«Инновационные подходы к обучению, способствующие повышению качества знаний, умений и навыков на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»






«Инновационные подходы к обучению, способствующие повышению качества знаний, умений и навыков на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья»





подготовила

Котляренко И.М.

Заместитель директора по СМР

Ивакина Е.Н.

учитель физической культуры







п. Дубовое

2013





Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В современном обществе меняется мотивация образовательной деятельности детей, снижается их творческая активность, замедляется физическое и психическое развитие.

Современный этап развития образования отражает социально – культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема сбережения здоровья учащихся, которая отражает новые подходы к творческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения

Использование инновационных подходов в учебном процессе предполагает повышение качества образования. А понятие «качество образования» находится в тесной связи с понятием «качества здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования.

Для повышения эффективности социального воспитания, формирования компетентности и ценностных ориентаций у учащихся в нашей школе задействованы разнообразные социальные службы (медицинские работники, социальный педагог, психолог, биологи). Поэтому основой повышения качества физического воспитания в школе является выработка и реализация образовательной политики всеми участниками образовательного процесса – администрации, учителями, детьми, родителями. Такой подход предлагает интеграцию и дифференциацию на различных уровнях взаимодействия, составляющих единый образовательно-воспитательный процесс всех заинтересованных лиц по созданию совместных проектов по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, поскольку каждая структура в отдельности не даёт должного положительного результата.

На базе школы, которая работает в режиме «Школа-территория здоровья», имеется физкультурно-спортивные комплекс, интегрирующий потенциал учителей физической культуры, учителей предметников, тренеров-преподавателей, родителей и жителей посёлка для использования инновационных технологий, привлечения учащихся к занятиям физической культурой, их социализации и формирования потребности в здоровом образе жизни.

Работу по формированию здорового образа жизни школы характеризуют следующие направления деятельности:

  • спортивно-оздоровительная направленность физического воспитания, формирующаяся через уроки физической культуры, внеурочную и внеаудиторную деятельность, объединяющая учащихся в группы по интересам и по способностям;

  • образовательная направленность (приобщение детей к культуре спорта через конкурсы, спортивные акции («Спортсмен — года», «Самый спортивный класс!», «Самый здоровый класс!», олимпиады, спортивно-патриотическая акция, посвящённая годовщине Победы в Великой Отечественной войне, акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»);

  • адаптивная направленность (физическая культура для ослабленных детей, отнесённых к СМГ) занятия с детьми, проводит инструктор по физической культуре. На занятиях учитываются состояние здоровья детей и ограничения для занятий физической культурой с учётом специфики заболеваний. Занятия ориентируют на укрепление здоровья детей, коррекцию физического развития и повышение уровня физической подготовленности;

  • здоровьесберегающая направленность (диагностические исследования здоровья, развития детей, контроль за соблюдением гигиенических требований к расписанию; здоровью учащихся в режиме дня школы; оптимизация учебной нагрузки, организация качественного, сбалансированного питания, включающая в себя «витаминизацию, кислородный коктейль»; профилактическая работа по ЗОЖ;

  • массовые спортивно-оздоровительные мероприятия для школьников («Дни здоровья», «Президентские состязания», соревнования по комплексу ГТО, «Туристический слёт», соревнования по плаванию, пулевой стрельбе). Спортивные состязания на уровне посёлка (учителя, ученики, родители, жители посёлка). Соревнования в зачёт спартакиады школьников, турниры, товарищеские встречи, месячник обороной и спортивно-массовой работы, соревнования, посвящённые знаменательным датам;

  • социальная адаптация (создание системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся детей; формирование у детей социально значимых ценностей, образа своей «малой родины», профилактика девиантного поведения подростков через приобщение их к культуре спорта);

  • взаимодействие родителей и детей в двигательной активности, рекреационной деятельности (родительский всеобуч с приглашением специалистов из сферы здравоохранения, психологической службы; совместные спортивно-оздоровительные мероприятия, школа выходного дня, туристические походы, воздействие на культуру здоровья родителей через детей).

Профессионально освоенные и разработанные учителями физической культуры инновационные, педагогические технологии физического воспитания школьников применительно к своей школе систематизируют педагогический процесс. Позволяют комплексно решать задачи физического воспитания учащихся в условиях модернизации общеобразовательной школы.

И так как вопрос стоит о здоровье детей, я взяла на рассмотрение здоровьесберегающую технологию

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителей физической культуры нашей школы – это комплексный, инновационный процесс, который основан на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании — это совокупность специальных форм, методов, способов, приёмов и воспитательных средств, выстроенная в определённой последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе дидактических принципов, направленных на достижение конкретного результата обучения. При котором выполняются, как минимум 5 требования:

1.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Учитель должен ознакомиться с результатами медицинских осмотров детей, и учитывать их в своей работе.

3. Тесно сотрудничать с родителями в построении здоровой жизнедеятельности ребёнка.

4.Не допускать чрезмерной изнуряющей нагрузки при освоении учебного материала.

5.Создать благоприятный морально-психологический климат на уроке.

Для достижения целей здоровье сбережения образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной активности;

  2. Оздоровительные силы природы;

  3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения перегрузок в школе осуществляются:

медико-психологический мониторинг;
наблюдения за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья;
проведение мониторинга физической подготовленности
и уровня здоровья детей;

Для учителя центральное место занимает вопрос о мотивации к учению у школьников, которая побуждала бы их к упорной, систематической урочной, внеурочной и самостоятельной работе в формировании потребностей в ЗОЖ.

Работая над проблемой устойчивого интереса к занятиям физической культуры, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 90% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. Сила желания определяет и уровень знаний о здоровье, и степень владения практическими оздоровительными умениями и навыками.

Для определения желания работать на уроке, я провожу опрос детей об их самочувствии, здоровье, настроении, желании учится.

Объясняю детям, что вести здоровый образ жизни, мало знать, что делать и как делать, главное – надо, укрепляя здоровье, относиться к нему как к особой ценности, необходимо научится хотеть вести здоровый образ жизни.

Учителю важно знать, какое место в системе жизненных ценностей его ученики отводят своему здоровью, и какая мотивация преобладает в их желании улучшить его.

Сделать это можно в личной беседе с учеником или применить тесты, которые могут помочь определить отношение школьника к здоровью. Определив отношение ученика к ЗОЖ, учитель вместе с ним наметит пути их совершенствования.

Это одно из инновационных направлений, способствующий повышению, качества знаний, умений и навыков на уроках физической культуры направленные на сохранение и укрепление здоровья, которые применяются в нашей школе.

Одной из причин снижения удовлетворенности уроками у школьников являются отсутствие эмоциональности урока, интереса к выполняемым упражнениям. Каждый учитель ищет пути, как разрешить эти причины? Я уделяю должное внимание разделу учебной программы «Гимнастика», поскольку в ее арсенале существует бесчисленное множество самых различных по двигательной структуре, способам выполнения и энергообеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Одним из основных средств гимнастики являются прикладные упражнения. Правильно построенные уроки гимнастики, на которых применяются упражнения прикладной направленности, всегда эмоциональны и интересны учащимся. Специфика таких упражнений заключается в том, что многие из них взяты из окружающей действительности и имеют свое отражение в повседневной жизни. Оказывая всестороннее воздействие на организм человека, они служат важным средством для общей физической подготовки и развития физических качеств, способствуют воспитанию навыков, необходимых для практической самостоятельной деятельности.

Активно участвуя в опытно-экспериментальной работе школы, используя здоровьесберегающие технологии на своих уроках. Регулярно включаем в урок систему упражнений оздоровительной направленности. В процессе каждого урока, рассматривается теоретическая информация, в практическую часть включаем: упражнения на дыхание, релаксация с музыкальным сопровождением, разучиваются комплексы ритмической гимнастики. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. У детей появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации, вырастает, интерес к предмету Сегодня урок физической культуры должен формировать не только исполнителя, а полноправного участника творческого процесса обучения физическим упражнениям. Поэтому необходимо переходить к диалогу с учащимися, включать их в работу: «Придумайте упражнения для развития гибкости», «Составьте и проведите с друзьями комплекс УГГ», «Как Вы понимаете, что такое здоровье и для чего оно нужно?». Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по желанию учащихся. Такой подход стимулирует приобретение школьниками навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Необходимо акцентировать внимание на положительные качества и достижения учащихся, на удовлетворение их потребности в самоутверждении. Для решения этих задач нужно постепенно отходить от жесткой регламентации занятий, а максимально разнообразить формы, методы и средства физического воспитания, широкое использование наглядных и технических средств.

В ходе поисков инновационных подходов в организации учебных занятий все больше учитываются особая значимость и привлекательность для детей игровая и соревновательная деятельность.

Систематическое использование игрового и соревновательного метода способствует оптимизации самостоятельного двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности детей. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия. Игровая деятельность даёт возможность повысить интерес к учебным занятиям, помогает детям, научится принимать ответственные решения в сложных ситуациях, повышает их творческий потенциал. Сомоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая; воспитательная; развивающая; коммуникативная; развлекательная; релаксационная. Темпы современной жизни ставят более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения.

Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по желанию учащихся. Такой подход стимулирует приобретение школьниками навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Опыт работы показал, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических заданий на уроке и во внеурочной деятельности. В связи с этим уделяется большое внимание, исследовательской работе учащихся, систематически используя метод проведения домашних заданий. Нами совместно с учащимися создан банк компьютерных презентаций домашних заданий.

Домашние задания являются одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. В нашей школе проводятся наблюдения за изменением результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий. Учащиеся сами следят за динамикой роста своих показателей от триместра к триместру, от класса к классу.

Главным критерием оценки домашних заданий является прирост к собственному результату.

В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.


Список использованной литературы


1. Оздоровительные технологии в школе/ Е.В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004,296 с – (Педагогика. Психология. Управление).


Свежие документы:  МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МИНИ-ФУТБОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: