Выступление на педагогическом совете школы «Анализ и самоанализ урока — средство повышения методического мастерства учителя»


МС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская СКШИ VIII вида»












Доклад на педагогическом совете школы

«Анализ и самоанализ урока -средство повышения методического мастерства учителя» учитель-логопед: Масленникова Маргарита Валерьевна











31. 03. 2012 год.



Задачи:

  1. Познакомиться с различными видами анализа урока.

  2. Найти пути повышения качества педагогического анализа урока.

  3. Использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

Эпиграф:

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе — то истинно велик!»

(Пьер Гренгор)

Форма — педсовет — семинар.

Структура педсовета-семинара:


  • Посещение открытых уроков.

  • Самоанализ уроков, проводившим его учителем.

— Анализ уроков творческими группами.

  • Принятие решения.



Педсовет проводится в нестандартной форме, поэтому подготовка к нему началась довольно задолго. К данному педсовету было проведено 2 открытых урока: урок домоводства «Приготовление винегрета» в 6 классе (учитель-Голубкова Е.Е.), логопедическое занятие во 2 классе «Дифференциация звуков и букв [с] – [ш] в слогах, словах, в предложениях, тексте», в форме прогулки в лесу (учитель-логопед Масленникова М.В.); 3 открытых занятия: занятие – беседа в группе ДиМ: «Наша дружная семья» (воспитатель-Аширова Г.А.), занятие в старшей группе мальчиков «Чудо тесто» (воспитатель-Тубольцева И.М.), занятие «Путешествие в город Трудолюбия» (воспитатель-Колегова Т.М.) Учителям, воспитателям рекомендовалось взаимопосещение уроков, занятий. Для этого были предложены памятки по анализу и самоанализу урока.

Отметим, что главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Именно на уроке учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание как анализу, так и самоанализу, как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя, как и воспитателя, во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ урока, занятия должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Для чего анализируется урок?

Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель.

В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Наиболее точное, на наш взгляд, определение анализа дает С. В. Кульневич: Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по освоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков и т.д.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства учителя.

Необходимо помнить, что уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятель­ную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Анализ урока — разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

    Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать:

  • современные критерии качества образованности учащихся,

  • владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,

  • владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как — бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».  

При анализе урока, как правило:

  1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.

  2. Эффективность освоения материала.

  3. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.

А дети нашей школы все с ограниченными возможностями здоровья.

    Наряду с анализом урока крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности, т. к. самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Рассмотрим самоанализ деятельности учителя (Ю. В. Завельский )

  1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

  2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

  3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

  4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к предмету.

  5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока?

  6. Попробовать оценить степень активности на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?

  7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?

  8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

  9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалось домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

  10. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

  11. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Таким образом, при самоанализе урока учитель дает:

  краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

  информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

  характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

  оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

  самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).


В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.


На любом уроке мы не только обучаем, но и обучая воспитываем.

Современный школьник России только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. И именно они оказывают непосредственное влияние на выработку характера и специфику поведения учащегося. Таким образом, от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности.

Талантливый педагог выстраивает урок не только с точки зрения донесения информации, но и включает в него воспитательные элементы, которые помогут не только в социализации его в обществе, но и в дальнейшем процессе самовоспитания и самопознания. Воспитание на уроке должно быть внедрено профессионалом.

Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент—Экзюпери: «Человек создает воспитание». Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.

И.П. Подласый считает, что урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить [
Казалось бы, что об уроке уже все сказано, но развивающийся и изменяющийся мир вокруг нас требует и нашего развития, поиска новых решений в том, что уже давно избито и изучено.

Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

  • Коррекционная направленность обучения

  • Воспитывающее и развивающее обучение

  • Научность и доступность обучения

  • Систематичность

  • Коммуникативная направленность

  • Связь обучения с жизнью

  • Наглядность в обучении

  • Сознательность и активность учащихся

  • Индивидуальный и дифференцированный подход

  • Прочность усвоения знаний умений и навыков


Если, согласно Ш.А. Амонашвили, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние, единение.

Примерная схема анализа воспитательной направленности урока.

1. Использование воспитательных возможностей содержания материала.

2.Дополнение учебного материала историческими фактами.

3 .Формирование мировоззрения на уроке.

4.Формирование нравственных качеств личности.

5.Воспитание у учащихся добросовестного отношения к труду и учению.

6.Оценка воспитательных возможностей методов и приемов обучения.

7.Использование воспитательных возможностей оценки труда учащихся.

8.Влияние личности учителя.

9.Характер деятельности и общения учащихся на уроке.

10.Резервы повышения воспитательных возможностей урока.


Памятка — алгоритм для самоанализа урока.


1. Каков был замысел, план урока и почему?

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как был определен тип урока и почему?

  2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

  3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

  4. Почему была избрана именно такая структура урока?

  5. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

  6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические)


  1. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?

  2. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.

  3. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

  4. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?


Памятка самоанализа урока.

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?

  3. Какие задачи решались на уроке?

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?

  5. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний.

  6. Воспитание интереса к предмету.

  7. Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?

  8. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.

9. Владение учащимися общеучебными умениями навыками.
10.Удовлетворенность учащихся.

11. Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.

Памятка учителю при анализе своего урока


Приучите себя к самоанализу урока.

Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:


1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;

  • использование справочников и словарей;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

  • самостоятельная работа.


2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?


3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

  • не преобладали ли фронтальные опросы?

  • как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?

  • включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?

  • каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?


I. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)


        1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

          1. Темы урока;

б. Цели урока;

в. Возможностей класса;

г. Возможностей самого учителя;

д. Учебно-материальной базы.

        1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

        2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

        3. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

        4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

        5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

        6. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)

        7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.



  1. Анализ работы учащихся на уроке



        1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

        2. Интерес к теме или к уроку.

        3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

        4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

        5. Наличие навыков самоконтроля.

        6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

        7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

        8. Культура межличностных отношений.

        9. Реакция на оценку учителя.


  1. Анализ домашнего задания



        1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

        2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

        3. Объем домашнего задания (чем определяется).

        4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

        5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

        6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

        7. Методика задания на дом, инструктаж.

        8. Предполагаемая отдача от материала, заданного на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»




Список литературы:

1. Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.

2. Анализ урока (психологический, педагогический и методический аспекты) Методическая разработка для учителей, методистов педагогической практики, студентов-практикантов дневного и заочного отделений. — Липецк,1994, кафедра педагогики, кафедра профессиональной подготовки учителя труда.

3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001

4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах (выпуск 8), Новокузнецк, 2005.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч., № 1, 2000, с. 96 — 100.

7. Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Кн.1. — М., 2004г

7. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. — М., 1984.

Интернетресурсы:

1. https://xreferat.ru

2. https://www.allbest.ru/



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Организация коррекционно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: