Комплексная программа физкультурно-оздоровительного образования «Укрепление и сохранение здоровья школьников»


Рассмотрено:

На заседании МО учителей Физической культуры

_________руководитель МО

2007г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

________Н.М.Репренцев

2007г.

Утверждаю:

Директор МОУ лицей №6

_________ З.Н.Родина

2007г.








Комплексная программа

физкультурно-оздоровительного

образования

«Укрепление и сохранение здоровья

школьников»










Автор программы:

Поваляева Людмила

Викторовна





г. Бердск, 2007 г.

Внутришкольная комплексная программа

физкультурно-оздоровительного образования

МОУ лицей № 6 г. Бердска

«Укрепление и сохранение здоровья школьников»

Автор разработки:

Поваляева Л.В. учитель физической культуры первой квалификационной категории.


Введение

По данным всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека. В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского.

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкультурно-оздоровительной деятельности лицея и переход лицея в режим работы « Лицей содействия укреплению и сохранению здоровья школьников».

Актуальность программы по созданию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в лицее заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления учащихся.


Цели и задачи программы

Цель:


Предоставление возможностей лицея для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.


Задачи:

  • Предоставление базового образования

  • Формирование потребности здорового образа жизни

  • Формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой

  • Организация спортивно-оздоровительной работы, направленной на формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.




1

Полнота состава действий, необходимых для достижения поставленной цели –

формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, согласованность в действиях специалистов разных профессий, соответствие между желаемым и возможным определяют целостность программы, ее реалистичность и рациональность.

Знание конечной и ряда промежуточных целей позволяет отслеживать результаты поэтапной деятельности и соотносить их с теоретически ожидаемыми результатами. Своевременное обнаружение отклонения реального положения дел от предусмотренного программой гарантировано максимально возможной детализацией функциональных специалистов в области здоровья.

Цель и планируемые действия по таким приоритетным направлениям, как учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, научно-методическая, информационно-просветительская, коррекционная соответствует не только сегодняшним, но и будущим требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению и условиям его деятельности, что и определяет прогностичность данной программы.

Анализ состояния здоровья школьников по семи основным параметрам является неотъемлемой частью анализа итогов учебного года на протяжении десяти лет.


Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения


  • Состояние и содержание здания и помещений лицея в соответствии с требованиями СанПина.

  • Оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортивных площадок необходимым оборудованием и инвентарем.

  • Наличие и необходимое оснащение медицинского и стоматологического кабинетов.

  • Наличие и необходимое оснащение школьной столовой.


  • Организация качественного горячего питания.


  • Необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с учащимися (медицинские работники, учителя физкультуры, психологи, логопеды)










2

I Организация учебного процесса. Виды деятельности


1.Рациональная организация учебного процесса


1.1 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения.


1.2 Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию).


1.3 Введение любых инноваций в процессе только под контролем специалистов.


1.4 Строгое соблюдение всех требований к использованию средств обучения (специального оборудования и инвентаря) в соответствии с требованиями техники безопасности.


1.5 Рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.


1.6 Индивидуализация обучения физической культуре (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.



2.Внедрение обучающих программ


2.1 Включение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.


3.Просветительно-воспитательная работа с учащимися


3.1 Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения здоровья, профилактики вредных привычек.


3.2 Организация и проведение конкурсов, праздников, дня здоровья.


3.3 Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.


3.4 Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

3


4.Организация системы просветительской и методической работы с педагогическими работниками, специалистами, родителями


4.1 Повышение квалификации работников лицея и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся.


4.2 Проведение лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.


4.3 Приобретение необходимой научно-методической литературы.


4.4 Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


4.5 Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, медицинские работники, психологи, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в лицее с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.




5.Внедрение оздоровительных процедур в организацию учебного процесса


5.1 Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках, ЛФК, секциях).


5.2 Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.


5.3 Витаминизация и фитотерапия.


5.4 Систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки), зрения.


5.5 Консультации логопеда, психолога, стоматолога.






4

6.Использовние лечебных и оздоровительных процедур


6.1 Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, фитотерапия, профилактика нарушений осанки, зрения).


6.2 Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.


6.3.Организовать работу с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).


6.4 Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.


6.5 Ведение карты здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

6.6 Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.


6.7 Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.


7.Организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы


7.1 Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.


7.2 Организация часа активных движений (динамическая пауза) между 3-4 уроком.


7.3 Организация физкультурных пауз на уроках.


7.4 Создание условий и организация спортивных секций в лицее.


7.5 Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни здоровья, дни спорта, соревнования, турпоходы).


7.6 Обязательное участие сборной команды лицея во всех спортивных соревнованиях и турнирах городского и областного уровня.



5

Данный раздел программы охватывает все виды двигательной активности и в свою очередь решает определенные задачи по укреплению и сохранению здоровья, развивает все физические качества, улучшает работоспособность учащихся, как умственную, так и физическую. Формирует устойчивый интерес и потребность заниматься физической культурой, воспитывает волю, смелость, настойчивость, дисциплину, чувство коллективизма, навыки культурного и физически компетентного поведения.

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов. Позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.


Прогнозируемый результат


Человек, здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни.
























6


II Приоритетные направления деятельности


  1. Учебно-воспитательная работа


Научно-обоснованная, строго-регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в целом.



  1. Диагностическая работа


Комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.



  1. Профилактическая и коррекционная работа


Предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.



  1. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа


Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.



  1. Информационно-просветительская работа


Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.


7


III Формы деятельности


Уроки, кружки, секции, хореография, ритмическая гимнастика, бальные танцы. Этикет, коррекция, дни здоровья, уроки спорта, спортивные соревнования, турниры.


Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать следующие функции:


1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.


2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы лицея, разработка основных классификаций параметров здоровья.


3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, пополнение необходимым диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием, оснащение классных кабинетов, комнаты психофизиологической разгрузки. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.


IV Модель здоровья школьника


  • Здоровье физическое:


Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.


  • Здоровье социальное:


Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.


  • Здоровье психическое:


Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

8

Главное условие для успешного решения оздоровительной программы — воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:


— культуры физической (управление движением);

— культуры физиологической (управление процессами в теле);

— культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);

— культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).


Работа с детьми


  • Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.

  • Обучение школьников здоровому образу жизни.

  • Обучение школьников личной гигиене.

  • Беседы, семинары, конференции обучающего характера.

  • Выпуск школьной газеты о здоровье.

  • Вовлечение детей в спортивные секции.

  • Привитие школьникам чувства этики, эстетики.


Работа с родителями


  • Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с лицеем, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.

  • Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.

  • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.

  • Включение родителей в воспитательный процесс в лицее.



Работа с педагогами


  • Просветительская работа по направлениям «Урок здоровья» и «Здоровый урок», по программе здоровьесберегающих технологий.

  • Консультации учителей по результатам мониторинга здоровья и последующих рекомендаций. Постановка новых целей и задач по развитию школьников в социальном, психическом, физическом аспектах.

  • Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.


9

  • Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке, о последствиях психической травматизации школьников в процессе обучения.



V Прогностическое планирование


  • Планирование результатов оздоровительной деятельности в соответствии с «Моделью здоровья» школьника по истечению 3, 5, 10 лет от начала деятельности физкультурно-оздоровительной программы.


  • Вероятностное прогнозирование результатов оздоровительной деятельности по итогам диагностики ( 2 раза в году: сентябрь, май).



  • Создание внутришкольной программы физкультурно-оздоровительного образования в соответствии с общегородской программой, в которую заложено образование и сохранение здоровья, оздоровление каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей семьи.


  • Создание программы для родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни.



VI Поэтапность реализации программы:


1этап (подготовительный)-2004-2006г.г.


  • Изучение и анализ ситуации в области здоровья в лицее.

  • Подготовка кадров (повышение квалификации).

  • Создание материально-технической базы, системы учебно-воспитательного процесса в лицее.

  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.


2этап (основной)-2006-2007г.г.


  • Разработка и внедрение подпрограммы диагностического комплекса.

  • Разработка и внедрение подпрограммы в области здоровья.

  • Разработка и внедрение подпрограммы оздоровительной работы в лицее.


10

  • Разработка и внедрение подпрограммы по спортивно-оздоровительной работе в лицее.

  • Разработка программы для родителей и педагогов о формировании здорового образа жизни.



3этап (заключительный)— 2007-2009г.г.


  • Организация мониторинга эффективности реализации программы.

  • Коррекция основных направлений и подпрограмм.

  • Разработка перспективных направлений развития программы.

  • Создание системы физкультурно-оздоровительной, психолого-педагогической деятельности в лицее.

  • Организация перехода лицея в режим работы «Лицей содействия укреплению и сохранению здоровья».


VII Содержание физкультурно-оздоровительной работы лицея

  1. Уроки физического воспитания в лицее (2 часа в неделю). Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих разделов:

  • Легкая атлетика.

  • Гимнастика.

  • Спортивные игры (баскетбол, футбол, гандбол, волейбол).

  • Лыжная подготовка.

  • Теоретические сведения.


  1. Спортивные секции по волейболу

  • Девушки 5-7 класс, 8-9 класс — 2 часа х 3раза в неделю.

  • Юноши 6-8 класс, 9-11 класс — 2 часа х 3 раза в неделю.


  1. Спортивная секция по баскетболу

  • Девушки 8-11 класс – 2 часа х 2 раза в неделю.


  1. Первенство лицея по спортивным играм среди параллелей 5-11 классов

  • Настольный теннис.

  • Футбол.

  • Баскетбол.

  • Волейбол.

  • Гандбол.



11


  1. Первенство лицея по силовому многоборью 1-11 классы


  • Поднятие гири.

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола.

  • Подтягивание на перекладине.

  • Поднимание туловища из положения « лежа» в положение «сед».

  • Прыжки со скакалкой.

  • Прыжки в длину с места.


  1. «Веселые старты» — начальная школа 1-4 классы (1 раз в четверть)


  1. Дни здоровья (1 раз в четверть).


  1. Туристические слеты (2 раза в год).


  1. Спортивные праздники, конкурсы, КВНы, семинары, олимпиады.


  1. Утренняя гимнастика (в начале уроков).


  1. Динамические паузы ( между 3-4 уроком).


  1. Час активных движений (ежедневно в начальной школе).


  1. Участие сборной команды лицея в Спартакиаде школ города Бердска.


  1. Участие сборной команды лицея в междугородних турнирах по волейболу.
















12

Содержание


Введение………………………………………………………………… стр.1.


Цели и задачи программы……………………………………………стр.1.


Здоровье сберегающая инфраструктура…………………………стр.2.


I Организация учебного процесса. Виды деятельности.


1.1 Рациональная организация учебного процесса…………………стр.3.

1.2 Внедрение обучающих программ…………………………………стр.3.

1.3 Просветительно-воспитательная работа……………………стр.3.

1.4 Организация системы просветительской и методической

работы………………………………………………………………..стр.4.

1.5 Внедрение оздоровительных процедур…………………………..стр.4.

1.6 Использование лечебных и оздоровительных

процедур………………………………………………………..стр.5.

1.7 Организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной

работы………………………………………………………….стр.5.


II Приоритетные направления деятельности………………стр.7.


III Формы деятельности…………………………………………….стр.8.


IV Модель здоровья школьника…………………………………….стр.8.


V Прогностическое планирование…………………………………стр.10.


VI Поэтапность реализации программы………………………..стр.10.


VII Содержание физкультурно-оздоровительной работы….стр.11.



Свежие документы:  План конспект урока физической культуре «Бег на короткие дистанции» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: