Педагогическая концепция «Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся через системно-деятельностный подход»





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

(МКОУ «Средняя школа № 3»)








Педагогическая концепция



«Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся через системно-деятельностный подход»





Автор опыта: Рылова Валентина Ивановна – учитель физической

культуры, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» учитель, I кв. категории педагогический стаж – 21 год






Людиново

2012

Актуальность.

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека, в том числе и учения. Ее изучением занимались такие известные ученые и психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. «Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат». Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.


При определении результатов обучения учитывается психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.


В последние время заметно снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни. Вследствие этого ухудшается и здоровье подрастающего поколения.

Свежие документы:  рабочая программа по химии для 10 класса, автор О.С. Габриелян

Из “Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года” главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

«В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности» — говорится в концепции физического воспитания детей и подростков (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман).


Новизна педагогического опыта


Изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов, расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка.


Условия реализации изменений


Для реализации данных изменений необходимо учитывать ряд принципов, которым должен соответствовать современный учебно-образовательный процесс и его отдельные формы, в частности:

  • индивидуализация обучения;

  • демократичность;

  • свобода выбора;

  • наличие алгоритма выполнения задания.


Моими учениками осваиваются разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, проблемно-игровой, широко используются активные и интерактивные методы.


Цель моей методической системы — воспитание активной, физически здоровой, творческой личности, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

  • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

  • формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

  • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;

  • профилактика асоциальных проявлений.


Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению, сформировать мотивацию к учебной деятельности.


Важную роль в формировании мотивационной сферы школьников играют используемые мною технологии:

  • обучение в сотрудничестве;

  • метод проектов;

  • игровая технология;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Выбор образовательных технологий определяется для меня рядом факторов: целями и задачами образовательного процесса, возрастными, психологическими особенностями учащихся, их индивидуальными особенностями, интересами и склонностями. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, я учитываю разные факторы, способствующие формированию их мотивационной сферы.

  • обучение в сотрудничестве.

Начиная работу с новым классом, иногда сталкиваешься с неумением и нежеланием большинства учащихся взаимодействовать, помогать и обучать друг друга и т.п. Провожу целенаправленную работу по формированию мотивов социального сотрудничества, а также так называемых позиционных мотивов, состоящих в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. С этой целью используется переключение с индивидуальной работы на групповую и коллективную и обратно с последующим анализом формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, предложениями по их совершенствованию.

  • В своей педагогической деятельности я широко использую метод проектов, т.к. считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Метод проектов основывается на личностно-деятельностном подходе. Он опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь формирует, прежде всего, самостоятельность, сознательность обучения. Меняются взаимоотношения учителя и ученика: учитель становится партнером и консультантом ученика. Это особенно важно для ученика, неуверенного в своих способностях. Повышается его самооценка, может в процессе проектной деятельности возрасти его авторитет, измениться статус в коллективе учащихся. Это, в свою очередь, способствует формированию положительных мотивов к изучению предмета.

Участие в проекте требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию из различных источников: справочной литературы, материалов СМИ, Интернета.

Кроме выше названных, в результате выполнения проектных работ у учащихся формируются умения:

  • планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;

устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

  • создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;

  • представлять созданный продукт перед учащимися;

  • оценивать себя и других.

Широко использую метод проектов в научно-исследовательской деятельности. Осуществлены проекты не только в учебной деятельности, но и в походах. Учащимися представлены проекты: «Живая вода», «Города и веси», «Познай свой край» и другие.


  • Большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей младшего школьного возраста. Психологи доказали:

  • в игре интенсивно развивается психика,

  • в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

  • в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.

  • в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

        • сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья

  • успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

  • сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;

  • развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию.

На уроках и во внеурочной деятельности для активизации познавательной деятельности широко использую разнообразные игры. Учащиеся любого возраста активно включаются в игру. Мною разработаны и проведены внеклассные мероприятия: «Путешествие в страну игры», «неразлучные друзья взрослые и дети», «Рыцарский турнир» и другие.(https://rilova.pedmir.ru/)


  • Цель ИКТ – формирование информационной компетентности учащихся: умение планировать информационный поток, извлекать первичную информацию, проводить обработку информации.

Применительно к моему предмету стоит задача соединить медиаобразование (обучение школьников работе с информацией) с курсом физической культуры. Поиск, анализ, обработка, хранение информации – это то, что должен делать каждый современный человек. Я использую ИКТ по нескольким направлениям:

при подготовке к уроку (поиск дополнительной информации по теме урока; подготовка собственных презентаций);

на уроке (при объяснении нового материала – заочные экскурсии, видеофрагменты соревнований, для изучения и закрепления учебного материала, при закреплении — презентации проектов);

во внеурочной деятельности (создание слайд-шоу для внеклассных мероприятий, различных игр и т.д.)

Применение информационно-коммуникационных технологий способствуют повышению мотивации к обучению, облегчают восприятие материала. С 2007 года, после прохождения курсов «Базовая ИКТ-компетентность в деятельности учителя-предметника», я систематически использую на уроках и во внеурочной деятельности, созданные мной ЦОР.

В настоящее время все мои работы, а также работы моих учеников сопровождаются презентациями, оформляются буклеты, стенды.



  • Все свои уроки стремлюсь сделать здоровьесберегающими, основываясь при этом на определенных критериях:

1. Обстановка и гигиенические условия во время урока;

2. Число видов учебной деятельности;

3. Средняя продолжительность и частота преподавания различных видов учебной деятельности;

4.Число видов деятельности;

5.Чередование видов деятельности.

6.Наличие и выбор методик, способствующих активизации инициативы и

творческого самовыражения самих учащихся.

7. Место и длительность применения технических средств.

Много времени я уделяю развитию творческих способностей детей. Нестандартные творческие задания, межпредметная связь с другими науками, жизнью позволяет развивать индивидуальные качества каждого ребенка.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • высокое качество знаний обучающихся по физической культуре (от 95% до 100%);

  • победы и призовые места в соревнованиях, предметных олимпиадах , творческих конкурсах;

  • активное участие моих воспитанников и призовые места в ежегодной Спартакиаде школьников;

  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

  • успешная социализация моих выпускников.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – М., 2008.

  • «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; — Волгоград: «Учитель»,2008.


  • Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. – М., 2010.

  • Кузнецов. В. С., Колодницкий Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М., 2007.

  • Спорт в школе / под ред. И. П. Космина,А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. – М., 2009.

Свежие документы:  Методическая разработка спортивного праздника «Папа, мама, я - спортивная семья» (посвященный Дню Конституции)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: