Воспитательная система класса «Любовь и Доброта помогут нам всегда»


Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных.










Воспитательная система класса:



«Любовь и Доброта

помогут нам всегда»




Цели обучения и воспитания:

  • Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психологического и физического здоровья.

  • Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.

  • Развитие умения общаться и сотрудничать.

  • Развитие обучаемых умений учащихся.

  • Формирование и развитие предметных знаний и умений.

  • Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

  • Развитие эмоциональной и волевой сферы.

  • Формирование положительной Я – концепции.

  • Развитие мотивационно–потребной сферы.

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основой которой является любовь и доброта.

Начальная школа — это важнейший этап человеческой жизни.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства , чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом!

Убеждена, воспитывает каждая минута жизни, каждый человек, с которым ребенок соприкасается. Детей надо любить всем сердцем. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.

Василий Александрович Сухомлинский считает: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Любящий человек может требовать, а нелюбящий и по головке не должен гладить».

Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. В детстве важно все: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – и это подтверждают исследования, проведенные психологами разных стран и в разное время – любовь. Ни материальные условия жизни, ни численность детей в семье, ни внешние обстоятельства не сравнимы по значению с данным фактором для физического и психологического развития ребенка.

Любовь – это отдавание, бескорыстное, безвозмездное, без ожидания возврата, компенсации сил, энергии, чувств. Любовь – это радость отдать, передать эту любовь в сердце другому.

Любовь является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества…

Все мы немного психотерапевты, проверьте себя: тембр и громкость звучания голоса, манера поведения (кажется, древние римляне считали суетливость признаком слабости), удачно подобранная музыка, живописная природа, сопутствующая занятием с детьми, при встрече и расставании пожелания здоровья (внушения хорошего самочувствия), рукопожатие (передача биоэнергии), и многое другое – ни простейшие ли это приемы психотерапии? Это особенно важно сегодня, когда велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания, терпимости.

Цели обучения и воспитания должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.

Это следующие качества:

  1. Интерес к самому себе.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к себе самому. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Воспитательные мероприятия должны пробудить у него интерес поставить эти вопросы самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности.

  1. Самопризнание себя как личности.

Классный руководитель должен помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности, Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость.

  1. Управление самим собой.

Умение ученика управлять собой осознано, а не безумно подчиняться приказу – одно из важнейших звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя.

  1. Уважение чужого мнения.

Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникабельные умения. Важный момент, на который надо обратить внимание в воспитательной работе, это воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам, взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких – то элементарных вещей, неловкость в манерах и поведении могут стать причиной взрывоопасной ситуации. Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной, захватывающей жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела.

  1. Любознательность и вовлеченность в деятельность.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Они переживают так называемую информационную ненасыщенность. Ученики желают участвовать активно – это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует качество личности – трудоспособность.

  1. Эмоциональная устойчивость.

Школа на ряду с семьей должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями.

  1. Мотивация действий и поступков.

Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности.

Приоритетные направления воспитательной работы помогут сформировать вышеизложенные качества.


I. «ЗДОРОВЬЕ»

Цель:

— использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание для будущего самоутверждения.

Задачи:

— формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

— знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

— классные часы по темам: «Спорт в жизни людей», «Зарядка в стране Олимпиоников», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня»;

— спортивные соревнования: «Веселые старты», «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», «День здоровья»;

— сотрудничество с родителями;

— походы выходного дня;

— конкурсы газет по спортивной тематике.

II. ИНТЕЛЛЕКТ

Цель:

— оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявить свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

— определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

— создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

— формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Формы реализации:

— внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

— интеллектуальные марафоны;

— тренинги интеллектуальных умений;

— диагностические исследования;

— конкурсы – игры.


III. ОБЩЕНИЕ.

Цель:

— передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

— знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

— формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель — ученик», «ученик — ученик», «взрослый – ученик (ребенок)»;

— учить учащихся приемам преодоления проблем в общении;

— создавать в детском коллективе одинаковые условия общения учащихся класса.

Формы реализации:

— социометрия;

— тематические классные часы: «Правила этикета», «Правила общения с окружающими», «Культура общения», «Вежливый отказ», «Волшебные слова», «Правила приличия в житейских ситуациях» и т.д.;

— праздники, конкурсы, ролевые игры;

— выбор актива класса. Актив класса более дееспособен, когда выбирается самими ребятами. Свои обязанности дети могут исполнять одну четверть. Разумная смена актива позволяет всем побыть в роли организаторов и исполнителей, выявляет лидерские способности;

— самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать свое мнение и предлагать решение. В воспитании важен учет половых различий: мальчики – девочки. В 1 классе корректировка программы: мальчик – рыцарь, бедующий мужчина; девочка – юная леди (большое внимание танцам, ритмике, пластике, упражнения на гибкость).


IV. НРАВСТВЕННОСТЬ.

Цель:

— обучение учащихся пониманию смысла человеческому существования, ценности своего существования, и ценности существования других людей.

Задачи:

— формировать у учащихся нравственную культуру мира понимания.

Формы реализации:

— тематические классные часы: «Мои мечты и желания», «Друг в моей жизни», «Душевность и будущность», «Что значить быть счастливым», «Правда и ложь – какие они?», « Что такое характер»;

— уроки нравственности Д.С. Лихачева.

Д.С. Лихачев: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.

В ноябре 2006 года знаменитому ученому Д.С. Лихачеву исполнилось бы сто лет. Магия цифр завораживает. Жизнь Дмитрия Сергеевича это история России. История 20 века Лихачев фигура исключительная. Это человек, которым Петербург и вся страна может гордиться, человек высокой нравственной культуры.

Вполне заслуженно в 1993 году Д.С. Лихачев стал первым Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Президент России Владимир Путин объявил 2006 год в Российской Федерации «Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академиком Д.С. Лихачева».

1.

Доброта – это человеческое качество сильнейшее для всех. Добрый человек уже сомой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

Любовь – это необъяснимо, но потом – верность и постоянство.

2.

Достоинство.

Сохрани достоинство – возродится и культура, и экономика, государственность и величие России.

3.

Духовность.

«Да, у России великое будущее, мы поднимаемся из руин…».

4.

Патриотизм.

Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизнь человека, его творчества.

5.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Бес памяти не совести.


«Уроки Лихачева» – это уроки его жизни, его научного творчества и выводы о сущности человеческого в человеке.

Предлагается: «Проект деловой творческой игры для старшеклассников».

«47 писем о Добром».

3-4 класс «О воспитанности».

5-6 класс «Читай письма о Добром», «Как говорить», «Быть веселым, но не быть смешным».

7-8 класс «Читай письма о Добром», «Цель и самооценка».

9-11 класс «Читай письма о Добром», «Большое в малом», «Молодость — вся жизнь», «Уметь спорить с достоинством», «Искусство ошибаться», «В чем смысл жизни».


V. Досуг

Цель:

— создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интересов к внеклассной деятельности.

Задачи:

— создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

— использование активных и не стандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

— развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

— празднование памятных дат календаря;

— посещение музеев, театров, выставочных залов;

— театрализованные представления;

— презентации: «День учителя», «День именинника», «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рыцарских турнир», «Масленица», «8 Марта», «День Победы» и т.д.


VI. ГРАЖДАНИН

Цель:

— формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностями и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

— обучение решения задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

— формирование у учащихся правовой культуры;

— формирование у учащихся гуманистического мировоззрения.

Формы реализации:

— тематические классные часы: «Декларация прав ребенка», «На что мы имеем право», «День конституции», «Памятные даты»;

— уроки патриотизма и гражданственности.

Уроки патриотизма и гражданственности

Сегодня гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.

Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

VII. СЕМЬЯ

Цель:

— максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

— организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

— организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;

— обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

— тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях;

— праздники, спортивные состязания;

— походы, выезды выходного дня;

— дни творчества;

— индивидуально-групповые консультации для детей и родителей;

— тематические беседы;

— тематические собрания.

Список используемой литературы.

  1. Волжанина Т.А., Воробьева В.Д., Лужбина Т.К., Махнева Л.А., Филиппенкова Е.Ю., Забодаева Н.С.

Родительские собрания в школе.

Волгоград, 2005.

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. «Вако», Москва, 2004.

  2. Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Волгоград, 2006.

  3. Персидская И.В., Фонова Д.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, 2006.

  4. Сергеева В.П. Дневник классного руководителя. ЦГЛ, Москва, 2004.

  5. Сухомлинский В. Не только разумом, но и сердцем. «Молодая гвардия», Москва, 1986.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Конфликты в межличностном общении"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: