Воспитательная программа «Я Гражданин России»



«Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Новоалександровка,

Александрово -Гайского района, Саратовской области»
















Воспитательная программа

«Я — Гражданин России»

















подготовила

Степанова

Любовь Сергеевна






Александров-Гай,2012г.

Пояснительная записка

Всякая благодарная личность

глубоко осознаёт своё родство,

свои кровные связи с Отечеством.

В.Г.Белинский

Актуальность программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Многие семьи оказались за чертой бедности. Большинство семей, занятых проблемами зарабатывания денег, утратили духовный контакт со своими детьми. Растут детская беспризорность и преступность, жестокость, агрессивность, психические отклонения детей. Вызывает тревогу распространение алкоголизма и наркомании среди учащихся. Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное – желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возраждение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы. В нашей школе всегда приоритетными направлениями воспитательной работы были: духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности.





Правовая база программы

  • Конституция РФ;

  • Закон «Об образовании»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Устав МОУ средней общеобразовательной школы с.Новоалександровка;

  • Воспитательная система МОУ средней общеобразовательной школы с.Новоалександровка.


Цель программы:

создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.



Задачи:

-развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;

-формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;

-формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;

-координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:

-развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

Этапы реализации программы

Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры, профессионального самоопределения. Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству. Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, поселок, район, край, родная страна. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется. В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы: это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки.

I этап (9 класс): проектный 2009-2010учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап (10 класс):: практический – 2010-2011 учебный год.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап (11 класс): аналитический – 2011-2012 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи.

1.Обобщить результаты работы школы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Педагогические принципы воспитания



Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную,

образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Направления работы:

Направления

9класс

10 класс

11 класс

Гражданин

9

7

7

Нравственность

6

8

7

Интеллект

5

6

5

Здоровье

5

5

6

Семья.

6

4

5

Профессиональное самоопределение.

5

6

6

Итого

36

36

36



Направление «Гражданин»

Жить среди людей и быть счастливым

— это значит прежде всего долженствовать,

уметь выполнять долг. Долг- это

обязанность перед Родиной, народом , семьей.

В.А.Сухомлинский.

Задачи.

1. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

2. Приобщение к духовным ценностям;

3. Воспитание готовности к защите своей Родины. уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;

4. уметь защищать Отечество;

5. Уметь быть полезным своей Родине

Организовать и вовлечь учащихся в работу клубов и кружков военно-патриотической направленности. Организация и проведение классных часов, праздников, углубление знаний школьников о  традициях русского народа, об истории России.

       Сформировать  убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества. Патриотическое воспитание — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам. Почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу, Патриотическое воспитание является составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. На Руси нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей постоянно находилось в поле зрения общества, об этом говорят рукописные грамоты и литературные сборники еще XIV века. В наше время Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Назрела острая необходимость возрождения народной культуры, ибо она обеспечивает необходимый уровень нравственной и художественно-эстетической социализации детей; Вредному воздействию массовой «субкультуры» может противостоять только личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными представлениями, умеющая понимать и оценивать художественную подлинную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших, образцах традиционной национальной школы.

Ориентировочные мероприятия



Реализации программы

Мероприятия

I этап(9 класс)

1.«Мы русичи – мы россияне» (беседа)

2.«Гений русского бизнеса» (презентация + беседа)

3 «Кадетское братство» (диспут)

4.«Собор Василия Блаженного» (виртуальная экскурсия)

5. «Титан российской промышленности» (беседа)

6. « Нахим и нахимовцы» (устный журнал)

7. «Храм Христа спасителя» (виртуальная экскурсия)

8 «Пасхальная радость» (устный журнал)

9. «Последний бой он трудный самый» (час памяти)

Тематические экскурсии к памятникам

Встречи с интересными людьми:

Рейды к учителям-ветеранам

Поздравительная почта и посещение ветеранов войны, ветеранов труда.

Выставка художественной литературы о ВОВ.

Проект. ВОВ.

Конкурс сочинений «Когда была война»

Экскурсия по комнате боевой Славы «Саратовская область в годы ВОВ»

Экскурсии «Помни их имена»

Неделя театра «Страницы ВОВ»

II этап(10 класс)

1.Я люблю тебя, Россия! (викторина)

2.Гражданственность (лекция)

3.Патриоты России (устный журнал)

4.Саратов в годы ВОВ (презентация, устный журнал)

5.На пути к победе: 194-1945 гг.- презентация, лекция

6История села Новоалександровка (устный журнал)

7.Слава тебе, победитель солдат (устный журнал)

Моя школ — мой дом (акция)

Когда была война (конкурс)

Экскурсия по комнате Боевой славы.

Мы помни! (акция)

III этап (11 класс)

  1. .История одной жизни (устный журнал)

2.Подвигу народа жить в веках (Урок мужества)

3.Музыкальные памятники военных лет (лекция)

4.Солдат войны не выбирает (урок памяти)

5.Герои-земляки (презентация)

6.Я России своей готов служить! (беседа)

7.Солдат войны не выбирает (устный журнал)

Экскурсия по комнате Боевой славы

День народного единства – устный журнал. «Давно закончилась война».


Направление «Нравственное»



Наслаждение прекрасным –

путь к нравственности.

Шиллер



Задачи.

1.Привитие гордости за красоту родной природы

2.Знакомство с историей края; достояниями горожан

3.Работа по благоустройству школы, школьных дворов, села;

4.Возрождение, развитие культурных традиций края.



Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброта, милосердие, толерантность) и культуру поведения.

Ориентировочные мероприятия



Реализации программы

Мероприятия

I (9 класс)




















1.«Лица

русской национальности» (ток-шоу)

2. «Железная воля , стальной характер» (практикум)

3. «Что день грядущий мне готовит» (ток шоу)

4.«Секреты Ромео и Джульетты» (беседа)

5.«Рыцарская академия» (ток-шоу)

6. «Счастье жить» (дискуссия)

Экскурсия по памятным местам Ал-Гая

«Мисс осень» (праздничная программа)

Осенний поход «Веселые туристы»

Новогодняя круговерть – подготовка к новому году.

Конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас», выставка газет «Улыбка весны»

Мастерская Деда Мороза.

Акция «Помоги птицам», «Лесные берендеи»

День Земли.








II (10 класс)










1.Поговорим ещё раз о любви (диспут)

2.О культуре речи (беседа)

3.Научись быть счастливым (анкетирование)

4.Этот удивительный этикет (викторина)

5.Всё на земле от материнских рук (устный журнал)

6. Добрым быть совсем не просто (беседа)

Конкурс фотографических работ «Природа вокруг нас»

Праздник «День земли».

III (11 класс)














1.«Не позволяй душе ленится» — устный журнал

2.«Человек и мир» (дискуссия)

3.«Мы выбираем , нас выбирают» (беседа)

4.«Что такое человек» (круглый стол)

5.«Влюблённость, любовь» — праздник

6.«Природа нравственности и её основания» (лекция)

7.«Добрыми делами славен человек» (дискуссия)

Направление «Интеллект»



Воспитание — великое дело:

им решается участь человека”.

В.Г. Белинский. 

Воспитательная работа в старших классах направлена на становление и самоактулизацию личности. Поддержать и развить Человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания – задача классного руководителя. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную. При планировании воспитательной работы классный руководитель акцентирует внимание на актуальных вопросах подростка: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?» Классный руководитель должен помочь подростку построить свойственный только ему одному индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Особая роль при этом уделяется ученическому самоуправлению.



Задачи.

1.Расширение представления о социальном устройстве жизни.

2.Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.

3.Формирование представлен6ия о самосознании и его месте в самовоспитании.

4.Формирование идеала жизни, идеала человека, жизненной позиции.

5.Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности.

6.Развитие творчества и самотворчества, самоуправления.

Ориентировочные мероприятия



Реализации программы

Мероприятия

I(9класс)






















Вовлечение детей в различные кружки по предметам.

Беседы, консультации с учителями предметниками и руководителями кружков

1. «Планета «зелёных» (экологическое ток-шоу)

2. «Доходы из отходов» (устный журнал)

3. «Эврика!» (ролевая игра)

4. «Сила ума» (интеллектуальная игра)

5. «Эврика 2!»(информационный канал)

6. «Нужны ли нам мигранты»(круглый стол)

7.«Пока я мыслю, я живу»(диспут)

.Практическое занятие «Как вести себя при угрозе

и осуществление террористического акта»

КВН «День смеха»

«Как научиться властвовать собой?» (психологический практикум)

«Меры профилактики преступлений и безнадзорности учащихся» (беседа)

«Знаете ли вы себя? (тестирование)

«Изучение нравственности личности» (анкетирование)

Беседа «Осторожно весенний лёд».

«Тренировка памяти – залог будущего успеха» (изучение общей самооценки ученика)

«Моя школа, мой дом» (акция)

Масленица

Рождество

Конкурс классных уголков.

Месячник гражданской защиты.

Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

«Живи книга» (акция)


II(10класс)

1.«Учитесь властвовать собой» (тренинг)

2.« Что ждёт человека в будущем» (дискуссия)

3.«Моя школа, мой дом» (акция)

4 «Научитесь смотреть с достоинством» (беседа)

5. « Магия личного обаяния» (круглый стол)

6.Широкая масленица (праздничная программа)

III(11класс)

1..«Талантливость и гениальность. В чем она проявляется?» (диспут)

2.«Как научиться властвовать собой?» (психологический практикум «Знаете ли вы себя?» (тестирование)

3..«Изучение нравственности личности» (анкетирование)

4.Беседа «Осторожно весенний лёд».

5.«Тренировка памяти – залог будущего успеха» (изучение общей самооценки ученика)










Направление «Здоровье»



«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его — мудрость, а умело распорядиться им — искусство»

Франсуа Вольтер.

Задачи.

1. Приобщение к здоровому образу жизни

2. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни

3. Развитие рефлексии

4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам

О том, что « В здоровом теле — здоровый дух» — говорил ещё знаменитый английский философ Джон Локк. Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим * человеком «обеспечивает ему долгую и активную жизнь»

По статистике 75% болезней взрослых приобретены ими в первые годы жизни. Дети часто недооценивают факторы, укрепляющие либо подрывающие здоровье человека. Среди американских и российских школьников были проведены исследования с целью определения личностных ценностей. Американские ребята поставили здоровье на первое место, а наши — шестое ~ восьмое. Подобное анкетирование было проведено в 8 классе: дети поставили здоровье на третье место.

Общество беспокоят проблемы алкоголизма и наркомании, особенно в среде молодёжи. Между тем хорошо известно, что формирование индивидуальных алкогольных установок начинается уже в 9-10 лет. Поэтому сейчас особенно актуален вопрос не столько о проведении противоалкогольной и противонаркотической пропаганды, сколько о целенаправленном воспитании, то есть выработке у ребёнка с первых лет жизни резко отрицательного отношения к этим порокам. Социальной заказ родителей нашей школы — воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей. Здоровье — самая большая ценность и для самого человека, и для государства. Крепкое здоровье залог бодрости, работоспособности, долголетия.

Стране необходима социально активная, образованная нравственно и физически здоровая личность в изменяющихся условиях общественной жизни.

Ориентировочные мероприятия



Реализации программы

Мероприятия

I(9класс)

1.«Великие спортсмены нашей страны» (презентация)

2. «Истории видов спорта» (устный журнал)

3.«СПИД – болезнь века» (конференция)

4. «Страдание от кибермании» (круглый стол)

5. «.«Вредные привычки. Как от них избавиться?» (ролевая игра)

6.«Ставим условия: долой сквернословие» (дискуссия)

7.«Курить здоровью вредить» (беседа)

8. «Алкогольная трясина» (лекция)

9..«Живи без пива» (беседа)

Инструктаж по Т.Б. во время каникул

Конкурс рисунков «Мы против наркотиков!»

День физкультурника.

День здоровья(спортивный праздник).

Первенство борьбы по лыжам.

Акция «За здоровье и безопасность наших детей»

Весенние спортивные соревнования.

Весенний поход «Мы путешественники»

II(10класс)


1 «.Суровая правда об алкоголе и табаке»(беседа)

2 «Здоровый образ жизни»(лекция)

3. «Влияние вредных привычек на организм человека» (диспут)

4. «Здоровая пища»(ролевая игра)

5. « Мода и здоровье» (лекция)

III(11класс)

1. «Влияние природы на организм человека» (дискуссия)

2 «.Ответственность перед будущим» (диспут)

3 «Пьянство пожиратель рассудка» (беседа)

4. «Наркомания смерть»круглый стол)

5.Конкурс плакатов «Мы против наркотиков»

6. «След от ожога» (первая помощь при ожогах, практическое занятие)



Направление «Семья»



Главной функцией новой семьи должна

быть функция воспитания человека и гражданина.

А.Грамши.

Задачи.

1.Развитие культуры семейных отношений;

2.Привитие любви к своему роду (через познание его истории);

3.Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек;

4.Изучение воспитательного потенциала семьи;

5.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

6.Организация педагогического просвещения родителей.

Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организовать заочные путешествия  «Здесь живёт моя семья», праздники семейных династий, «История страны глазами родственников».С целью подготовки подростков к будущей семейной жизни организовать консультации, лектории с участием психологов, врачей, юристов.

 Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей: настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью,  мастерством в деле, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;   настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;   настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться. Формировать культуру семейных отношений, воспитывать граждан с активной жизненной позицией.



Ориентировочные мероприятия



Реализации программы

Мероприятия

I(9класс)








1.«Моя семья в фотографиях» (выставка)

2.«Откровенный разговор о нас самих» (диспут)

3.«Памятные даты моей семьи» (беседа)

4. «Отцы и дети в меняющемся мире» (дискуссия)

5.«Я думаю, что мои родители…» (выставка рисунков, сочинений)

6.Анкета: «Типовое семейное состояние» (круглый стол)

Акции «Мы помним», «Детство – это смех и радость»

Праздник ко дню пожилого человека.

День влюбленных «Влюбленные сердца» (праздничная программа)

8 марта «Наши девчата»

II(10класс)


1. «Профессии наших родителей» (откровенный разговор)

2.«Взаимоотношения с родителями» (беседа)

3.«Нравственные и психологические основы семьи» (лекция с элементами беседы)

4. «Брак и семья в жизни человека» (дискуссия)

III(11класс)

1. « Мир твоему дому» (беседа)

2. «Семейные праздники нашей семьи» (круглый стол)

3. «Воскресный день моей семьи» (откровенный разговор)

4. «Современные взгляды отцов и детей» (дискуссия)



Направление «Профессиональное самоопределение»



Истинное сокровище для

людей – умение трудиться.

Эзоп.

Задачи.

1.Формирование у учащихся положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

2.Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.



Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда.

Размытость социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека (семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное самоопределение человека в контексте всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.


Ориентировочные мероприятия


Реализации программы

Мероприятия

I(9класс)

1.«Профессия – хороший человек» (беседа)

2.«Все профессии нужны — все профессии важны…»(круглый стол)

3.«Престижные профессии» (диспут)

4. Встречи с людьми различных профессий.

Участие в днях открытых дверей учебных заведений.

Участие в работе ярмарок вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

Организация дежурства по классу и школе.

Участие в трудовых десантах.

5.Психологический тренинг: «Найти себя»

6.«Классификация профессий»(анкета)

7.Тестирование: «Готов ли ты к выбору профессии?»

Генеральная уборка кабинетов.

II(класс)

1.«Предпочтительные виды профессиональной деятельности» (лекция)

2.«Цель, Мечта, образ профессии»(беседа)

3. «Выбор дальнейшего пути: за и против»(конференция)

4. «Свой мир мы стоим сами» (дискуссия)

5.Тестирование: «Готов ли ты к выбору профессии?»

III(11класс)

1..«Классификация профессий»(беседа)

2. .Психологический тренинг: «Найти себя»

3. .«Классификация профессий»(лекция)

4. Встречи с людьми различных профессий





Староста – помогает классному руководителю в организации и проведению классных часов, в проверке дневников, в работе с отстающими учащимися по учебе.

Заместитель — помогает классному руководителю и старосте по работе с классом, проверка дежурства в классе и по школе.

Учебный сектор — помогает классному руководителю в работе с отстающими детьми и в проверке дневников (по их заполнению, записи домашнего задания, проставления оценок)

Культмассовый сектор – помощь в организации и проведения мероприятий в классе (дни рождения, новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 апреля и т.д.), а также школьных вечеров и праздников.

Спортивный сектор — организация и проведение классных спортивных мероприятий, а также помощь в организации и проведении общешкольных и районных спортивных мероприятий.

Трудовой сектор – ответственный за мебель в классе.

Информационный сектор — ответственный за выпуск классных уголков и газет, за своевременный подбор информации к газете в классе.

Сектор правопорядка — ответственный за порядок в классе, за опоздания на уроки, за пропуски учащихся.

Цветовод – ответственный за озеленение класса и за уход за цветами.







Ожидаемые результаты

1.Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Отсутствие подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

2.Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.

3.Развитие потребности занятий физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего поселка, края, государства.

4.Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.

5.Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

6.Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

7.Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

8.Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

9.Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.

И как конечный результат воспитание личности

-мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

-творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

-духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;

-гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

-практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

-свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;

-любящих свою малую и большую Родину.

















Модель выпускника:

1.Способность самостоятельно выбирать объект деятельности.

2.Соблюдение правил поведения в обществе, в коллективе классном и школьном.

3.Участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми и проявление самостоятельности и творчества.

4.Умение вести себя в минуту опасности.

5.Умение отвечать за свои поступки.

6.Умение жить в гармонии с окружающим миром.

7.Готовность оказывать помощь нуждающимся в ней.

8.Способность дарить радость людям

9.Знает состояние своего здоровья, умеет следить за ним и учитывает физические возможности при выборе жизненных решений.

10.Знает, как вести себя в минуту опасности.

11.Знает родословную своей семьи, уважительно относится к родным близким.

12.Знает историю своей школы, своего города, своей страны.

13.Умеет общаться с взрослыми, сверстниками, малышами.

14.Владеет своими чувствами, не быть рабом настроения.

15.Умеет преодолевать трудности.

16.Уважительно относится к людям














Пакет диагностический по классу


1.Уровень воспитанности (2 раза в год)

2.Уровень гражданского самосознания (декабрь)

3.Уровень социализированности личности (январь)

4.Уровень ценностных ориентиров (февраль)

5.Занятость учащихся в системе дополнительного образования (октябрь, апрель)

6. Социометрия (май)

7.Оценивание родителями роли школы в воспитании детей (2 раза в год: ноябрь, май)











Реализация программы за 2010 – 20011 учебный год

В течение прошедшего учебного года проводила большую воспитательную работу с целью формирования коллектива, а также воспитания личности каждого ученика.С целью выявления интересов учащихся и увлечений, взаимоотношений их со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоциональное состояние ребенка проводила анкетирование учащихся и психолого-педагогические диагностики. «Я и моя семья», «Уверенность в себе», «Что такое мой характер?», «Десять моих я», «Мои друзья», «Настрой на учебу», «Уровень воспитанности», «Уровень гражданского самосознания», «Уровень ценностных ориентиров». Именно это помогло мне в выборе тем, для часов общения, праздничных программ, родительских собраний, а также в выборе целенаправленных внеклассных мероприятий.Анализируя результаты анкетирования, учитывая современное состояние общественной жизни, посчитала самым главным в своей дальнейшей работе обратить внимание на создание хорошего коллектива, воспитания доброты, чувство товарищества и взаимопомощи у ребят. С этой целью использовала много бесед нравственного характера: «Жизнь человека – наивысшая ценность», «О товариществе и дружбе», «Всему начало любовь», «Мир в котором мы живем, это наш огромный дом», «Страна, в которой мне хотелось бы жить».Большое внимание уделяла организации самоуправления в классе. Дети были объединены в группы с учетом их симпатий. Работая в группе, дети начали понимать, что успех общего дела зависит от каждого из них. Общие дела намечались на общих классных собраниях, на них заслушивали отчет о проделанной работе, сообща определяли лидирующую группу. В результате этого ребята учились честно и объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Мероприятия проводила и подбирала так, чтобы всем было интересно, увлекательно и доступно для каждого.Развитие личности ребенка зависит от его состояния здоровья, в связи с этим проводилось много мероприятий, направленных на развитие здорового образа жизни: «Жить без наркотиков», «Безвредного табака не бывает», «Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение», «Курить – здоровью вредить», «Берегите зрение и слух», «Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем» « Умей сказать: нет»! (алкоголь)», «У нашей Оксанки — красивая осанка», «Зарядка – ее роль в жизни подростка»., «Страдание от кибермании».Воспитание трудовых навыков осуществлялось через трудовые десанты, дежурство по классу, участие в общественно – полезном труде, работе на пришкольном участке.Приобщиться к миру прекрасного ребятам помогали часы общения эстетического цикла: «Сокровище капитана Флинта», «Этикет внешнего вида», «Берегите Землю. Берегите», «Зеленая школа».Для учащихся были организованы экскурсии в сельскую и школьную библиотеку, музей, в комнату боевой Славы, школьный музей и природу. Были организованы встречи с медиками ФАПа, тружениками тыла.В течение года велась огромная работа по патриотическому воспитанию учащихся. Провела много бесед и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне: «История – дорога во время», «Я гражданин России. Я – патриот совей страны», « Помним их имена…», « Победно реет Андреевский флаг», « Люди творили историю», «Вечная память героям», «Горячие точки планеты Земля!», «Россия – все, чем я живу».С целью изучения традиции семьи, развитие взаимоотношений детей и взрослых, уважительного отношения к взрослым проводила мероприятия «Моя семья – мое счастье», «Вы прекрасны – женщины России», «Путешествие в свое прошлое».С большим интересом ребята участвовали в школьных и районных мероприятиях. Проанализировав воспитательную работу за прошедший учебный год, было выявлено, что классный коллектив недостаточно сплоченный, ребят нужно учить грамотному общению друг с другом, уважительно относиться ко взрослым, большую роль могли сыграть в этом родители, но не все родители принимали активное участие в жизни детей. Сделав выводы из воспитательной работы прошлого учебного года, ставлю перед собой воспитательную цель: установление благоприятного психологического климата в классе; формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества. Подготовка учеников к жизни в обществе, создание условий развития ребёнка как личности разносторонней, способной к самосознанию, самоконтролю.

А также ставлю перед собой следующие задачи:

1.Подготовка ребят к жизни в обществе, создание условий для развития ребят как личностей разносторонне развитых;

2.Воспитание личности, т.е. воспитание желания вносить свой вклад в жизнь класса и школы, умение самостоятельно оценивать свою деятельность;

3.Воспитание интеллектуальной самостоятельности т. е. умение и желание учиться;

4.Воспитание нравственности, патриотизма, сознательного подхода к выбору будущей профессии.

5.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к труду, формировать понимание личной ответственности за свои действия и поступки, уважение к ближнему.

6.Воспитывать любовь к Родине, к России, к родному краю, уважение к подвигу своего народа.

7.Привлечь родителей к школьной жизни их детей, проводить совместные мероприятия.

8.Добиваться выполнения режимных моментов, соблюдая учащимися гигиенических навыков, хорошей дисциплины.

9.Принимать активное участие во всех школьных мероприятиях. Не допускать пропусков занятий в школе без уважительных причины.

10.Работать над повышением общей культуры ученика.






Характеристика класса

В классе обучается десять человека, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Ребята обучаются в школе одиннадцатый год. Все дети привыкли к школьной жизни, они подвижны и общительны.

Социальный статус класса: трое ребят воспитываются в многодетных семьях: Киселев В.,Махудаева А., Федорова А.

один проживает в неполной семье: Жумагалиев А.

Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят средние.

. На протяжении учебного года некоторые дети проявляют особое усилие в учебе, четверо учащихся закончили учебный год ударниками (Махудаева А., Джалмуханова Н., Коблова В., Неверов В.)

В силу своей неусидчивости и невнимательности недостаточной подготовки домашних заданий к уроку Овчинников Д, Киселев В имеют несколько трое за год, ранее они были ударниками.

В классе видны лидеры, предпочитаемые, принятые. По результатам социметрии видно, что большим уважением у ребят пользуются ДжалмухановаН.,Махудаева А, «Предпочитаемыми» являются, Коблова В., Овчинников Д.,Неверов В. «Принятыми» являются остальные ребята.

В классе лидером является Джалмуханова Н. к мнению которой прислушивается весь класс. По результатам тестирования в классе средний уровень сплоченности.
В классе отсутствует единство коллектива, существуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам; позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса. У ребят не всегда возникают желание активно участвовать в жизни класса и школы. Дети не всегда уважительно относятся друг к другу, в этом состоит большая проблема над которой необходимо работать активу класса, классному руководителю и родителям. Каждый школьник занимается любимым делом, посещает кружки по интересам, спортивные секции, клубы.

В классе осуществляется связь с родителями. Родители оказывают не достаточную помощь в обучении, воспитании своих детей. Поэтому необходимо привлекать родителей к учебно – воспитательному процессу детей.

По темпераменту все дети разные.

Джалмуханова Н. – сангвиник, деловая, способная быстро схватывать новое, легко переживает неудачи и неприятности, с увлечением берется за любое дело, общительная и отзывчивая, быстро включается в новою работу и быстро переключается с одной на другую.

Махудаева А. – сангвиник, веселая, жизнерадостная, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, вынослива и работоспособна, сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке.

Овчинников Д – холерик, неусидчив, суетлив, невыдержан, вспыльчив, обладает быстрой страстной сбивчивыми интонациями речью, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать и решать жизненные задачи.

Киселев В. – холерик, резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми, работает рывками, обидчив, настойчив в достижении поставленной цели.

Котова И., Коблова В. – флегматики. Работают спокойно, медленно, редко отдыхают, обладают спокойной равномерной речью, без резко выраженных эмоций, постоянны в своих отношениях и интересах, умеют ждать, ладить с другими.

Насипкалиев С. , Жумагалиев А. – холерики, неусидчивые, вспыльчивые, невыдержанные, находчивые в с поре, обладают выразительной мимикой, работают рывками, обидчивы.

Федорова Н – холерик.неусидчива, суетлива, работает рывками, резка и прямолинейна во взаимоотношениях с людьми.

Неверов В.- в меру подвижен, на уроках активен, прилежный. На него можно положиться он выполнит любую просьбу учителя. Принимает участие в школьных, классных и районных мероприятиях ,не рвётся в лидеры.

Класс обладает интеллектуальным потенциалом. Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу.



План работы с родителями учащихся 11 класса на 2011-2012 учебный год.

  • Сентябрь

— Пригласить родителей и привлечь к проведению Дня Знаний. Озеленение класса

— Заседание родительского комитета. Организация работы родительского комитета в 11 классе

.- Индивидуальная беседа с родителями о правильном поведении и внешнем виде детей в стенах школы.

— Организация консультаций учителей — предметников для родителей.

— Изучение результатов прошлого учебного года

  • Октябрь

. — Родительское собрание «Воспитание без насилия»

— Изучение вопроса участия учащихся в занятиях после уроков.

— Индивидуальная беседа с родителями детей, отстающих в учебе

— Посещение уроков с целью ознакомление родителей с требованиями предъявляемые к детям

— Родительское собрание «О подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса»

  • Ноябрь

— Посещение занятий дополнительного образования учащихся с целью изучения результативности участия 11класса в занятиях.

— Индивидуальная беседа с родителями о правильном поведении детей в стенах школы и за её пределами

— Индивидуальная беседа с родителями детей, отстающих в учебе

Диагностика «Оценивание родителями роли школы и воспитание детей»

— Родительское собрание «Согласование с родителями списков предметов по выбору учащихся 11 класса »


  • Декабрь

-Встреча с род.комитетом « Подготовка к Новому году»

Родительское собрание « Пленники виртуального мира. Тест на выявление

Интернет- зависимости»

— Рейд – проверка посещения учащимися учебных занятий.

  • Январь

— Совместное посещение праздничных мероприятий, посвященных празднованию Нового года.

— Поздравление учащихся по результатам олимпиад и конкурсов.

— Индивидуальная беседа с родителями

— Родительское собрание «О подготовке и проведении репетиционных экзаменов»

  • Февраль

Индивидуальная беседа с родителями

— Помощь в организации в классе Ток-шок «Отцы и дети»

— Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся.

  • Март

— Встреча с род.комитетом « Роль родителей в учебно – воспитательном процессе»

— Участие в беседе «Как обезопасить себя и своих близких»

  • Апрель

-Индивидуальная беседа с родителями

— Родительское собрание «Внимание стресс. Как противостоять стрессу?»

— Родительское собрание «Об итогах репетиционных экзаменов учащихся 11 класса »


  • Май

— Подведение итогов работы родительского комитета за год. Отчет родительского комитета.

-Диагностика «Оценивание родителями роли школы в воспитании детей»

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения










Литература

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. — Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.













Свежие документы:  Изучение влияния музыки на психоэмоциональную сферу

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: