Повышение двигательной активности учащихся младших классов через игровую внеурочную деятельность при внедрении ФГОС



Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»












Повышение двигательной активности учащихся младших классов через игровую деятельность во внеурочной деятельности в рамках экспериментальной работы по внедрению ФГОС








Подготовила Ивакина Елена Николаевна

Учитель физической культуры




п. Дубовое

2010 г.

Повышение двигательной активности учащихся младших классов через игровую деятельность во внеурочной деятельности в рамках экспериментальной работы по внедрению ФГОС

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж. Руссо

На протяжении всей преподавательской деятельности необходимо искать способы решения одной единственной задачи: как сделать, чтобы физическая культура и здоровый образ стали неотъемлемой частью жизни детей, чтобы все понимали, что движение – это основа развития и воспитания ребенка. Для него бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям людей, зверей, птиц столь же естественно и необходимо как дышать. Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности.

Первое сентября — совершенно удивительный день: в этот день ребёнок идёт в школу. Начинается новая, ответственная пора в его жизни. Ещё вчера он мог играть весь день, а сегодня проводит за партой несколько часов, напрягая внимание и память. Меняется режим маленького человека.

Перед начальной школой встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых трудно либо невозможно восполнить впоследствии.

Конечно, в школьные годы ребёнок обогащается немалым багажом знаний, он развивается как личность со всеми сложными взаимоотношениями с окружающим миром. Однако малоподвижность, стрессовые ситуации, компьютерные игры и другие неблагоприятные факторы среды существенным образом сказываются на здоровье ребенка и на его физической работоспособности. Осуществление интеллектуальной работы не может быть успешной, если ограничить детей еще и в потребности движений. Снять, сгладить отрицательное влияние негативных факторов на развитие детей, укрепить их здоровье может только удовлетворение потребности ребенка в движении. В зависимости от потребности в движении необходимо предусмотреть не только организованные физкультурные занятия, но и широкое использование естественных факторов природы, походы, прогулки, подвижные игры, спортивные праздники, дни здоровья.

Работая в начальной школе и понимая всю сущность стандартов второго поколения, учителя физической культуры применяют в своей работе соревновательно — игровую технологию, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Игры занимают большое место в жизни детей: они подражают действиям или труду взрослых, движениям животных, птиц и транспорта. Задача учителя направлять любую игру так, чтобы всё, что в ней изображается, приближало ребёнка к правильному пониманию явлений жизни. Они мечтают, добиваясь поставленной цели: «Буду летчиком», «Буду космонавтом», «Буду учителем», «Буду поваром», появляется начало планирования действий. Игра развивает самостоятельность, инициативу, творчество, а затем и совершенствует то, что приобретено на предыдущем этапе. Приятно видеть, что, обучившись играм, они уже сами повторяют эти игры самостоятельно и умело руководят ими.

Свежие документы:  Практикум по решению экономических задач для 10 класса по теме: «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие»

Нужно всегда помнить, что дети должны уметь играть сами, а не только со взрослыми. Не подавляя инициативу детей, нужно давать разное направление игре, усложняя её, повышая этим интерес к ней, при этом меняя виды деятельности.

Для младших школьников значительный интерес представляют подвижные игры, обладающие развивающим, оздоровительным и тренировочным эффектом. А учителю нужно знать, что игра для детей имеет исключительное значение: игры для них – учеба, игры для них – труд, игры для них – серьёзная форма воспитания.

Игра вводит ребенка в жизнь через общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний и навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Основным требованием для проведения игр является индивидуальный подход к каждому ребёнку, учителю нужно уметь подбирать игры с учётом состояния здоровья и его развития. Индивидуальный подход даёт возможность развить многие положительные качества и черты характера ребёнка, устранить или сгладить отрицательные. Например, активному ребёнку нужно давать задания, требующие организованности, выдержки, тогда он будет более внимательным, сдержанным. А малоподвижного, вялого нужно заинтересовать, стимулировать его подвижность, повышать активность, воспитывать чувство уверенности в своих силах и не забывать, что пассивность и вялость могут быть следствием физической ослабленности.

И всё-таки младший школьный возраст считают благодатным среди всех возрастов жизни; он выделяется наименьшей заболеваемостью, рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием, продуктивным периодом развития двигательных возможностей, закаливания и укрепления здоровья. Ребёнок способен оценивать действия, прежде чем их выполнять.

Радость и удовольствие доставляют не просто движения, а достижение цели, которая ставится перед детьми. Для достижения этой цели они стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю, совершенствуют многие навыки и качества, такие как быстроту, ловкость силу, выносливость. Игры включают в себя все основные виды движений:

ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, равновесия, преодоление препятствий. Правильная организация и проведение подвижных игр доставляют детям радость и создают хорошее настроение, поэтому дети хорошо усваивают движения при применении соревновательно-игрового метода.

Темы для подвижных игр подбираются из реальной жизни.

Ходьба: «Маленькие ножки – шли по дорожке» (полуприсяди); «Большие ножки – шли по дорожке» (на носках); «Мишки косолапые» (на внешней стороне стопы); «Уточки» (передвижение в полном присяди); «Зайчики» (прыжки на двух ногах) и т.д.

Игра «Самолёт». По команде «К полёту готовься!», ребёнок «наливает бензин» (наклоняется), «заводит мотор» (кружит руками перед грудью), «поднимается в воздух» (поднимает руки в сторону) и «летит» (бежит). По команде «На посадку!» медленно «ведёт самолёт к земле» (начинает опускать руки, замедляя бег) и «приземляется» (останавливается).

Свежие документы:  Мониторинг физического развития школьников

Игра «День и ночь». По команде «День» ребёнок бегает, по команде «Ночь» он застывает в той позе, которую ему предлагают. Это могут быть статуи спортсменов (гимнаст, борец, пловец и т.д.), или птицы, или животные, или транспорт.

Игра «Снеговик». Пришла зима, выпал снег, дети налепили снеговиков. Представьте, что каждый из вас — это только что слепленный снеговичок. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко, и снеговик начал «таять». Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в облачко. Дует ветер (вдох — выдох), и облачко улетело (руки вверху – движения влево — вправо). Прощание с облачком (помахать рукой, сделать воздушный поцелуй).

На уроках по подвижным играм дети любят играть в такие игры, как «Два мороза», «Третий лишний», «Гуси — лебеди», «Великаны и гномики», «Кот и мыши» и многие другие игры, а также соревноваться в играх – эстафетах.

Занятие по подвижным играм проводятся на свежем воздухе, что оказывает большое оздоровительное воздействие, улучшает деятельность всего организма и используется как средство активного отдыха.

Та работа, которая проводится в рамках внеурочной деятельности по введению ФГОС второго поколения, ведёт к укреплению здоровья, содействию гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции, к формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.







Рекомендуемая литература


  1. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены / автор-составитель Е.А. Радюк. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.

  2. В.А. Лепёшкин Подвижные игры для детей: Пособие для учителя физической культуры. – М.: «Школьная Пресса», 2004. – 64 с. – (Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Выпуск 9.)

  3. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста. / автор-составитель Н.Л. Воробьёва. – М.: АРКТИ, 2008. – 96 с. (Досуг и развлечения)

  4. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений / авторы-составители В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 154 с.

  5. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288, [1] с, — (Здравствуй школа!)



Свежие документы:  Особенности организации учащихся на уроках физической культуры для оптимальной реализации дифференцированного подхода

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: