Контроль уровня физической подготовленности


Контроль уровня физической

подготовленности

Контроль уровня физической подготовленности детей целесообразно осуществлять, как уже говорилось ранее, три раза в год. В тестовые испытания можно включать следующее упражнения: челночный бег 3×10 м с 2-мя кубиками; подтягива­ние из виса хватом сверху (мальчики); наклоны вперед сидя на полу, на гибкость (девочки); подъемы туловища из положе­ния лежа за 30 с, прыжки в длину с места; преодоление полосы из 5-ти препятствий. Ниже дается описание техники выполне­ния этих упражнений.

1. Челночный бег 3×10 м с кубиками

В зале отмеряется дистанция в 10 м. В начале и конце от­резка чертятся линии старта и финиша. Два кубика лежат на линии старта. По команде «На старт!» ученик подходит к ли­нии старта и ставит одну ногу впереди, у линии старта (носок вплотную к линии). По команде «Внимание!» — наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» — пробегает с кубиком до конца отрезка и кладет его за линию финиша, воз­вращается за вторым кубиком и также относит его за линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и вы­ключается в момент касания пола вторым кубиком. Бросать кубик запрещается!

2. Подтягивание (на перекладине средней высоты
хватом сверху из виса, мальчики)

По команде «Упражнение начи-най!» мальчик подтягива­ется до касания перекладины подбородком, выпрямляет руки в вис и снова подтягивается. Судья, стоя рядом, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если ка­кая-нибудь попытка выполнена неправильно, он произносит «не считать!». Например, если первые две попытки ученик выпол­нил правильно, третью — неправильно, а четвертую снова пра­вильно, то судья считает так: «Раз, два, три не считать» и т. л. Подтягивания за счет разгиба туловища и подъема ног не засчитываются. В протокол записывается только число правиль­ных подтягиваний.

3. Наклоны вперед сидя (девочки)

Девочка без обуви садится на пол; расстояние между пят­ками 25-30 см; ступни расположены параллельно, вертикаль­но; руки вперед, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами ног. Нулевая отметка размещается на уровне пяток. По заданию учителя партнерша прижимает колени де­вочки к полу, не позволяя ей сгибать ноги во время наклонов. По команде «Упражнение начи-най!» выполняются три накло­на вперед (разминочных), четвертый наклон — основной (за­четный). В четвертом наклоне девочка должна задержаться (не менее 2-х с). Результат засчитывается по кончикам паль­цев с точностью до 1 см. Результаты могут быть положитель­ными (со знаком «+») и отрицательными (со знаком «-»). По­ложительные — пальцы остановились на линей ки впереди пяток, а отрицательные — пальцы не дотянулись до нулевой отметки на линейке (ленте).

4. Подъем туловища из положения лежа
(на гимнастическом мате)

Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук сцеплены в замок. Партнер прижимает ступни выполня­ющего к полу. По команде «Марш!» — энергично подняться, чтобы спина оказалась в вертикальном положении, и кос­нуться локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положение — до касания лопатками гимнасти­ческого мата. Количество подъемов, сделанных за 30 с, запи­сывают в протокол. Попытки не засчитываются, если нет касания локтями коленей или нет касания лопатками гим­настического мата.

Свежие документы:  Развитие физических качеств посредством подвижных игр и соревновательно-игровых заданий у детей 7-10 лет

5. Прыжки в длину с места

Исходное положение — стоя носками на линии старта. Q махом рук вперед-вверх из положения «старт пловца» выпол­нить прыжок вперед на обе ноги. Результат засчитывается по сзади стоящей пятке. Из трех попыток лучшая заносится в протокол. Оценка производится с точностью до 1 см.

6. Преодоление полосы из 5 препятствий

Перед началом преодоления препятствий учитель опреде­ляет очередность. Недалеко от первого препятствия на полу лежат несколько скакалок, которые должны использоваться для тренировки в течение 30-40 с. Выполнив прыжки, первый ученик подходит к гимнастическим матам (2 мата разложены в длину) и из упора присев слитно выполняет два кувырка вперед в группировке — это 1-е задание; 2-е — проползание на животе по-пластунски по трем матам, не задевая малые обручи, стоящие в стыках между матами вертикально (их удерживают от падения освобожденные ученики); 3-е — подтягивание лежа на животе по наклонной скамейке, один конец которой укреп­лен на 5-й рейке гимнастической стенки; 4-е — переход на гим­настическую стенку и передвижение по ней на 4-5 пролетов боком с перехватами рук влево, после чего нужно повернуться спиной к стенке и сделать соскок на стопку из 2-х матов; 5-е — проход по рейке гимнастической скамейки до конца, соблюдая равновесие, и соскок вперед на мат.

После преодоления 5 препятствий целесообразно поставить скамейку для минутного отдыха и снова подойти к месту, где на полу лежат скакалки. Детям надо объяснить, что на скамей­ке нужно ровно подышать и отдохнуть.

Чтобы повысить качество выполнения упражнений на по­лосе препятствий, детям необходимо объяснить, какие бывают ошибки, и попросить посчитать: кто сколько допустит ошибок? Дети сами способны сосчитать свои ошибки (причем добросо­вестно). Оценка преодоления полосы производится по таблице (см. приложение 5)

Практика тестирования учащихся младших классов пока­зала, что, для того чтобы результаты каждого ученика были наи­более достоверными, необходимо на 4-5 уроках до тестирова­ния учить ребят правильно выполнять наклоны вперед сидя, подъемы туловища лежа на коврике, прыжки в длину с места.

Учителю следует помнить, что тестовое упражнение — не что иное, как разовая проба на определение уровня физической подготовленности: в силе, ловкости, быстроте, гибкости и т. д. Тестовые упражнения не являются учебными нормами, за вы­полнение которых можно ставить оценки в классный журнал. Учителю особенно важно помнить, что отметки целесообразно ставить не столько за сами результаты, сколько за динамику усвоения изученных упражнений, положительные сдвиги в уровне физических качеств, усвоение правил различных игр.

Тестовый контроль уровня физической подготовленности учеников каждого класса ведется в отдельном рабочем журна­ле. Форма и содержание журнала даются в приложении 5.

На основании анализа результатов тестирования учитель должен включать в свою работу на уроках физической культу­ры те упражнения, которые способствуют развитию отстающих физических качеств: например, силы или гибкости, скорости, выносливости и т. д.

Ведение рабочего журнала по контролю развития физиче­ских качеств детей направлено на выполнение оздоровитель­ной задачи на уроках физической культуры и в системе домаш­них заданий.

Свежие документы:  Конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке мини-баскетболистов 9-10 лет

Для воспитания у младших школьников сознательного от­ношения к укреплению своего здоровья, к личному уровню физического развития учитель постоянно должен внедрять в сознание детей такую программу: «Сегодня я лучше, чем вчера, а завтра должен быть лучше, чем сегодня». Эта программа очень важна, ибо уровень двигательных способностей, как правило, отражает уровень здоровья школьника.

По методике, на которой основано данное пособие, уровень физической подготовленности ученика оценивается по специ­альной таблице (см. приложение 5). Таблица рассчитана на 20 оч­ков, чего вполне достаточно для среднестатистического ученика.

Однако бывают учащиеся, которые в каком-то упражнении на­бирают больше 20 очков. В связи с этим за результаты свыше 20 очков прибавляется:


  • челночный бег — за каждую 0,1 с — 2 очка;

  • подтягивание (мальчики) — за 1 раз — 2 очка;

  • наклоны сидя (девочки) — за 1 см — 1 очко;

  • подъем туловища (мальчики и девочки) — за 1 раз — 2 очка;

  • прыжки в длину с места — за 1 см — 1 очко.

Разворот рабочего журнала учителя, содержащий Итоговый протокол результатов тестирования учащихся за учебный год, — не что иное, как «экран здоровья ученика». Это прямое свиде­тельство родителям, самому ученику, учебной части школы да и учителю о том, на каком уровне физического развития нахо­дится ученик в конце учебного года (см. приложение 4).

После трехразового тестирования каждый ученик набира­ет какое-то количество очков, сумма которых может соответ­ствовать уровням физического развития: очень высокий (фе­номенальный) — 300 очков и более; высокий — 226-299 очков; выше среднего — 151-225 очков; средний — 76-150 очков; ниже среднего — 50-75 очков и низкий — менее 50 очков.

Педагогу следует иметь в виду, что сдача всех тестов разре­шена только учащимся основной медицинской группы. Учени­ки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, оце­ниваются наравне с учениками основной группы, но только по тем упражнениям, которые не противопоказаны им медицин­скими работниками школы. Необходимо оговориться, что пред­лагаемые критерии оценки уровня физической подготовленно­сти в очках являются примерными. Они основаны на опыте практической деятельности автора.

Такие уровни физической подготовки учащихся каждый учитель может определить самостоятельно, исходя из конкрет­ных условий работы. Учитель, много лет работающий в школе, согласится с педагогической аксиомой, утверждающей, что пла­нирование работы на уроках — это выражение личных профес­сиональных качеств педагога, его знания учебной программы, способностей, опыта, психологии общения и коммуникативнос­ти в работе с детьми и их родителями. По этим причинам в данном пособии мы не предлагаем широкого спектра методических рекомендаций и методик проведения уроков. Учитель лжен сам решать эти вопросы, опираясь на личный опыт, подготовленность детей, условия работы и многое другое.

Учителям, только приступающим к работе по физическому воспитанию в начальной школе, хочу напомнить, что основны­ми задачами для них являются:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармо­ничному физическому развитию детей;

  • развитие координации движения;

  • формирование простейших начальных знаний о личной гигиене, режиме дня;

  • приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвиж­ным играм;

  • воспитание дисциплинированности, честности и отзывчи­вости;

  • привитие устойчивого интереса к двигательной актив­ности;

  • обучение правилам поведения во время занятий физиче­скими упражнениями.

Кроме того, учителю необходимо строго придерживаться своих функциональных обязанностей, предусмотренных Поло­жением о физическом воспитании в образовательных учреж­дениях. Согласно этому документу педагог:

несет ответственность за выполнение комплексной програм­мы физического воспитания и обеспечение необходимого уровня физической подготовленности обучающихся, предус­мотренного государственным образовательным стандартом;

  • планирует, организует и проводит уроки и внеурочные за­нятия по физической культуре и спорту;

  • осуществляет учет посещаемости занятий и успеваемости, проведение совместно с медицинскими работниками и клас­сным руководителем контрольных (тестовых) испытаний по определению уровня физической подготовленности уча­щихся;

внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей;

  • проводит работу по обеспечению контроля за состоянием I здоровья и физическим развитием учащихся в течении) всего периода обучения;

  • организует совместно с педагогическим коллективом фи3, культурные паузы, физкультминутки на уроках, подвижные перемены;

  • составляет комплексы оздоровительных упражнений и знакомит с ними учителей и воспитателей групп продленного дня, проводит подвижные игры разной интенсивности, гото­вит инвентарь и оборудование;

  • проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-мас­совые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;

  • обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры тех­ники безопасности на всех видах занятий физической куль­турой.

Помимо вышеупомянутого, имеется еще Положение о фи­зическом воспитании детей с отклонениями в состоянии здоро­вья. Оно предусматривает профилактический осмотр, утвержден­ный приказом Минздрава РФ и Министерством образования РФ № 186/272 от 30 июня 1992 года. Указанным положением пре­дусмотрено, что при поступлении в школу дети для занятий физической культурой и спортом распределяются на медицин­ские группы.

Согласно Положению о врачебном контроле за лицами, за­нимающимися физической культурой и спортом, все дети рас­пределяются на три медицинские группы: основную, подгото­вительную и специальную (последняя, в свою очередь, делится на А и Б).


Характеристика медицинских групп


I

Характеристика медицинской группы

Допустимая физическая

нагрузка и основные

рекомендации



Основная — дети без откло­нений в состоянии здоровья или с незначительными от­клонениями при достаточ­ном физическом развитии и физической подготовлен­ности.

Занятия по учебным про­граммам физической куль­туры в полном объеме; за­нятия в спортивной секции; участие в соревнованиях и тестовых испытаниях соот­ветственно возрасту.

II

Подготовительная — дети с недостаточным физиче­ским развитием и физиче­ски слабо подготовленные, без отклонений или с незна­чительными отклонениями в состоянии здоровья.

Занятия по учебным про­граммам физической куль­туры в полном объеме, за­нятия в секции ОФП. При отсутствии противопока­заний разрешаются тесто­вые испытания.

III

Специальная «А» — дети, имеющие отклонения в со­стоянии здоровья постоян­ного или временного харак­тера, требующие ограниче­ния физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы.

Занятия физической куль­турой по специальным учебным программам, утвер­жденным директором и со­гласованным с органами здравоохранения (кабине­том ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и

др.).



Специальная «Б» — дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, се­рьезные хронические забо­левания, требующие суще­ственного ограничения физических нагрузок, до­пущенные к теоретиче­ским занятиям и заняти­ям по реабилитации соб­ственного здоровья.

Занятия проводятся в каби­нете ЛФК местной поликли­ники или врачебно-физкультурного диспансера; возможны индивидуальные по согласованию с лечащим врачом.


Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Совершенствование элементов баскетбола" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: