Музыка в тренировочном процессе


9


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 32








МУЗЫКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ







Подготовил:

учитель по физической культуре

Праведная Ирина Михайловна









г.Сургут, 2014


МУЗЫКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ


Музыка в спортивной гимнастике выполняет ряд специальных функций:

— благодаря музыке гимнастика является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий гимнастики знакомятся с понятиями ритма, структуры такта и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;

— музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;

— музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления;

— при создании композиций индивидуальных и групповых упражнений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения. Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности спортсменки, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения.


МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ


Музыка на учебно-тренировочных занятиях должна быть простой, доступной выразительной.

Для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.

Можно выделить две основные группы движений, применяемых в гимнастике. Одна группа объединяет упражнения, имеющие закругленную форму, мягкие переходы, широкую амплитуду движений.

К ним относятся волны, наклоны, упражнения на растягивание и т.п.,. Другая группа объединяет упражнения, имеющие четкие переходы, акцентированный характер. К ним относятся элементы классического танца (батман, жатэ), взмахи ногами, малые прыжки, повороты и т.п. Начало и конец отдельных движений, а также учебных комбинаций, этюдов должны совпадать с началом и концом музыкальной фразы.

При подборе музыкальных произведений в первую очередь надо отдавать предпочтение небольшим пьесам, написанным для одного инструмента.

К таким произведениям относятся: этюды, юморески, серенады, романсы, вальсы, полонезы, мазурки и др. Можно использовать музыку из балетов и вставные танцевальные номера из оперных спектаклей.

При составлении упражнений следует исходить из образно-эмоционального содержания музыки. При этом важна не только темпо-ритмическая структура музыкального произведения, но и правильная оценка развития музыкальной мысли и ее содержания. Необходимо детально разобраться в структуре частей произведения, в его динамических и темповых оттенках, акцентах. Характер и композиция упражнений гимнастики находятся в прямой зависимости от всех деталей музыкального произведения.

Структура упражнения, распределение элементов, передвижение по площадке зависят от музыкального текста, его мелодики, ритма, определяются музыкальной формой.

Свежие документы:  Сюжетно - ролевой урок для 2 класса «Путешествие по природным достопримечательностям Пермского края»

Форма музыкального произведения оказывает значительное влияние на распределение элементов в композиции. Так, при куплетной форме оцениваемые элементы распределяются обычно в равной мере в различных частях комбинации, а в трехчастных быстрые и кульминационные моменты содержат сложные элементы в значительно большем количестве, чем в медленной.

Музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски прыжков, поворотов, равновесий, поз.


СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ


Дети должны почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

У детей воспитывается восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого — развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки разумеется, в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности.

Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли – и после ходьбы или бега, и в упражнениях, исполняемых на месте; продолжать движение, пока не затихнут последние звуки напевной музыки; четко прекращать его, если музыка заканчивается коротким громким аккордом.

Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, над улучшением которой необходимо систематически работать.

Упражнения, в которых окончание музыки подчеркивается интересным игровым моментом, помогают детям на первых этапах обучения внимательнее следить за развитием мелодии. Постепенное усложнение музыкально-двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя-тремя частыми, членением мелодии на отдельные предложения, фразы и т.п.) как музыкальный рассказ.

Упражнения, в которых это содержание передается связанными и мысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.

На всех этапах у детей необходимо развивать умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать. И хорошо, когда дети просят сыграть еще раз, радуются: «Какая красивая музыка!» От этого их движение делаются выразительнее и одухотвореннее.

Свежие документы:  Сценарий праздника по физкультуре «Волшебного детства пора»


ЗАДАЧА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ


Задача музыкального движения — воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умение детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Гимнастика. Под редакцией М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова Москва 2001.

  2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Москва.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-448с.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: