Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
А. Лесных.
Воспитательная система класса:
«Любовь и Доброта
помогут нам всегда»
Цели обучения и воспитания:
Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психологического и физического здоровья.
Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Развитие обучаемых умений учащихся.
Формирование и развитие предметных знаний и умений.
Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
Развитие эмоциональной и волевой сферы.
Формирование положительной Я – концепции.
Развитие мотивационно–потребной сферы.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основой которой является любовь и доброта.
Начальная школа — это важнейший этап человеческой жизни.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства , чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом!
Убеждена, воспитывает каждая минута жизни, каждый человек, с которым ребенок соприкасается. Детей надо любить всем сердцем. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.
Василий Александрович Сухомлинский считает: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Любящий человек может требовать, а нелюбящий и по головке не должен гладить».
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. В детстве важно все: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – и это подтверждают исследования, проведенные психологами разных стран и в разное время – любовь. Ни материальные условия жизни, ни численность детей в семье, ни внешние обстоятельства не сравнимы по значению с данным фактором для физического и психологического развития ребенка.
Любовь – это отдавание, бескорыстное, безвозмездное, без ожидания возврата, компенсации сил, энергии, чувств. Любовь – это радость отдать, передать эту любовь в сердце другому.
Любовь является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества…
Все мы немного психотерапевты, проверьте себя: тембр и громкость звучания голоса, манера поведения (кажется, древние римляне считали суетливость признаком слабости), удачно подобранная музыка, живописная природа, сопутствующая занятием с детьми, при встрече и расставании пожелания здоровья (внушения хорошего самочувствия), рукопожатие (передача биоэнергии), и многое другое – ни простейшие ли это приемы психотерапии? Это особенно важно сегодня, когда велик дефицит доброты, сочувствия, сострадания, терпимости.
Цели обучения и воспитания должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Это следующие качества:
Интерес к самому себе.
Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к себе самому. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Воспитательные мероприятия должны пробудить у него интерес поставить эти вопросы самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности.
Самопризнание себя как личности.
Классный руководитель должен помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности, Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость.
Управление самим собой.
Умение ученика управлять собой осознано, а не безумно подчиняться приказу – одно из важнейших звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя.
Уважение чужого мнения.
Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникабельные умения. Важный момент, на который надо обратить внимание в воспитательной работе, это воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам, взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких – то элементарных вещей, неловкость в манерах и поведении могут стать причиной взрывоопасной ситуации. Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной, захватывающей жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела.
Любознательность и вовлеченность в деятельность.
Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Они переживают так называемую информационную ненасыщенность. Ученики желают участвовать активно – это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует качество личности – трудоспособность.
Эмоциональная устойчивость.
Школа на ряду с семьей должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями.
Мотивация действий и поступков.
Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности.
Приоритетные направления воспитательной работы помогут сформировать вышеизложенные качества.
I. «ЗДОРОВЬЕ»
Цель:
— использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание для будущего самоутверждения.
Задачи:
— формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
— знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
— классные часы по темам: «Спорт в жизни людей», «Зарядка в стране Олимпиоников», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня»;
— спортивные соревнования: «Веселые старты», «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», «День здоровья»;
— сотрудничество с родителями;
— походы выходного дня;
— конкурсы газет по спортивной тематике.
II. ИНТЕЛЛЕКТ
Цель:
— оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявить свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
— определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
— создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
— формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Формы реализации:
— внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
— интеллектуальные марафоны;
— тренинги интеллектуальных умений;
— диагностические исследования;
— конкурсы – игры.
III. ОБЩЕНИЕ.
Цель:
— передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
— знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
— формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель — ученик», «ученик — ученик», «взрослый – ученик (ребенок)»;
— учить учащихся приемам преодоления проблем в общении;
— создавать в детском коллективе одинаковые условия общения учащихся класса.
Формы реализации:
— социометрия;
— тематические классные часы: «Правила этикета», «Правила общения с окружающими», «Культура общения», «Вежливый отказ», «Волшебные слова», «Правила приличия в житейских ситуациях» и т.д.;
— праздники, конкурсы, ролевые игры;
— выбор актива класса. Актив класса более дееспособен, когда выбирается самими ребятами. Свои обязанности дети могут исполнять одну четверть. Разумная смена актива позволяет всем побыть в роли организаторов и исполнителей, выявляет лидерские способности;
— самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать свое мнение и предлагать решение. В воспитании важен учет половых различий: мальчики – девочки. В 1 классе корректировка программы: мальчик – рыцарь, бедующий мужчина; девочка – юная леди (большое внимание танцам, ритмике, пластике, упражнения на гибкость).
IV. НРАВСТВЕННОСТЬ.
Цель:
— обучение учащихся пониманию смысла человеческому существования, ценности своего существования, и ценности существования других людей.
Задачи:
— формировать у учащихся нравственную культуру мира понимания.
Формы реализации:
— тематические классные часы: «Мои мечты и желания», «Друг в моей жизни», «Душевность и будущность», «Что значить быть счастливым», «Правда и ложь – какие они?», « Что такое характер»;
— уроки нравственности Д.С. Лихачева.
Д.С. Лихачев: УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.
В ноябре 2006 года знаменитому ученому Д.С. Лихачеву исполнилось бы сто лет. Магия цифр завораживает. Жизнь Дмитрия Сергеевича это история России. История 20 века Лихачев фигура исключительная. Это человек, которым Петербург и вся страна может гордиться, человек высокой нравственной культуры.
Вполне заслуженно в 1993 году Д.С. Лихачев стал первым Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Президент России Владимир Путин объявил 2006 год в Российской Федерации «Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академиком Д.С. Лихачева».
1.
Доброта – это человеческое качество сильнейшее для всех. Добрый человек уже сомой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
Любовь – это необъяснимо, но потом – верность и постоянство.
2.
Достоинство.
Сохрани достоинство – возродится и культура, и экономика, государственность и величие России.
3.
Духовность.
«Да, у России великое будущее, мы поднимаемся из руин…».
4.
Патриотизм.
Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизнь человека, его творчества.
5.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Бес памяти не совести.
«Уроки Лихачева» – это уроки его жизни, его научного творчества и выводы о сущности человеческого в человеке.
Предлагается: «Проект деловой творческой игры для старшеклассников».
«47 писем о Добром».
3-4 класс «О воспитанности».
5-6 класс «Читай письма о Добром», «Как говорить», «Быть веселым, но не быть смешным».
7-8 класс «Читай письма о Добром», «Цель и самооценка».
9-11 класс «Читай письма о Добром», «Большое в малом», «Молодость — вся жизнь», «Уметь спорить с достоинством», «Искусство ошибаться», «В чем смысл жизни».
V. Досуг
Цель:
— создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интересов к внеклассной деятельности.
Задачи:
— создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
— использование активных и не стандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
— развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
— празднование памятных дат календаря;
— посещение музеев, театров, выставочных залов;
— театрализованные представления;
— презентации: «День учителя», «День именинника», «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Рыцарских турнир», «Масленица», «8 Марта», «День Победы» и т.д.
VI. ГРАЖДАНИН
Цель:
— формировать у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностями и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
— обучение решения задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
— формирование у учащихся правовой культуры;
— формирование у учащихся гуманистического мировоззрения.
Формы реализации:
— тематические классные часы: «Декларация прав ребенка», «На что мы имеем право», «День конституции», «Памятные даты»;
— уроки патриотизма и гражданственности.
Уроки патриотизма и гражданственности
Сегодня гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат. Вспомним, именно о таком слове писал В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
VII. СЕМЬЯ
Цель:
— максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
— организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
— организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;
— обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы реализации:
— тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях;
— праздники, спортивные состязания;
— походы, выезды выходного дня;
— дни творчества;
— индивидуально-групповые консультации для детей и родителей;
— тематические беседы;
— тематические собрания.
Список используемой литературы.
Волжанина Т.А., Воробьева В.Д., Лужбина Т.К., Махнева Л.А., Филиппенкова Е.Ю., Забодаева Н.С.
Родительские собрания в школе.
Волгоград, 2005.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. «Вако», Москва, 2004.
Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Волгоград, 2006.
Персидская И.В., Фонова Д.А., Лободина Н.В., Шепелева Т.В., Гулуева Т.С., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, 2006.
Сергеева В.П. Дневник классного руководителя. ЦГЛ, Москва, 2004.
Сухомлинский В. Не только разумом, но и сердцем. «Молодая гвардия», Москва, 1986.