Юность, опаленная войной, 11 класс


ГОУ СОШ № 1743
СЗАО города Москвы

Юность, опаленная войной





Подготовила

Пустовалова Юлия
ученица 11 класса

школы № 1743

СЗАО г. Москвы


Под руководством
учителя русского языка и литературы
школы № 1743

СЗАО г. Москвы
Янченко Татьяны Васильевны








Москва
2009

Юность, опаленная войной


ОБ АВТОРЕ РАБОТЫ



Пустовалова Юлия Ивановна, родилась 02 апреля 1992 года в г. Москве. В 7 лет пошла в 1-й класс средней общеобразовательной школы № 1743. Увлекается вышиванием. Принимает активное участие во всех общественных мероприятиях школы.

















Юность, опаленная войной

В воспоминаниях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней?

Свой добрый век мы прожили как люди

И для людей …


В те памятные дни сорок первого года в воздухе развивался опьяняющий запах летних цветов, надежд и любви. Мне было шестнадцать лет, я был влюблен в рыжеволосую, зеленоглазую одноклассницу, в кармане лежало свидетельство об окончании девятого класса. Казалось, что вся жизнь наполнена счастьем, мечтами, романтикой…

Так начал свое повествование Макин Александр Алексеевич, в квартире которого я находилась. Пожилой человек, опирающийся на палочку, приветливо встретил меня, провел в светлую гостиную и усадил пить чай. А потом…потом начались воспоминания, воспоминания далекой юности, прекрасной и тревожной.

Александр Алексеевич любил школу, занимался велоспортом, как все мальчишки, выезжал на лето в пионерлагерь, спускался ночью после отбоя по пожарной лестнице, чтобы встретиться с любимой девушкой. Вместе с ним я перемещаюсь то в третий, то в пятый, то в восьмой класс 660 Московской школы в Гранатовой переулке, недалеко от площади Восстания.

Но вдруг оборвалось. Война! «От умения жить достойно очень многое зависит в наше тревожное время», — вспоминаются мне слова Бориса Васильева. А моему герою немного немало столько же, сколько мне сейчас. И он принимает решение – идти в военкомат и принести пользу Родине.

Усталый военком, одобрительно оглядев стройную фигуру юноши, направляет его в отряд связистов-самокатчиков при штабе противоздушной обороны города Москвы. Шесть напряженных дней он вместе со своим отрядом обеспечивал связью пункты приёма донесений со штаба ПВО Советского района, собирал немецкие листовки, а в выходной день дежурил на чердаках домов по Большому Пионерскому переулку напротив Патриарших прудов. Было любопытно, немного жутко и страшно: ведь термитные бомбы весом 3 кг, сбрасываемые с немецких самолетов, быстро воспламенялись и надо было в течение 30 секунд локализовать их. Крыши домов с деревянными стропилами и перекладинами, и дежурство на чердаках с 22.00 часов вечера до 03.00 часов утра (именно в это время вылетали фашистские бомбардировщики) было тревожным и ответственным. И не раз Александр Алексеевич вместе с другими успевал схватить зажигательную бомбу и бросить её в бочку с водой, которая всегда была рядом.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Правильно ли я питаюсь?»

Смотрю в необыкновенные серо-голубые глаза Александра Алексеевича, не потускневшие от времени, и передо мной ясно встает ночное московское небо, зенитки, гудение вражеских самолетов и мальчишки на чердаках своих домов, спасающий Москву от пожара.

В комнате, где мы сидели, наступила тишина. Мне показалось, что Александр Алексеевич снова и снова переживает те далекие минуты, когда жизнь и смерть стояли рядом. Но вдруг он оживился. На мой вопрос: «Что особенно запомнилось ему в те дни?» — он ответил: «Первый сбитый немецкий самолет «Хенкель 111», который упал в районе Неглинки недалеко от трубной площади. Машина сохранилась, и её установили на площади Свердлова напротив Большого Театра. Все бегали смотреть самолет. Ведь он был двухмоторный, скрепленный клепками. Александр Алексеевич не раз бегал туда, чтобы самому увидеть этот поверженный фашистский самолёт.

А тут ещё и двоюродный брат – Кудрявцев Игорь, который вместе с Виктором Талалихиным служил в истребительном полку под Москвой. Они иногда приезжали днем в гости (ведь налеты были только ночью) и рассказывали о трудностях летной жизни. Ему, юному Саше, хотелось тоже взлететь в родное небо и защитить Москву.

Он всегда мечтал стать летчиком. А когда в 40-ых годах были организованы спецшколы артиллерийские и авиационные, то мальчишки 7-б класса, где учился Александр, подали документы в авиационную школу. Был строгий медицинский отбор, и его прошел только Виктор Цыганков, Саше было обидно: не пройти из-за зрения. Все завидовали своему однокласснику. Позже, после войны, Саша встретил маму Виктора и узнал, что тот погиб под Курском, а Виктор Талалихин направит свой самолёт на вражеский бомбардировщик, таранит его, чудом сам останется жить. Ему будет присвоено звание героя Советского Союза. Он погибнет вместе с Кудрявцевым Игорем под Сталинградом. Вечная им память!

Сжечь Москву немцам не удалось. Жилой фонд в основном сохранился. Фашисты стремились овладеть городом во что бы то не стало, но они просчитались. Противовоздушная оборона была хорошо организована. На подступах к Москве вражеские самолеты встречали советские истребители, а в Москве работали зенитные батареи. Ежедневно 200 немецких бомбардировщиков вылетали на задание, но долетали до Москвы не более десяти. От бомбардировок пострадало полторы тысячи зданий, что составило 2% от общего жилого фонда. (Для сравнения в Лондоне эта цифра составила 54%). И в этом заслуга всех, в том числе и Макина Александра Алексеевича.

Свежие документы:  Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Шестнадцатого октября правительство СССР распорядилось об эвакуации крупных заводов и учреждения в глубь страны. Поползли нелепые слухи о сдаче Москвы, началась паника. Нужны были срочные предупредительные меры. Саша и его друзья вели разъяснительную работу утром 7 ноября дежурный по штабу сообщил, что на Красной площади состоится парад. Вот это да! Парад!

Но ведь враг совсем рядом… И все-таки парад! Саша со своим другом устремился на Красную площадь. Они дошли только до телеграфа и смогли увидеть зенитные орудия и танки. Солдат не было видно- они в это время маршировали по площади. Сердца мальчишек наполнились гордостью, появилась уверенность в завтрашний день. Дул сильный ветер, было зябко и холодно, но москвичи верили в то, что победа будет за ними.

Спустя много десятилетий снова на Красной площади парад. 7 ноября 2008 года состоялось праздничное шествие посвященное 67-й годовщине исторического парада 7 ноября 1941 года. Торжественным маршем я вместе с участниками парада прошла по самому святому месту своей родины. Именно мне и моим сверстникам выпала честь представлять на параде район Митино. Было прохладно, но не мела пороша, не дул сильный ветер, не было зябко и холодно, как тогда. Но было удивительное чувство общности с теми, кто шел тогда по Красной площади, и с теми, кто шел сегодня. Это и есть высокое чувство патриотизма, единения, что ты живешь в этой замечательной стране.

Немцы просчитались. В декабре 1941 года войска разгромили противника под Москвой, нанесли ему первое серьезное поражение. Здесь вермахт потерпел неудачу, здесь занялась заря нашей Великой Победы.

Если горе имеет запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это особая любовь к жизни и добру и жгучая ненависть к злу и смерти; это погибшие молодые жизни, несбывшиеся надежды; ненаписанные книги, невесты, не ставшие женами, и жены, ставшие вдовами.

Я слушаю Александра Алексеевича, и передо мной встает трагедия целого поколения.

Мирная жизнь советского народа была нарушена, нам была навязана тяжелейшая в истории война.

Незаметно пролетело время. За окном смеркалось. Я прощалась с моим героем. За несколько часов, проведенных вместе, я почувствовала, что он мне стал родным человекам. Он чуть печально улыбнулся мне, просил заходить, а я снова и снова притрагивалась к медали «За оборону Москвы», как будто мысленно вместе с ним проходила по дорогам того далекого времени.

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Безопасность в интернете"

Я вышла на улицу. Кончался ноябрь. Тихо падал снег. В холодном воздухе пахло зимой, дымом, войной. Как бабочки стремились в огонь мальчишки и девчонки и сгорали в нем…, но они научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирные дни, что становится обыденным. Их память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой и мы не вправе забывать это.

Окна родной школы приветливо светились. Я зашла в вестибюль и подошла к уголку воинской славы. На меня смотрели ветераны войны, а Макин Александр Алексеевич чуть-чуть улыбался, будто давал подаренную героем, «Ветераны Победы Северо-Западного административного округа». Участники Великой Отечественной войны весь наш народ совершили беспримерный подвиг. А ещё я понял, что хранить и укреплять святую, благодарную память об этом мы обязаны вечно, сколько бы лет ни прошло с того радостного момента, когда прозвучало счастливое слово Победа, память, которой никогда не будет забвения.


Использованные материалы:

— различные сайты в Интернете

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: