Формирование лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста


Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 145»









Формирование лидерских качеств у обучающихся

среднего школьного возраста

на уроках

физической культуры














подготовила

учитель физической культуры

Котова Ирина Николаевна







г.Омск

2012


Актуальность исследования

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах.

В последнее время, все чаще говорят о физической культуре не только как о самостоятельном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Вместе с тем, у выпускников школ слабо сформированы такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, коммуникативность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, которые могут характеризовать лидера.

Детское лидерство – актуальная проблема современной российской действительности. Этим, в первую очередь, обусловлена актуальность осмысления проблемы подросткового лидерства и поиска наиболее эффективных форм и методов развития лидерского потенциала.

Большим потенциалом в формировании лидерских качеств обладает учебный предмет «Физическая культура». Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу, личностные качества необходимые лидеру. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования лидерских качеств, так как, именно в данном возрасте складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, более выражена потребность в общении, повышается интерес к собственному «Я», стремление познать себя, свои возможности, способности, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретение новых социальных позиций. Проблема исследования заключается в поиске средств формирования лидерских качеств учащихся на занятиях физической культуры.

Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка методики формирования лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что использование методики, включающей в себя:

— современные диагностические методики для мониторинга динамики формирования лидерских качеств у детей среднего школьного возраста с целью воспитания внутренне свободной личности;

— эффективные педагогические технологии управления развитием личности в процессе занятий физической культурой, основанных па педагогике сотрудничества, способствующих созданию деловой активности, уважительного отношения, эстетической насыщенности учебно-воспитательного процесса, совместного переживания успехов и неудач;

— обогащение содержания вариативной части программы, ориентированных на формирование лидерских качеств, позволит формировать лидерские качества учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Задачи исследования

1. Изучить состояние проблемы формирования лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Свежие документы:  Некоторые приемы целеполагания на уроках английского языка

2. Выявить лидерские качества детей среднего школьного возраста и обосновать их формирование в процессе занятий физической культурой.

3. Разработать методику и выявить ее эффективность для развития лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста.

Предметом исследования является методика формирования лидерских качеств обучающихся среднего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Организация исследования

Исследования проводились с сентября 2009 г. по май 2011 г. на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 145» города Омска. В исследование приняло участие 51 подросток, учащиеся 6/А и 6/Б классов. Оба класса занимались по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Содержание программного материала состоит из 2 основных частей: базовой – 50 часа, вариативной 18 часов. При реализации базового компонента на каждом уроке были использованы методы и приемы по формированию лидерского потенциала. Задания и упражнения были направлены на выявление учащихся с лидерским потенциалом: выявление группы лидеров, которые легко вступают в игру, проявляют активность. Учащиеся, которые не проявляли лидерского потенциала, выполняли задания более простого характера, например, искусственно создавались группы, где учащимся с низким проявлением лидерского потенциала приходилось брать на себя ответственность: провести ОРУ в группе, распределить очередность выполнения упражнений, оценить своих товарищей, выбрать команду и т.д. Основное внимание уделялось разнообразию опыта межличностного взаимодействия. Поэтому в процессе обучения не было постоянного, фиксированного состава групп, каждый подросток имеет опыт работы в разных группах – гомогенных (где все участники, например, равны по уровню развития) и гетерогенных (где есть участники сильные и наоборот, слабые). Что позволяло учащимся занимать разные позиции в межличностном взаимодействии.

При реализации вариативного компонента использовалась экспериментальная методика основанная на общепедагогических принципах: доступности, наглядности, системности, научности, последовательности. Широко использовались интерактивные методы обучения: коммуникативная атака, разбор ситуаций, мозговой штурм, работа по учебным картам, карточкам-заданиям, ролевые игры, обязательным условием в формировании лидерских качеств является присутствие на каждом уроке рефлексии. Данные методы были ориентированы на широкое взаимодействие учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры как с учителем, так и друг с другом и на доминирование активности подростков в процессе обучения. Специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, позволяла вовлекать учащихся в процесс обучения. Кроме того, активно использовалось проблемное обучение. В контрольной группе использовались традиционные методы обучения, вариативный компонент был распределен по разделам учебной программы.

Свежие документы:  План воспитательной работы в 7 классе

Сравнительный анализ результатов диагностических методик («КОС -1», социометрия, педагогическое наблюдение) показал наличие положительных сдвигов в формировании лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры в экспериментальной группе. В экспериментальной группе не выявлено учащихся с низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о переходе учащихся на более высокий уровень. В два раза увеличилось количество подростков, которые перешли на высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Данные педагогического наблюдения так же, позволяют говорить о значительном росте в экспериментальной группе проявления коммуникативности и инициативности. В контрольной группе произошел лишь небольшой прирост показателей из-за естественного педагогического процесса.

Уровень обученности на уроках физической культуры в течение учебного года в экспериментальной и контрольной группах примерно на одном уровне. Несмотря на то, что в экспериментальной группе 18 часов вариативной части учебной программы были направлены на формирование лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста, это не помешало им освоить базовый компонент, который составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и продемонстрировать успеваемость 100%, качество обучения 96%, уровень обученности 84%. Сравнительный анализ результатов учащихся экспериментальной и контрольной групп показал, что по всем показателям данные испытуемых экспериментальной группы превосходят результаты контрольной группы. Это дает основание утверждать об эффективности использования данной методики по формированию лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.





















Список использованной литературы

  1. Амбурцев, С. Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: дис. … канд. пед. наук / С. Н. Амбурцев. — Челябинск: Уральская ГАФК, 2008. – 150 с.

  2. Бендас, Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. — М.; СПб.: Питер, 2009. — 447 с.

  3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 244 с.

  4. Вечер, Л. С. Поведение руководителя: практ. пособие./ Л. С. Вечер. – Мн.: Новое знание, 2009. – 208 с.

  5. Горбунов, Г. Д. Психология спорта / Г. Д. Горбунов. – М.: ФиС, 2006. – 188 с.

  6. Джулиани, Р. У. Лидерство / Р. У. Джулиани. – М.: Мирамакс, 2002. – 408 с.

  7. Емельянова, М. С. Воспитание ребенка-лидера / М. С. Емельянова // Воспитание школьников. – 2006. — № 5. С 23 — 25.

  8. Зубанова, Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала / Л. Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование. – 2007. — № 2. – С. 53 — 57.

  9. Котова, И. Н. Инновационная деятельность в образовательном процессе с использованием технологии лидерства. /И. Н. Котова // Инновационная деятельность в образовательном процессе с использованием технологии лидерства : сб. материалов международной науч. – практич. конф. – Омск, 2010. – с. 109 – 111.

  10. Формирование личности школьника в коллективе / Под ред. Н. Т. Гуровой. – М.: Просвещение, 2009. – 56 с.




Свежие документы:  Программа элективного курса «Здоровым быть здорово» (9 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: