Метание Мяча и гранаты 5-11 класс




Метание Мяча и гранаты

5-11 классы


Техника.


Метание мяча и гранаты с разбега на дальность проводят в поле, которое ограничено коридором шириной 10 м. Масса мяча 150 г. Масса гранаты для девушек 16-17 лет — 500 г, для юношей 16-17 лет — 700 г. Метание мяча и гранаты можно разделить на фазы: держание снаряда, разбег и финальное усилие.

Держание снаряда. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены, как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. Лучшим способом держания гранаты является такой, при котором ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, остальные четыре пальца плотно обхватывают ручку, большой палец расположен вдоль оси гранаты.

Разбег. Наиболее распространенным способом несения снаряда во время разбега является держание его в согнутой руке впереди плеча. Разбег состоит из двух частей. Предварительная часть — от его начала до контрольной отметки. Бросковые шаги (вторая часть) — от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега. В первой части разбега метатель выполняет бег со снарядом в руке и приобретает оптимальную скорость. Закончив первую часть разбега постановкой левой ноги на контрольную отметку, спортсмен начинает выполнять 4 бросковых шага. Для этого он вместе с шагом с правой ноги отводит руку со снарядом назад. Выполнив второй шаг (левой ногой), метатель закачивает отведение снаряда назад до полного выпрямления руки. На заключительной стадии разбега особенно выделяется предпоследний так называемый «скрестный» шаг. Увеличив скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода без остановки от разбега к броску и приходит в положение для выполнения финального усилия.

Финальное усилие начинается из положения, когда основная масса спортсмена перенесена на правую согнутую ногу, а левая выпрямленная нога выставлена вперед с последующей опорой на пятку. Туловище обращено левым боком к направлению метания, отведенная назад рука прямая. Затем метатель разгибает согнутую правую ногу, одновременно поворачиваясь на передней части стопы, выводит вперед правую сторону таза, опережая движение находящихся сзади плеч. В результате этого метатель оказывается в положении «натянутого лука» и начинает бросок. Используя опору левой ноги, метатель резко начинает рывковое выпрямление тела вперед-вверх, заканчивая это движение «хлестом» всей руки, и в последнюю очередь — кисти.

После броска для удержания равновесия и соблюдения правил соревнований метатель делает быстрый шаг правой ногой вперед и, сгибая ногу в коленном суставе, тормозит продвижение вперед. Правильно выпущенная граната в полете должна вращаться вертикально в плоскости движения.

Последовательность обучения.

1. Дать зрительное представление (показ) о технике метания мяча или гранаты.

2. Опробование учениками метания по зрительному восприятию.

3. Научить правильному держанию снаряда и бросковому движению из-за головы с места и с нескольких шагов, находясь лицом в сторону метания.

4. Обучить метанию с места, стоя левым боком в сторону броска. Научить положению «натянутого лука» и хлестообразности движения рукой.

Свежие документы:  Название: Инвентарь «Крест»

5. Учить переносу массы тела с правой ноги на левую.

6. Учить выполнению бросковых шагов в их сочетании.

7. Имитация метания с 3 шагов разбега.

8. Метание с 3 шагов разбега.

9. Метание мяча или гранаты на дальность с полного разбега.

10. Совершенствование техники метания мяча или гранаты.


Организационно-методические рекомендации.

Обучение метанию мяча можно проводить в школьном спортивном зале, метанию гранаты на стадионе, спортивной площадке. Приступая к обучению, учитель должен соблюдать специальные меры предосторожности:

а) разрешать метание только в одну сторону;

б) давать сигналы на разрешение выполнять бросок и собирать снаряды;

в) располагать учеников на достаточном удалении друг от друга.

Для обучения метаниям желательно, чтобы каждый ученик имел свой снаряд. Выполнять упражнения целесообразно в шеренге, разомкнутой на вытянутые руки. Можно выполнять броски всем одновременно или группами. После того как все выполнят метание, дается команда собирать снаряды.

Следующий бросок можно выполнять в обратную сторону, повернувшись кругом (для увеличения плотности урока). Для лучшей организации метания рекомендуем давать команду а «Можно!» или, разделив упражнение на части, а проводить его на счет. Для лучшего усвоения элементов техники необходимо включать в урок имитационные упражнения и выполнять их перед бросками. Следует обращать внимание на, расположение ног во время финального усилия. Левая нога должна стоять впереди, при выполнении броска масса тела переносится с правой ноги на левую. Во избежание травм локтевого сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом проносилась над плечом, а не через сторону.

Начиная обучение, следует обращать внимание на правильность держания снаряда. Кисть не должна сильно сжимать мяч или ручку гранаты, чтобы не закрепощать метающую руку во время броска. Необходимо особо контролировать положение «натянутого лука», создавая растягивание мышц брюшного пресса и метающей руки. Правильная работа левой руки во время выполнения бросков способствует удержанию туловища от наклона влево. При выполнении бросков необходимо добиваться хлестообразности движения метающей руки. Во время разбега метатель должен стремиться плавно наращивать скорость, а в «скрестном» шаге усилить ногами обгон руки со снарядом. После выполнения броска, когда снаряд выпущен из руки, необходимо затормозить продвижение вперед. Для этого правая нога быстрым движением ставится вперед и не позволяет метателю заступить за ограничительную линию.

Очень важно развивать гибкость в плечевом суставе и в грудном отделе позвоночника. Необходимо включать в разминку упражнения для растягивания мышц и связок, активно участвующих в броске.

Приведем специальные упражнения для обучения метанию мяча и гранаты учащихся Х-ХI классов.


Специальные упражнения


V класс

1. Движения рукой с мячом в разных направлениях. И.п. — левая нога впереди, левая рука поднята на уровень груди и вытянута вперед, мяч в пальцах правой руки над плечом. Мяч удерживать в фалангах пальцев. Движения руки с мячом свободные, без напряжения.

2. Бросок мяча с места одной рукой из-за плеча, стоя лицом в сторону броска. Левая нога впереди. Рука с мячом согнута. Бросок выполнять из положения «натянутого лука», перенося массу тела с правой ноги на левую.

Свежие документы:  План- конспект урока по физической культуре в третьем классе «Урок здоровья»

3. Бросок мяча с одного шага, стоя лицом в сторону метания. И.п. — правая нога впереди, мяч в руке над правым плечом; 1 — шаг левой ногой, согнутую руку с мячом немного отвести за голову; 2 — бросок мяча. Выполнять под счет учителя. После счета «раз» принять положение «натянутого лука».

4. И.п. — стоя левым боком в сторону метания, ноги вместе, рука с мячом у правого плеча; 1 — отставляя назад правую согнутую ногу, перенести на нее массу тела и руку с мячом отвести назад; 2 — подпрыгнуть над правой ногой. В конце упражнения масса тела на согнутой правой ноге, левая нога касается опоры для устойчивости. Контролировать положение массы тела на правой ноге и выпрямление правой руки. Это положение перед началом финального усилия.

5. И.п. — стоя левым боком в сторону метания, ноги вместе, рука с мячом у правого плеча; 1 — выставляя вперед прямую левую ногу, согнуть правую ногу, удерживая массу тела на правой ноге; руку с мячом отвести назад; 2 — подпрыгнуть над правой ногой. Соблюдать те же условия, что и при выполнении упражнения 4.

6. Из положения перед началом финального усилия принять положение «натянутого лука». Выполнить сгибание руки с мячом и вывод ее за голову за счет поворота правой стороны таза и выхода грудью в сторону броска.

7. Бросок мяча из положения перед началом финального усилия. Выполняя бросок, контролировать положение «натянутого лука». Бросок выполнять хлестообразно, заканчивая кистью.


VI класс

1. Повторить упражнения 2, 3, 5, 6, 7 из учебного материала V класса. Контролировать положение «натянутого лука» и хлестообразность выполнения броска.

2. Отведение руки с мячом на два шага (имитация 2 бросковых шагов). И.п. — левая нога впереди, рука с мячом около плеча; 1 — шаг правой ногой, поворот туловища вправо; 2 — шаг левой ногой, выпрямление правой руки с приходом в положение для начала финального усилия. Выполнять под счет учителя. Из положения лицом в сторону метания повернуться и встать левым боком в этом направлении, остановиться в широкой стойке на согнутой правой ноге для выполнения финального усилия.

3. Бросок из положения для начала финального усилия, отводя снаряд на 2 шага. И.п. — левая нога впереди; 1-2 — отведение мяча назад на 2 шага; 3 — бросок мяча. Перед бросками выполнять имитацию этого упражнения. Стремиться к слитности движений. Контролировать положение «натянутого лука».


VII класс

1. Повторить упражнения 2, 6, 7 из учебного материала V класса. Контролировать положение «натянутого лука» и хлестообразность выполнения броска.

2. Повторить упражнения 2 и 3 из учебного материала VI класса. Следить за слитностью движений.

3. Имитация 3 шагов разбега. И.п. — стоя лицом в сторону метания, рука с мячом около плеча. Сделать 3 шага и, отводя мяч назад, занять положение для выполнения финального усилия. В конце упражнения ноги обгоняют руку с мячом.

Свежие документы:  Сценарий урока физкультуры «В гостях у доктора Айболита»

4. Метание с 3 шагов разбега. И.п. — то же, что в предыдущем упражнении. Сделать 3 шага с отведением мяча назад и выполнить бросок. Упражнение выполнять слитно, с нарастающей скоростью.


VIII класс

1. Повторить упражнения 2, 6, 7 из учебного материала V класса. Следить за выпуском мяча из положения «натянутого лука».

2. Повторить упражнения 2 и 3 из учебного материала VI класса. Движения выполнять слитно.

3. Повторить упражнения 3 и 4 из учебного материала VII класса. Выполнять с нарастающей скоростью.

4. Бег 15-20 м с мячом в руке, держа его на уровне головы. Во время бега мяч держать перед плечом в согнутой руке на уровне глаз.

5. Попадание левой ногой во время бега на контрольную отметку и выполнение после этого 3 бросковых шагов. Упражнение выполнять сначала в ходьбе, а потом в беге с небольшой скоростью. Добиваться слитности бега с бросковыми шагами.

6. Метание на дальность с короткого и полного разбега. Подобрать индивидуально длину разбега. Во время разбега постепенно увеличивать скорость к моменту броска.


IX класс

1. Повторить упражнения 2, 6, 7 из учебного материала V класса. Следить за выпуском мяча из положения «натянутого лука».

2. Повторить упражнение 3 из учебного материала VI класса. Движения выполнять слитно.

3. Повторить упражнения 3, 4 из учебного материала VII класса. Увеличить скорость на «скрестном» шаге.

4. Повторить упражнение 5 из учебного материала VIII класса. Бег выполнять без напряжения.

5. Бег левым боком вперед (правая нога проносится перед левой) в направлении движения 15-20 м с мячом в вытянутой назад руке. Во время бега левую руку поднять в направлении бега. Следить за упругостью работы ног во время бега.


Х-Х1 классы

1. Движения рукой с гранатой в разных направлениях. И.п. — левая нога впереди, левая рука поднята на уровень груди и вытянута вперед, граната в пальцах правой руки над плечом. Контролировать правильность держания гранаты. Ручку гранаты сильно не сжимать. Движения руки с гранатой свободные, без напряжения.

2. Метание гранаты двумя руками из-за головы с места из положения «натянутого лука». Гранату держать в немного согнутых руках в исходном положении за головой. Бросок выполнять вверх-вперед.

3. Повторить все упражнения метателя из программы IX класса, выполняя их с гранатой. Контролировать положение «натянутого лука», обгон ногами гранаты в конце разбега, хлестообразность броска.

4. Метание гранаты на дальность с разбега. Движения выполнять слитно с нарастающей скоростью, обращая внимание на правильность траектории полета гранаты.

5. Метание гранаты с места, выполняя шаг правой ногой вперед при выпуске гранаты. Увеличить время воздействия на гранату за счет шага правой ногой и наклона туловища вперед в конце броска.





Пономаренко И.Ж.

Учитель физкультуры

МБОУ гимназия №82

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: