналов: «Почему мы так говорим», «Словарик», «А как это по-русски?»














Приложение 1



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 16

__________Каменских Н.А.

«__ »_____________________



УСТАВ КЛУБА



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Клуб «Любители словесности»

наименование любительского объединения, клуба по интересам


(далее — клуб) является добровольным общественным формированием, созданным на основе единства интересов его участников с целью реализации и удовлетворения своих творческих и духовных интересов.


1.2. Деятельность клуба осуществляется в свободное от учебы время его участников.


1.3. Клуб создан и действует на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности и гласности.


1.4. Клуб работает в соответствии с его планом работы.


1.5. Членами клуба могут стать лица в возрасте от 11 до 16 лет, признающие данный Устав.

1.6. Клубом руководит Совет, избранный из членов клуба. В состав Совета входит редактор, который ведет организует деятельность членов клуба, отчитывается перед общим собранием клуба.


П. ЗАДАЧИ КЛУБА


2.1. Направление деятельности клуба – гуманитарное.


2.2. Основными задачами клуба являются:


— реализация творческих и организаторских способностей его членов, их потребности в общении;

расширение сферы самореализации обучающихся, способствование их социализации;

помощь в выстраивании диалогических отношений с социумом на основе сотрудничества;.

— организация содержательного досуга путем заседаний внутри клуба, подготовки и проведении мероприятий для широкого зрителя.


Ш. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА


3.1. Члены клуба имеют право:


— выбирать или быть избранными в члены Совета клуба;


— принимать участие во всех видах деятельности клуба;


— пользоваться имуществом клуба для уставной деятельности;


— организовывать секции по интересующим проблемам.


3.2. Члены клуба обязаны:


— принимать участие в его деятельности;


— придерживаться требований данного Устава;


— соблюдать нормы морали и этики поведения, постоянно повышать свою общую культуру.


1У. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛУБА


4.1. Контроль за деятельностью клуба осуществляет руководитель клуба.


4.2. Руководитель и Совет клуба выпускают газету или устный журнал, представляющие результаты деятельности клуба.


У. СОЗДАНИЕ КЛУБА И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


5.1. Клуб создан на добровольных началах


5.2. Клуб прекращает свою деятельность по решению общего собрания членов клуба.


5.3 Перечень документов, необходимых клубу:


1. План работы (заседаний).


3. Состав Совета клуба (руководитель, редактор, члены клуба).


4. Список членов клуба:

1) Разуева Елена Анатольевна — руководитель

2) Коптелова Ульяна 6 класс — редактор

3) Белова Лада 6 класс – член клуба

4) Исакова Галина 6 класс — член клуба

5) Уразманов Дмитрий 6 класс — член клуба

6) Калугин Дмитрий 6 класс — член клуба

7) Орлов Максим 6 класс – член клуба

8) Калиникова Ксения 6 класс — член клуба



5. Устав любительского объединения, клуба по интересам.


6. Девиз, эмблема









Приложение 2

Выпуск стенной газеты























Приложение3



Планы отделов клуба «Любители словесности»



Планы отделов клуба «Любители словесности»

«Говори правильно!»

  1. Отбор материала со словами-ошибками из речевой практики учащихся

  2. Сообщение сотрудников о речи отдельных учащихся

  3. Подготовка наглядных таблиц для исправления слов-ошибок

  4. Коллективное исправление ошибок в произношении слов

  5. Сценки-миниатюры из жизни учащихся школы

  6. Упражнения по выработке правильной речи



«Почему мы так говорим!»

  1. Доклад об истории слов и выражений

  2. Биография слов и выражений «Ахиллесова пята», «Хулиган».

  3. Сценки-миниатюры

  4. Составляем тексты.



«Занимательный задачник»

  1. Игры «Снеговик!», «Орфографическое домино»

  2. Отгадывание загадок, шарад

  3. «Полминутки для шутки»























Приложение 4



Сценарий вечера «Фольклорный сундучок»

(неделя фольклора)

Цель: приобщить к русскому фольклору

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество».

2.Учить самостоятельно подбирать материал по заданной теме.

3. Познакомить с русскими традициями.

3.Развивать творческие способности детей



Предварительная работа

— познакомить ребят с малыми жанрами русского фольклора и разучить их;

— обогатить фольклорный запас малыми жанрами;

— объяснить значение слов и познакомить с историей их появления: «скоморох», «ярмарка», «коробейник», «Петрушка»;

— познакомить с творчеством В.И. Даля



Ход вечера.

Звучит народная музыка «Светит месяц, светит ясный». Выходят трое ведущих в русских национальных костюмах, с хлебом и солью.



1-й ведущий.

Дорогие гости, здравствуйте!

Не всех назовем по имени,

А всем низко кланяемся!



Все. Здравствуйте!



2-й ведущий.

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Каравай мы вам подносим

И его отведать просим!



Ведущие кланяются и, и проходя по залу, угощают всех хлебом-солью.



3-й ведущий.

О, гости достопочтенные!

Пройдет пусть встреча светлая

По сказкам века нашего.



1-й ведущий.

Скрепите ум силою своею,

Поострите сердце мужеством, быть вечеру великому.



2-й ведущий.

А потому пора уже

К беседе приступить…



3-й ведущий.

Так отправимся в далекоу путешествие и заглянем в фольклорный сундучок.



1-й ведущий.

Спешить не спешите, зазывал послушайте,

Чтоб путь себе верный, прямоезжий избрать.



Звучит веселая мелодия. Появляются зазывалы. Они приглашают участников вечера выбрать себе маршрут путешествия.



1-й зазывала.

Солнце ярко встает,

Иди на игрище народ!

Подходи посмелей!

Играть с нами не робей!

На станции «Фольклорной» не зевайте,

Загадки, поговорки разбирайте!



Появляется зазывала в костюме Петрущки.



Петрушка. Надел я шапку на макушку! Узнаете вы меня?

Все. Петрушка!



Петрушка.

Угадали, молодцы!

К вам недаром я пришел-

Мое дело распотешить.

Сказки выстроились в ряд.

Встрече с вами я так рад.

Ну, ребята, кто со мной?

Сказок мир такой большой.

И, конечно, вам известно:

Сказки русские прелестны.



3-й зазывала.

Видишь: светятся огни, Вас к себе манят они.

Фольклорный сундучок зовет.

Кто смелей? Иди вперед!



4-й зазывала.

Кто куда сейчас разбегайтесь,

А потом сюда возвращайтесь.

Будем итоги подводить,

Победителей чествовать.



Все участники расходятся по своим маршрутам. После участия в работе станций, названных маршрутами, ребята возвращаются в класс.



Маршрут «Лингвистический ринг»

1-й ведущий. Здесь мы с вами собрались на традиционные на Руси бои.

2-й ведущий. Но не силу и удаль молодецкую вашу проверим, а находчивость, остроумие и сообразительность.



Ребята берут фигурки с карты острова и выполняют задания. Жюри оценивает их работу.



Задания к маршруту «Лингвистический ринг» (Приложение 1)



Маршрут «Лазание по шесту»

3-й ведущий.

Сюда собрались люди смелые и ловкие. «Смелость города берет»

2-й ведущий.

Наш шест — условный. Вам предстоит взобраться на него, назвав 6 игр детских, 6 мастей лошадей, 6 разделов науки о языке, 6 цветов осеннего леса.



Маршрут «Фольклорный»

1-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья.

2-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей!

1-й скоморох.

Эх, мы сейчас же почтенную публику распотешим.

2-й скоморох.

Расскажем были, небывальщины, приговорки и прибаутки.



Участники игры рассказывают известные им небылицы, приговорки.

1-й скоморох.

Ой, и понравились нам ваши потешки.



Появляются коробейники.

2-й скоморох. Глядит-ко – и зазывали пожаловали.

2-й коробейник. Мы коробейники. Ходим мы с коробами, торгуем мелким товаром.

3-й коробейник. Продаем дешево, складно, одеваем, рядим покупателей, на 100 годов приваживаем.

1-й коробейник. Вот конфетина. Как куснешь, так уснешь, как вскочешь, опять захочешь. Подходи, бедный, подходи, богатый, подходи, пузытый! Всем раздаю, почти задаром. Устал кричать, не пора ли покупать?

2-й коробейник. У нас шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, кадушки, банки с помадой и дегтем. Кому надо.

Ведущий. Ну, почтеннейшие купцы, вы и речисты. Только не ярмарка у нас, а праздник.

1-й коробейник. Мы про то наслышаны. И товарец у нас к этому случаю есть.

Продаем мы загадки.

2-й коробейник. Только, почтеннейшие, я вас упреждаю: кто умом слабоват, у кого вышел неотгад, с того самого плату спросим, стихи прочитать попросим.

Коробейники по очереди загадывают загадки (Приложение 2).

Участники отгадывают. С тех, кто не отгадал, берется фант: они читают потешки, произносят скороговорки.



В другой раз лучше кумекай, а теперь кукарекай.

— Расскажи стихотворенье, будет тебе ума прибавленье.

3-й коробейник. Вот и кончился наш товар, уж не обессудьте, добры молодцы.



Маршрут «Опытная премудрость»

1-й ведущий. «Собрание пословиц – это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», — пишет Даль. В творчестве народа привлекает Даля не только творчество («дар созиданья»), но и созидатель, этим даром обладающий народ.

2-й ведущий. Сборник «Пословицы русского народа» увидел свет лишь в начале 60-х годов 19 века. На титульном листе книги, под заголовком, словно недругам в укор, В.И. даль поставил: «Пословица несудима».



Учащиеся выполняют задания:

1. Кто больше? (Выбирают раздел (карточки с названиями разделов разложены на столе) и называют пословицы на заданную тему.(Приложение 3)

2. Сочинители. Ребята из предложенных пословиц составляют мини-рассказ или стихотворение. (Приложение 4)



Маршрут «Сказочная страна»

1-й ведущий. Нас ждет удивительная страна, которой нет ни на одной карте мира. В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Эта дальняя страна сказок находится «за тридевять земель, в тридевятом царстве».

2-й ведущий. Когда мы произносим слова «сказка», «сказочный», перед нашим взором предстает мысленно особый мир, полный чудес. Так давайте же попробуем придумать удивительные сказочные сюжеты, сказки по заданным сюжетам.

А) В царстве школьного портфеля. (Портфель и его жители: Учебники, Пенал, Ручка, Карандаш, линейка, Ластик и другие)

Б) У деда Мороза было четверо детей: Весна, Лето, Осень, Зима. Долго они спорили, кто из них важнее и нужнее людям…

В) Были у Ветра помощники и друзья: Метель, Вьюга, Пурга. Однажды…



Дети знакомят собравшихся со своими сказками.



1-й ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Действительно, сказка – удивительная страна.



Заключение.

1-й ведущий. Где тесно. Там и место. Где потеснее, там и дружнее. Вот вы и снова здесь – уставшие, но довольные. Сколько нового и интересного открыла нам Земля Русская.

Награждаются лучшие участники.



2-й ведущий. В гостях хорошо, а дома лучше.

3-й ведущий. Гость гости, а пошел – прости.

1-й ведущий. На сегодня прощаемся , да не на всю жизнь. Доброй вам дороги!

2-й ведущий. Где дорога, там и путь. Где торно, там и просторно.

Все. Счастливого пути! До новых встреч!

Приложение 1

  1. Что в старину называли пирогом?

  2. Родственны или нет слова лужа и Калуга?



Приложение 2



1. Наша толстая Федора наедается нескоро,

А зато, когда сыта, от Федоры теплота.



2. Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)



3. Кольцо непростое,кольцо золотое, блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье, ну и объеденье! (Калач)



4. У носатого у Фоки постоянно руки в боки,

Фока воду кипятит, он как зеркало блестит. (Самовар)



5.Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом. (Хлеб)



6.Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)



7. Белая кошка лезет в окошко. (Свет)



8. Белые хоромы, красные подпоры (Гусь)



Приложение 3



Названия разделов:



— Дружба

— Семья

— Родина

— Труд

Приложение 4



Дружба-служба (Дружба дружбой, а служба службой)

Лает-кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает)

Руки-скуки ( Не сиди сложа руки, так не будет скуки)

Труд-лень ( Труд человека кормит , а лень портит)

Язык-Киев (Язык до Киева доведет)

Тише-дальше ( Тише едешь-дальше будешь)

Тепло-добро ( При солнышке тепло, при матери добро )

Не стыдно- стыдно ( Не стыдно не знать, стыдно не учиться).















































































































Приложение 12



Мероприятие «Заседание клуба любителей словесности»





Свежие документы:  Литературно-музыкальная композиция «Сталинград – это моя судьба, Сталинград – это навсегда»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: