Консультация «Элементы спортивных игр в системе физического воспитания дошкольников»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №17 «Радуга»

Сокольского муниципального района Вологодской области










КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Элементы спортивных игр

в системе работы по физическому воспитанию»











старший воспитатель

Шевелева Елена Владимировна
















План консультации:


1. Актуальность темы.

2. Анализ программ по дошкольному воспитанию.

3. Задачи работы с детьми по обучению элементам спортивных игр.

4. Методика обучения спортивным играм.






































1. Актуальность темы

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980; Ю.К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях.

К сожалению, сейчас дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным для многих родителей становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%).

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствуют подписанные президентом России Путиным В.В. постановления:

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”;

« О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» (письмо от 26.02.02 № 3—51-197/20);

«Повышение интереса к физической культуре и спорту» (2007 год).


Концепция содержания непрерывного образования (2003 год): «Возможно и целесообразно ознакомление детей со специальными видами физической культуры (отдельные виды спортивных занятий и игр с элементами легкой атлетики, футбола, тенниса)»

Разработана программа РФ по физической культуре и спорту на 2006-2015 год.


В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.

Однако, как показали наши предварительные исследования, реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие, и не владеют ими.

Проанализируем состояние работы по обучению детей элементам спортивных игр в детском саду:

— слабая материальная база;

— недостаточная подготовленность педагогов

Но тем не менее, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр.

Свежие документы:  Конспект урока по технологии в 5 классе «Путешествие в царство швейной машины»

Таким образом, использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка.

2. Анализ программ по дошкольному воспитанию

Как решается данный вопрос в наших программах?

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, 1992; Е.Н. Вавилова, Л.В. Карманова,1980; Т.И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.

Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ по современным программам: «Радуга» (1996), «Детство» (1995), «Истоки» (1997), «Росинка» и др.

В «Примерной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» выделен подраздел «Спортивные упражнения».

Программа «Играйте на здоровье» Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

Авторская программа «Играйте на здоровье» базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ № 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе , охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.

Практическая значимость пособия определяется представленными конспектами физкультурных занятий.

Программа состоит из 11 разделов с указанием примерных сроков их реализации: «Катание на санках», «Скольжение по ледяным дорожкам», «Ходьба на лыжах», «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Городки», «Бадминтон», «Настольный теннис», «Катание на велосипеде», «Летающий мяч». Но считаем, что данная программа более активно может быть использована при организации секционной работы.


3. Задачи при обучении детей элементам спортивных игр

При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и учас­тие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упраж­нениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.


Итак, элементам каких спортивных игр целесообразно обучать в детском саду? (хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, городки).

Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.


Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.


Требования при обучении детей спортивным играм:

— сезонность спортивных игр;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической

подготовленности;

— соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой

программы;

-учет интересов детей;

— состояние материальной базы дошкольного учреждения.

(показ площадок)


4. Методика обучения спортивным играм и упражнениям


Какие формы работы по обучению спортивным играм целесообразно использовать в детском саду?

Свежие документы:  Конспект урока "Спорт в жизни людей"

С целью создания интереса у детей к спортивной игре необходимо ознакомление со спортивной игрой посредством вербальных методов наглядности:

— рассматривание иллюстраций;

— чтение энциклопедий;

— просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций;

— дидактические игры.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязан­ных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части за­нятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей пер­вой части занятия является развитие интереса у детей к предстоя­щим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом мате­риале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подво­дящие к изучению движений в основной части занятия.

В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей

спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических ка­честв. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым ма­териалом, затем — повторение и закрепление уже известного и со­вершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более це­лесообразно планировать на одном занятии обучение детей действи­ям одного вида спортивных упражнений или игр.

Содержание основной части занятия может быть очень разнооб­разным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на орга­низм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, тре­бующие выносливости, повышающие функциональное состояние ор­ганизма.

В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень змоциально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его воз­можности.

Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствую­щие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими поло­жениями тела.


В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью за­крепления и совершенствования двигательных действий.

Кроме физкультурных занятий на свежем воздухе используются и другие формы работы:

физкультурные занятия в зале, которые могут включать в себя подводящие упражнения.

Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем — выполнение передачи с высокой траекто­рией, далее — передача мяча через различные высокорасположен­ные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизон­тальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения вклю­чают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложня­ются.

Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, меша­ющие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего уп­ражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то до­статочно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

Свежие документы:  Рабочая программа по курсу словесности в 5 классе

Подводящими упражнениями могут служить:

  1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.

  2. Имитация изучаемых двигательных действий.

3.Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое
выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно
важны при обучении новым двигательным действиям, связанным
с возможностью падений и травм.

4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном тем­пе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает
меньше ошибок.

Требования к проведению занятий:

— эмоциональность (отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями — их эмоциональность; положительный эмоциональный тоже является важной предпосылкой здоровья, предупреждает раз­ные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям

— игровая форма проведения занятий (игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям; занятие должно про­ходить как занимательная игра). Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

— учет общедидактических принципов (обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов). Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры остаются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ре­бенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей после­довательности усложнения:

— в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий,

— на скорость вы­полнения движений сначала между отдельными детьми, а в даль­нейшем между группами детей.

После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемст­венность и постепенность усложнения условий выполнения, закреп­ление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утом­ляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.

В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвы­чайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понима­ние детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навы­ков, способствует умению в последующей двигательной деятельнос­ти самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообраз­но их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недоста­точно только разъяснений и показа воспитателем движений в стерео­типных упражнениях — необходимо создавать условия для приме­нения разученных действий в разнообразной двигательной деятель­ности.


Одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта:

— многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий

при условии частой смены работы и отдыха.

-закрепление движений на утренней гимнастике, в совместной и самостоятельной

деятельности, прогулках за пределы детского сада, физкультурных праздниках и

развлечениях.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду.

М. Просвещение 1992 г.

2. Волошина Л.Н, Курилова Т.В. Программа «Играйте на здоровье»

Издательство АРКТИ, 2004 год

3. Голомидова С.Е. «Физкультура. Игровая деятельность. Старшая группа»

Издательско-торговый дом «Корифей»,2010 год

4. Литвинова О.М. «Система физического воспитания в детском саду»

Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: