Применение национально-регионального компонента на уроках физической культуры в среднем и старшем школьном возросте


МБОУ СОШ №2 п. Краснооктябрьский



Самообразовательная работа







Тема: «Применение национальных подвижных игр на уроках физической культуры».


(Применение национально-регионального компонента)











Выполнила: учитель физической культуры


Яркова Ирина Анатольевна










2011-2013 учебный год



«Применение национальных подвижных игр на уроках физической культуры»


Оглавление самообразовательной работы


Введение


(история, актуальность, цель, практическая значимость).



Глава 1.Основы методики применения национальных игр на уроках физической культуры.


Глава 2. Национальные подвижные игры для детей младшего школьного возраста


2.1 Морфофизиологические и психические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

2.2 План физкультурного досуга для детей младшего школьного возраста


Глава 3. Национальные подвижные игры для детей среднего школьного возраста


3.1 Морфофизиологические и психические особенности

3.2 Национальные подвижные игры для детей среднего школьного возраста


Глава 4. Народные подвижные игры для детей старшего школьного возраста


4.1 Морфофизиологические, психические особенности

4.2 Народные подвижные игры для детей старшего школьного возраста


Глава 5. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств учащихся.


6. Выводы


7. Список используемой литературы




Введение


Образование – это часть культуры. У нашего народа была замечательная система образования до поры до времени. Главной задачей образования было воспитать такого человека, который будет полезен нашему государству, а не другому, чужому. Сейчас нам насаждают европейские стандарты, средства массовой информации создают человека цивилизованного по западному типу.

В наше время 40% слов в русском языке уже не однозначны, т.е. не несут изначальный смысл. Слова терялись, заменялись, запрещались. Вместе с потерей слов мы теряем память и нашу культуру. Кому выгодно делить предметы в школах на обязательные и необязательные? Как можно педагогу содействовать гармоничному развитию ребёнка без музыки, рисования, физической культуры? Музыка композитора Баха звучит более 300 лет, а человечество не может насладиться ею! Образованный человек – это тот, который приобрел образ целостного мира. Развиваясь, как человек цивилизованный мы можем забыть дорогу домой, к своим истокам. В современном мире образование не заканчивается в момент получения аттестата или диплома. Сегодня человек перестаёт учиться лишь тогда, когда перестает дышать.

Л.Н.Толстой в 1859 году организовал школу для крестьянских детей. Граф, русский писатель, член-корреспондент, почетный академик Петербургской АН Толстой много путешествовал за границей. Он изучал систему образования в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы в основном не удовлетворившие писателя. Толстой писал: «Педагог уподобляется плохому ваятелю, который вместо того чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает». Если наши дети в школе не научатся сами творить, то и в жизни они будут только копировать и подражать.

Цель работы: выявить наиболее важные морфофизиологические и психологические аспекты использования национальных подвижных игр в преподавании физической культуры.

Объект исследования: процесс организации и проведения национальных подвижных игр для младшего, среднего, старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Предмет исследования: национальные подвижные игры для младшего, среднего, старшего возраста в преподавании физической культуры.

Для реализации цели моей работы были определены следующие задачи:

  • Проанализировать литературу по использованию национальных подвижных игр на уроках физической культуры с учётом возрастных особенностей

  • Изучить методы преподавания национальных игр на уроках физической культуры

История. В наше время люди разных национальностей возвращаются к истокам своего народа, своей культуре, и традициям. Что означает слово игра? Как утверждает «Историко-этимологический словарь» П.Я.Черных: «Занятие, препровождение времени с целью развлечения, забавы или со спортивной целью подчиненное определённым правилам». Человек участвует в жизни, и эта жизнь проходит в форме игры, которая на древнем языке санскрит звучит «лила». Римский философ Сенека писал: «Жизнь- это спектакль, где главное не его длительность, а игра актёров».

На Руси издавна существовали игрецы, скоморохи, балаболки, которые являлись кастой мудрецов и хорошо понимали сущность игры. С помощью игры, логических выводов игрецы, скоморохи легко опровергали только что доказанное ими же утверждение и тут же, столь же изящно и аргументировано опровергали вновь доказанное. Этим они постепенно приводили человека к пониманию истины. Человек имел возможность сравнивать, а когда идет сравнительный анализ, человек делает вывод: «Истина познается в сравнении». Так славяне, развивая образное мышление своего ребёнка, никогда не доводили игрушку до совершенства, а оставляли её незавершенной, чтобы ребенок мог домыслить остальное сам. Такой подход к истине вместе с учителем, сквозь дебри логических построений, а неполучение её в готовом виде, позволяет человеку постичь суть игры до глубины. В наше время человек получает много информации. Он является носителем информации, но только небольшой процент людей делают умозаключения.

«Что наша жизнь – игра» говорит классик устами одного из своих героев. Известные в наше время родители — новаторы Никитины, играя с ребёнком, обучают его. Уже давно в нашей стране и за рубежом специалисты – воспитатели поняли роль игры в образовании ребёнка.

На Руси на праздник Купала проводились «Игры богов», в которых принимала участие мужская половина населения. У адыгов популярны дошедшие до нас из глубины веков игры: «изобильная» или «урожайная», конноспортивные игры.

Актуальность. Именно при игре, когда нет страха, человек, начинает интенсивно выделять положительные энергии. Это энергии радости и энергии созидания, что способствует его духовному росту. Чтобы воспитать наших детей лидерами мы должны сосредоточить их внимание на сильных сторонах характера. Люди часто тратят много времени на переживание по поводу своих недостатков, а нужно развивать свои сильные стороны. Долг учителя состоит в том, чтобы развивать сильные качества и таланты детей. В игре все дети равны, дети забывают о своих недостатках. Замечено, человек, который занимается любимым делом – также играет. Существует поговорка:

« работает играючи». Такие люди, которые превратили работу в игру, здоровы и живут дольше.

Берроуз как-то сказал: «Самое страшное, что может случиться с человеком – это однажды проснутся седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни, обнаружив, что за все эти годы он использовал только малую часть самого себя». Когда спортсмен на тренировках показывает рекордный результат, а на соревнованиях более низкий, то ни для кого не секрет, что это связано с его нервной системой, которая блокирует выделение положительной энергии. Все гении нашей планеты обладали одним очень важным качеством: они всю жизнь развивали свои уникальные способности.

Национальные подвижные игры положительно влияют на формирование личности подрастающего человека. Проанализировав работу по использованию народных игр, я убедилась, учителя недостаточно их знают и мало знакомы с методикой их проведения. Народные подвижные игры – это наша культура, фольклор. Это закодированная в художественных образах родовая коллективная память народа. Задача человека научиться расшифровывать этот код. В народных играх используются песни, сказки, былины, загадки, пословицы. Мы обязаны их знать, понимать, передавать нашим детям по наследству. Ф. Ницше писал: «Человек будущего – это тот, у которого самая длинная память». Главными распространителями былин, народных игр на Руси были калики перехожие. Они ходили из города в город и играли роль средств массовой информации. Через них народ приобщался к древней мудрости.

Знакомство детей с подвижными играми начинается с самого раннего возраста. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Дети приходят в этот мир, будучи мудрее своих родителей. Они учат нас веселиться и радоваться жизни. Гераклит сказал: «Человек наиболее близок к самому себе, когда в игре он достигает серьёзности ребёнка».

Изучая с детьми ту или иную игру, мы рассказываем каким народом она была создана, рассказываем о повадках животных- персонажей игр, таких как «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Прыжок лягушки». Знакомство с подвижными народными играми расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, способствует углублению знаний о народах нашей страны, их традициях и быте. Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и с радостью. В игре дети преодолевают то, что им мешает быть активными — это стеснительность.

Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Специалистам физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. В связи с этим хотелось бы обратить внимание учителей физической культуры на эффективность применения национальных игр, а в частности на применении игрового метода в физическом воспитании школьников.

Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применения с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Он поможет оживить уроки и тренировочные занятия.

Практическая значимость. На основании рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации при изучении образовательной области «Физическая культура» Базисным учебным планом образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования, с 1-11 классы выделяется 10-15% на национально-региональный компонент (НРК) от общего количества часов по предмету.

Национальные игры рассматриваются не только как средство физического развития ребёнка. В ходе игры ребёнок не только отражает окружающий мир, но и познаёт его. Познание окружающего мира, сопряжённое с физическим развитием ребёнка и усвоение им новых движений, — вот содержание и цель национальных подвижных игр.

Народные игры – самое лучшее лекарство для детей против гиподинамии. Современные дети примерно пять часов в день проводят у телевизора или компьютера и всего 10 -15 минут активно общаются со своими родителями. Получается, что вместо родителей ребёнка воспитывает телевизор. Жизнь коварна. Надеяться, что всё наладится, и дети случайно возьмут да вырастут хорошими людьми – это всё равно, что играть в русскую рулетку с собственной судьбой. Самый лучший подарок, который мы можем преподнести нашим детям – это наше время. Перекладывая свою вину на других людей, мы расписываемся в собственном бессилии. Уинстон Черчилль говорил: «Цена величия – ответственность».

Движение это естественный стимул жизнедеятельности организма ребёнка. С помощью движений тренируются все органы человека, повышается работоспособность, выносливость, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Мышечное голодание также опасно, как и недостаток питания, витаминов. Ценность национальных игр увеличивается тем, что их можно проводить на свежем воздухе практически в любое время года. Это способствует закаливанию детей.

Спросите у людей, детство которых прошло ещё до изобретения телевизора и компьютера, как они развлекались в те годы. Они расскажут как о привычных, так и о малоизвестных играх. Играть – это, пожалуй, самое простое на свете. Мы взрослые иногда забываем, как это делается. Нас чересчур часто заставляют делать всё правильно, лучше всех. Если у вас есть мяч, деревянная палка, скакалка, несколько деталей от старого конструктора или любые другие вещи, то можно смело открывать дверь в мир народных игр на свежем воздухе!







Глава 1. Основы методики применения национальных игр на уроках физической культуры.


Прежде чем приступать к внедрению национальных игр руководитель обязан изучить их и отобрать наиболее подходящие для выполнения поставленных задач. В одних случаях они могут быть внедрены целиком, в других случаях используются их фрагменты. С помощью одних и тех же игр можно воспитать различные нравственные и физические качества. Учитель должен так организовать занятия, чтобы достичь определённые воспитательные, образовательные и оздоровительные цели, важнейшими из которых являются:

а) укрепление здоровья занимающихся, способствование их правильному физическому развитию;

б) содействование овладением жизненно необходимыми двигательными умениями, навыками и совершенствованием в них;

в) привитие детям необходимых морально – волевых и физических качеств;

г) привитие играющим организаторских навыков и привычки систематически самостоятельно заниматься играми.

Перед началом игры руководитель должен объяснить детям её содержание и задачи, а также правила поведения. После объяснения содержания учитель может поручить её проведение одному из более подготовленных учеников. Это не означает, что игра должна проходить без контроля. Действия учеников должны проходить и направляться руководителем так, чтобы дети не чувствовали давление с его стороны.

При объяснении содержания народной игры важен дифференцированный подход. Она всегда должна быть прокомментирована чётко и образно, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. При введении народных игр желательно пользоваться наглядными пособиями. Это могут быть иллюстрации, чертежи, плакаты, фотоснимки. Полезными будут короткие видеофильмы и диафильмы, посвященные народным играм. Инвентарь к внедряемым играм прост. Он может быть изготовлен самими участниками из подручных материалов. Можно использовать природное окружение. Например,

  • Трава. Перепрыгивать через высокую траву. Подпрыгивать выше травы.

  • Кусты. Бегать между кустами, прятаться за них.

  • Горка. Вбегать на горку и сбегать с неё.

  • Тропинка. По очереди пробегать по тропинке.

  • Дерево. Взбираться по наклонному дереву, спускаться, спрыгивать.

  • Бревно. Перепрыгивать через бревно, ходить по нему.

  • Шишки, камушки. Переступать с камня на камень, бросать камушки и шишки в цель.

  • Пенёк. Спрыгивать, влезать на пенёк, стоять на нём, сохранять равновесие, перепрыгивать, прыгать вокруг пенька.

Все эти элементы природного окружения используются во многих русских и адыгейских народных играх: «Метание снежков», «Перебрасывание камней», «Жмурки», «Городки» и.т.д.

Внедряя народные средства, надо учитывать внутреннюю связь между ними и последовательность усвоения навыков, приобретённых на уроках с уклоном лёгкой атлетикой, гимнастикой и другими видами физических упражнений. Ученикам надо давать посильные задания, чтобы воспитывать уверенность в своих силах и не чувствовать себя ущемлённым.

С помощью подбора игр можно развивать различные физические качества. Для воспитания силы применяют игры с основой единоборств. Про юркого, увёртливого игрока говорят – он ловкий. Много игр и старых, и современных требуют именно этого качества – ловкости. Впрочем, ловкость нужна практически во всех подвижных играх, но в некоторых – особенно. Например, «Чижик», «Кот-охотник», «Кошки- мышки», «Чехарда», «Лапта».

Игры приучают детей чередовать моменты расслабления и напряжения.

Регулировать нагрузки на уроках можно с помощью:

  1. Изменения размеров площадки, на которой проходит игра.

  2. Изменением количества игроков в команде.

  3. Изменением длительности игры.

  4. Изменением количества игр.

  5. Использованием места для отдыха.

  6. Выходом из игры в случае плохого самочувствия.

При обучении народным играм очень важно закреплять приобретённые знания и навыки. Чем лучше участники познают игру, тем совершеннее становятся их навыки. У детей круг любимых игр обычно ограничен. В нашей школе самые любимые игры – это «Стремительный мяч», «Круговая лапта», «Комок шерсти», «Ножной мяч по кругу». В эти игры дети могут играть хоть целый день. Полюбившие игры молодёжь будет проводить самостоятельно во дворах, площадках, дома, привлекая к ним своих друзей.

Народные игры рассчитаны на все времена года. Для того чтобы использовать эффективно этот метод в течение всего учебного года, необходимо учитывать климатические условия нашего региона. Зимой нельзя использовать игры, требующие от участников долго находиться в неподвижном состоянии. При жаркой погоде целесообразны игры с малой интенсивностью.

Перед проведением игр желательно ученикам записать следующие правила:

  1. Играть надо честно, строго соблюдая установленные правила самому и требуя этого от товарищей.

  2. Ты играешь не один, сам играй, но и дай сыграть другим.

  3. Всегда веди себя достойно. Не смейся над слабым, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни, в игре – соперник, за игрой – твой товарищ.

  4. Победил — не задавайся, есть и посильнее тебя. Проиграл — не унывай, поработаешь над собой – выиграешь.

  5. В играх — поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, ты доказал, что соперник слаб, но не доказал, что ты силён.

  6. Победа команды – твоя победа, честь команды – твоя честь.

  7. В игре нужна холодная голова и горячее сердце.

  8. Береги инвентарь. Его сделали и берегли твои товарищи.

  9. Игра – интересное занятие, но не забывай «Делу время – потехе час».


Применение национальных подвижных игр без учёта морфо – физиологических и психических особенностей занимающихся, может уменьшить эффективность воздействия на физическое развитие детей и даже нанести вред здоровью. Это приводит к рассмотрению основных возрастных особенностей как основополагающего момента в применении игр.

В школьной практике принята следующая возрастная классификация учащихся:

  • 6 -11 лет – младший школьный возраст

  • 12 – 15 лет – средний школьный возраст

  • 16 – 18 лет – старший школьный возраст

Вместе с тем и при таком распределении, следует иметь в виду, что темпы созревания девочек и мальчиков неодинаковы. Это приводит к необходимости учёта половых особенностей при подборе игр. Значение имеет правильная организация игры. «Успех игры,- пишут К. Д. Чермит,

Я. К. Коблев и Н. К. Куприна, — эффективность решения образовательных

и воспитательных задач во многом зависят от правильного формирования команд, выбора капитана и водящего в игре. Для этого необходимо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, уровень их двигательной подготовленности и систему личностных отношений в коллективе».

На уроках физической культуры используются игры различного характера. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные игры, несложные по содержанию, способствующие организации внимания учащихся. Например, «Гуси – лебеди», «Журавли – журавушки».

В основной части урока используются подвижные игры с бегом на скорость, с увёртыванием, на выносливость, с преодолением препятствий, с различными прыжками, борьбой, метанием. Например, «Лапта», «Захват противника», «Подлог шапки», « Кошки – мышки», « Народный мяч». В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Игры для организации внимания с несложными правилами.

Эффективность занятий зависит от его плотности и интенсивности. Поэтому следует добиваться, чтобы все участники игры получали одинаковую нагрузку.

Уроки с подвижными играми должны проводиться фронтальным методом, предусматривающим деление участников на 2 – 3 группы. Может быть использован и групповой метод, при котором руководитель, разделив учеников на 2 группы, даёт им разные задания.

Каждая игра на уроке должна заканчиваться подведением итогов. При подведении итогов определяются лучшие игроки, качество выполнения задач и. т. д.

В нравственном отношении важно при определении победителя учитывать не только быстроту и качество выполнения задания, но и отношения между учениками, умение действовать честно, дружно. Не забывай: ребёнок с удовольствием повторяет те движения, за которые его хвалят. Не скупись на искреннюю похвалу, поощряя их к освоению новых навыков и игр. Искренняя похвала – один из лучших стимулов проявления человеческих чувств, который мы очень редко используем. Не надо ругать учеников за нелепый проступок. Они дети и ведут себя как все дети. Один из банкиров рассказывал, что когда ему случалось разбить в доме окно или совершить другую оплошность, его отец не сердился на него, а только спрашивал: «какой урок он из этого извлёк?» Этот простой вопрос помог стать банкиру сильной личностью.

Ошибку можно назвать ошибкой, если она совершается дважды. Первый раз – это всего лишь опыт. Когда ученик отважился на то, что не делал раньше, и при этом допускает ошибку, сумей похвалить его. Это придаст ему уверенности, сил и желания развивать свои способности. Но никогда не допускай грубости и не критикуй. Осуждение иссушает даже душу взрослого и гасит в ней огонёк, который делает человека неповторимой личностью.

Доверие – основа человеческих взаимоотношений. Слова обладают огромной силой. Никогда не обещай сделать ребёнку что–то, если ты не уверена, что действительно сможешь это сделать. Каждый человек, на какой бы стадии эволюции развития он не находился, сумеет распознать истину. Немецкий поэт Гёте, когда-то сказал: «Относитесь к людям так, словно они таковы, какими должны быть и помогай людям стать такими, какими они способны стать».

Глава 2. Национальные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы нашими народами. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов. От дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.


2.1 Морфофизиологические и психические особенности дошкольного и младшего школьного возраста


Наиболее подходящими для детей дошкольного и младшего школьного возраста считаются подвижные игры, связанные с бегом и перебежками на короткие дистанции. У детей этого возраста мышцы и связки ещё слабые. Они быстро устают, также быстро и восстанавливают готовность к двигательным действиям. Детям этого возраста противопоказаны скучные и однообразные упражнения. Внимание их рассеяно, нет чёткого ориентира.

Первые два – три года обучения дети отдают предпочтение играм сюжетным, способствующим удовлетворению творческого воображения, их выдумки. Нецелесообразно давать игры с прыжками прежде, чем элементы движения детально не будут изучены на уроке. Выбирая игру, надо учитывать воспитательное воздействие её на детей. Дети данного возраста ещё не обладают необходимой выдержкой, умением максимально быстро бегать, ловкостью при передаче предметов, чувством ответственности перед командой. Нет у них и умения объективно оценивать свои действия. Поэтому, нецелесообразно применение командных игр, а лучше применять игры, в которых имеется водящий и каждый ребёнок играет за себя. Среди национальных подвижных игр есть немало таких, которые соответствуют указанным физиологическим и психическим особенностям детей. В качестве примера можно назвать следующие игры: «Гуси – лебеди», «Состязания в скороговорках», «Волчок», «Меткий стрелок», «Бабки», «Горелки».

С чего начинается игра? Обычно для того, чтобы начать игру, выбирают водящего, в некоторых случаях делятся на команды. Помогают при выборе водящего весёлые считалки. Например,


На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выходи поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.


Обычно считалку говорит один из играющих или учитель. Все остальные становятся вокруг. Считают, как правило, по часовой стрелке. Перед считалкой ребята договариваются, кто будет водить: тот, кто по считалке выйдет первым, или тот, кто останется последним.

Считалки бывают разные: смешные и не очень, длинные и короткие, с понятным всем текстом или с непонятными словами. В каждом ауле, посёлке, деревне есть свои любимые считалочки, непохожие на другие.


Тара – Маара

В лес ходила,

Шишки ела,

Нам велела.

А мы шишки

Не едим,

Таре – Мааре

Отдадим.

Или такая



Солнце спряталось за гору,

Зайка в лес,

А мышка в нору.

Кто остался на виду —

Убегай,

Водить иду.


Проводящему урок учителю в данном возрасте следует продумать объяснение игры так, чтобы оно было коротким, ясным и эмоциональным. Особую важность и сложность представляет собой дозировка физической нагрузки во время игры. В народных играх увлечение игрой приводит к тому,

что дети сами не замечают наступившего утомления. Руководитель должен внимательно следить за внешними признаками утомления и поведением детей. Он должен своевременно закончить игру.

Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую части тела могут вызвать смещение таза и неправильное его срастание, нарушение осанки. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности могут привести к плоскостопию. При проведении игр необходимо контролировать все нагрузки на правую и левую части тела. Учителям следует обратить внимание на недопустимость чрезмерных нагрузок в играх «Удочка», «Белки на дереве», «Пешие всадники», «Чехарда», «Ужище», «Карин – баба». Дети данного возраста более чувствительны к развитию ловкости, чем дети других возрастов. Эти особенности возраста позволяют применять такие игры как «Поймай хвост дракона», «Захват противника», «Пешие всадники», «Горелки».

В 1 – 4 классах игры могут являться основным содержанием урока. Кроме того игры могут сочетаться с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, элементами борьбы и решать сопряжено три группы задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные.

К образовательным задачам относятся:

совершенствование естественных видов движений (бег, ходьба, лазание, метание и другие) в изменяющихся ситуациях;

совершенствование навыков, полученных по различным разделам программы.

К воспитательным задачам относятся два направления:

а) воспитание двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота и.т.д.)

б) воспитание морально – волевых качеств (смелость, честность, решительность).

К оздоровительным задачам относятся: содействие нормальному физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

Очень нравятся детям дошкольного и младшего школьного возраста вечера народных игр. В их подготовке, разработке сценариев и проведении могут участвовать все дети. Всем вместе можно обсуждать, какие игры надо включить в праздник, какие приготовить атрибуты и костюмы. Всем вместе можно оформлять помещение, рисовать афишу, пригласительные билеты.

Активное использование подвижных народных игр способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории. Участие в народных играх воспитывает у детей чувство коллективизма.


2.2 План физкультурного досуга для младшего школьного возраста

Вечер подвижных игр «Ярмарка»

(младший школьный возраст).


Цель. Закрепление навыков игры в русские народные игры: «Горелки», «Мешочек», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Золотые ворота». Развитие ловкости, умение действовать по сигналу учителя. Воспитание выдержки, внимания. Развитие интереса к народным играм.

Оборудование. Платочек, маски волка, медведя и гусей, мешочек, сумки для скоморохов.

Действующие лица. Два скомороха, медведь с поводырём.

Под музыку в зале появляются скоморохи. Скоморохи. Здравствуйте дети, здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Дети. Здравствуйте!

1-й скоморох. Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Ребёнок. Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

1-й скоморох. А наградой будет смех

Дружный и весёлый!

2-й скоморох. Прежде чем начать играть,

Будем дружно все считать!

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке — теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Все играют в игру « Гори, гори ясно».

1-й скоморох. Так играть умеет всяк,

А умеет ли вот так?

Все играют в игру « Мешочек».


2-й скоморох. Посидите, отдохните

Да умом пошевелите:

«Я хозяин леса строгий,

Я зимою сплю в берлоге,

А всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь.

Кто же я, скажи?»


Дети. Медведь.

Появляется поводырь с медведем.

Поводырь. Расступись, народ честной!

Идёт медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь. Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Медведь играет в игру «У медведя во бору». Затем вместе с поводырём прощается и уходит.

1-й скоморох. Хоть сума моя проста,

С виду вроде бы пуста,

Ну-ка, Саша подойди,

В сумку руку опусти.

Саша достаёт из сумки городки. Скоморох вызывает 2-3 ребят, предлагает им построить « ворота», « бочку», «колодец»: « Кто быстрей?»

2-й скоморох. Теперь, Света подойди,

В сумку руку опусти!

Что за зверь покажи.

Все играют в русскую народную игру «Гуси-лебеди».


1-й скоморох. Как у наших у ворот собирается народ.

Все играют в народную игру «Золотые ворота». В конце игры, когда все дети разделятся на команды, скоморохи организуют конкурс по перетягиванию каната.

Звучит музыка, все водят хоровод, держась за руки.


1-й скоморох. Раз, два, подхватили!

2-й скоморох. Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!


1-й скоморох. Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные

и смелые!


Оба скомороха. Расставаться нам пора,

Вспоминайте нас всегда!


Все уходят под звуки весёлой песни.


Примечание. Все игры, которые используются в вечере досуга, должны быть знакомы детям.

Глава 3. Национальные подвижные игры для детей среднего школьного возраста.


Там, где подвижная игра, нет места скуке. Игры помогают учителю физической культуры сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с учениками. Народные игры требуют от детей двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность народных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер.


3.1 Морфофизиологические и психические особенности среднего школьного возраста


Народная педагогика предусматривает также физические упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей среднего школьного возраста. Игры ориентированы на развитие и совершенствование физических и морально – волевых качеств учеников. Детей с 5-го по 8-й класс привлекают народные средства более сложные, чем в предыдущих классах. В данном возрасте возрастает функция работы головного мозга. Для этой категории учащихся наиболее подходящими являются физические упражнения и игры более стремительные, длительные по времени и более насыщенные сложными движениями.

Физиологами установлено, что учащиеся 5-8 классов мыслят более критично и отвлечённо, выходя за пределы образов, и предпочитают опираться на чувствительные представления и восприятия. Отвлеченная способность мыслить, приобретённые знания и двигательный опыт дают им возможность осваивать игры с более сложными правилами по сравнению с учащимися младшего школьного возраста.

В среднем школьном возрасте происходит половое созревание детей. Период с 12-15 лет характеризуется максимальными темпами прироста всего организма. Причём эти изменения более активно выражены у девочек. Значительные изменения происходят с костно-мышечным аппаратом. Усиливается процесс окостенения, начинается усиленный рост трубчатых костей. Мышечная система подростка недостаточно сформирована и отличается пониженной силой и слабой выносливостью. Процессы возбуждения центральной нервной системы ещё преобладают над процессами торможения. Это приводит к неустойчивому вниманию, частой смене планов, желаний.

В связи с половым созреванием детей в этот период возникает необходимость дифференцированного осуществления физического воспитания мальчиков и девочек. В рассматриваемый возрастной период мальчики предпочитают силовые физические упражнения и игры на выносливость, на

скорость бега. Девочки предпочитают спокойные игры, направленные на развитие ловкости, наблюдательности.

Существует много игр, главное в которых – умение прыгать. Самая известная из таких игр, конечно, «Чехарда» или «Запрыгивание на спины». Есть несколько вариантов этой игры, но в основе всех – перепрыгивание друг через друга или вскакивание партнёру на спину. Игра эта – чисто для мальчиков, участие девочек в ней ограничивается лишь наблюдением со стороны. Эта игра развивает прыгучесть, быстроту, ловкость, смелость.

Есть также народные игры, специально предназначены только для девочек. Например, игра «Котлы», «Цари» или самые обычные «Классы». Игра эта старая. «Классы» — явный рекордсмен по количеству разновидностей. В каждом городе, ауле, селении играют по – своему. За долгие годы игра претерпела большие изменения, но суть осталась прежней. Как и сто лет назад, прыгают девочки из «класса» в «класс», не подозревая, что так же прыгали их бабушки и прабабушки. Ещё одна девичья игра –

«Ужище», так в старину называли обычные прыжки через верёвочку. Правила игры простые. Обычно две девочки крутят верёвку, третья прыгает – кто дольше проскачет.

Игры, в которых необходимо проявлять быстроту и ловкость, лучше проводить отдельно для мальчиков и девочек. В крайнем случае, количество девочек и мальчиков в каждой команде должно быть равным.

Следует большое внимание уделять правильному дозированию нагрузки в процессе проведения игр. Чрезмерные нагрузки могут вызвать деформацию позвоночника и его искривление. Сильные одноразовые нагрузки могут вызвать перенапряжение. Поэтому, в процессе организации занятий играми с элементами бега нужно ограничивать время игры.

На уроках физической культуры в 5-7 классах необходимо определить место народных игр среди других средств физического воспитания и установить между ними правильную преемственность. Это будет способствовать наилучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать нагрузку.

После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания. Те мышцы, которые перед этим выполняли интенсивную работу, в следующей игре почти не участвуют. Не рекомендуется после игр с бегом, прыжками и элементами единоборств, проводить игры, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

В 5-7 классах учащиеся обращают внимание не только на конечный результат игры, но и на качество выполнения того или иного движения. Например, во время игры «Выбивать дерево» или «Городки» ученик обращает внимание на то, как играющий сбивает деревянные фигуры – полностью или частично, снизу или сверху.

Учащиеся 5-8 классов уже имеют опыт игры в коллективе и на уроке можно вводить больше командных игр. В этот период можно широко практиковать командные соревнования по национальным играм с элементами спорта. Такие игры как: «Комок шерсти» или «Лапта», «Народный мяч», «Травяной хоккей», «Метание камня», «Захват противника», «Стремительный мяч».


3.2 Национальные подвижные игры для среднего школьного возраста


Адыгейская национальная игра «Комок шерсти».


Цель. Развитие быстроты, ловкости, силы. Воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.

Инвентарь: мяч, кол.

Подготовка игры: В игре может участвовать от 6 до 20 учеников. Выбирается ровное поле длиной от 30-ти до 60-ти метров и шириной от 10-ти до 15-ти метров. Отступив от края поля 5-7 метров по ширине, вбивается кол.

Каждый участник, за исключением капитанов команд, выбирает себе напарников равных по силе. Между собой они договариваются о том, кто какое имя будет носить. Одни называют себя « дикой кошкой», другие

«домашней кошкой». Капитаны в сторонке тоже договариваются и определяют очерёдность начала игры, затем подходят к участникам и соответственно их названиям выбирают команды. Таким образом «дикие кошки» образуют одну команду, «домашние кошки»- другую.

Описание игры:

Игроки, которым выпало по жребию первыми начинать игру, становятся в зоне дома, а другая команда распределяется по полю. Участники, стоящие в доме, поочерёдно метают мяч, так чтобы он остался в поле. Затем быстро бегут через поле в дом, для того чтобы, вбежав в него, дотронуться до столба, так как в этом случае он неприкасаем. Если противники попадают мячом в игрока, то команды меняются местами.

Правила игры:

1. Нельзя забегать за пределы обозначенного поля.

2. Нельзя задерживать бегущего руками, делать подножки. Однако, можно мешать ему путем закрывания пути движения.

3.Каждая партия состоит из пяти выбрасываний мяча. Команда, выбросившая мяч три раза и не проигравшая, считается победителем.

Половое созревание обуславливает увеличение возбуждения коры головного мозга. Подростки пытаются во всём разобраться самостоятельно. Они не терпят наставлений и поучений, мелочной опеки. Ребята и девочки становятся прямолинейны, нетерпимы к чужим мыслям и мнениям. Особенно эти качества проявляются в играх, так как в основе их лежит необходимость разрешения конфликта.

Такие подвижные игры как «Травяной хоккей», «Борьба за мяч», «Стремительный мяч» применимы как подводящие игры для спортивных игр: баскетбол, волейбол, ручной мяч. Особенно популярна среди 5-7 классов игра «Стремительный мяч». В нашей школе мы проводим соревнования между классами по этой игре.


Национальная игра «Стремительный мяч»


Задачи: развитие ловкости, точности движений, быстроты двигательной и ответной реакции; воспитание чувства взаимодействия игроков в соревновательных условиях.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Место проведения: спортивный зал, площадка.

Содержание игры.

На каждой половине волейбольной площадки размещается команда. По одному игроку от каждой команды находятся на задних пограничных линиях команды-соперницы. Суть игры в том, что мяч перебрасывается между игроками и капитаном, но при удобном случае игрок, владеющий мячом, должен попасть им в игрока команды-соперницы. После попадания или ловли мяча соперником мяч переходит к другой команде и игра продолжается.

Вариант игры.

Выведенные из игры игроки располагаются не только на задней, но и боковых линиях площадки соперника.


Правила. Игроки, в которых попали мячом, отправляются на заднюю линию команды-соперницы. Они тоже могут, если захватят мяч, бросать его в противника. Победительницей считается команда, которой удалось вывести из строя больше игроков из команды соперников. ОМУ. В игре можно использовать два мяча. Учителю нужно помнить, что неуправляемый процесс применения игр может привести к формированию у детей данного возраста грубого отношения к партнерам, эгоизму и другим изъянам в воспитании.


Адыгейские народные игры для среднего школьного возраста:

1. «Бить по дереву».

2. «Альчики».

3. «Лесной сторож».

4. «Метание диска».

5. «Колодец».

6. «Прыжки поочерёдно».

Глава 4. Народные подвижные игры для старшего школьного возраста.


Как известно, чем старше становятся подростки, тем меньше они интересуются подвижными играми. Круг подвижных игр мальчиков и девушек старшего возраста суживается. В их репертуаре остаются лишь те игры, в которых они могут максимально проявить себя.


4.1 Морфофизиологические и психические особенности старшего школьного возраста


Старший школьный возраст (15-18 лет) характеризуется завершением полового созревания, резким уменьшением интенсивности прироста размеров тела. Завершением роста и окостенением длинных трубчатых костей, костей кисти и стопы, началом окостенения тел позвонков, грудной кости и срастанием её с рёбрами, сращиванием тазовых костей. Происходит также значительный прирост мышечной массы, утолщение миокарда, увеличение ЖЕЛ. Создаются благоприятные условия для выполнения длительной нагрузки.

Старший школьный возраст-это период интенсивного формирования самооценки. Важно, чтобы в школе с уважением относились к успехам и с сочувствием к неудачам старшеклассникам. В юношеском возрасте разница в развитии девушек и юношей отражается и на развитии двигательных качеств. Девушки превосходят юношей в развитии точности и координации движений. Однако, проигрывают им в силе и быстроте.

Народные игры в 9-11 классах используются с целью решения ряда более сложных, чем в предыдущих классах задач. Основными задачами в процессе занятий играми в этом возрасте являются:

  1. Закрепление в игровой обстановке и совершенствование гимнастических упражнений, упражнений лёгкой атлетики (низкого и высокого старта, бега на скорость, прыжков в длину и высоту с разбега, метания малых и больших мячей).

  2. Совершенствование навыков владения мячом (для игры в баскетбол, волейбол, футбол).

  3. Воспитание интереса учащихся к личному совершенствованию в игре.

  4. Воспитание чувства ответственности за свой коллектив, навыков взаимопомощи, умения разумно рисковать в интересах коллектива.

  5. Развитие организаторских навыков в командных играх, навыков судейства в народных играх.


Учитывая возрастные особенности учащихся 9-11 классов, игры в этом возрасте следует проводить групповым методом. При этом мальчикам можно предложить силовую игру. Например, «Городки», «Метание диска». Игр с палками существует не так уж много, зато в них играют повсеместно. Больше всего повезло городкам. Это единственная из старинных народных игр, которая, претерпев незначительные изменения в правилах, достигла ранга спортивной игры. И сейчас по городошному спорту проводятся соревнования вплоть до чемпионата страны.

Заядлыми городошниками были Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин. Высоко ценил игру «Городки» А.В.Суворов. Он говорил:

« Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечу – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск!»

4.2 Национальные подвижные игры для старшего школьного возраста


«Городки»


Правила игры. Городошная площадка — специально оборудованный размеченный прямоугольный участок размером от 25 на 13 до 30 на 15 м. Она состоит из трёх зон – два города с пригородом, два кона с полуконами и зона с защитной стенкой. Покрытие городов может быть грунтовым, асфальтовым, деревянным. Штрафная линия шириной 2-3 см. засыпается тонким слоем песка.

Инвентарь. Городки – цилиндрической формы деревянные длиной 20см, диаметром 5см. Бита – деревянная цилиндрическая палка 4см. толщиной, длиной до 1 м.

Правилами предусмотрено 15 городошных фигур:

  1. «пушка», 2 — «звезда», 3 — «колодец», 4 — «артиллерия», 5- «пулемётное гнездо», 6- «часовые», 7 — «тир», 8- «вила», 9- «стрела», 10- «коленчатый вал», 11- «ракетка», 12 — «рак», 13 — «серп», 14 — «самолёт», 15 — «письмо».

Содержание

Каждая команда состоит из 5-ти человек. Первая начинает команда в правом городе (город разыгрывается по жребию). Каждый участник бросает две биты. Бросают строго по очереди: 1-й игрок правого города, за ним 1-й игрок левого города, 2-й игрок правого и т.д. Начинают всегда с линии кона, но если после удара часть городков вылетает из города, остальные выбивают с полукона.

Бросок считается потерянным, если:

а) бита задела штрафную линию или не долетела до неё;

б) игрок, бросая биту, наступил на линию кона;

в) игрок вообще не попал по фигуре.

При потерянном ударе городки ставятся в прежнее положение. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии города.

Общие методические указания

Все фигуры, кроме «письма», устанавливают на середине лицевой линии города. В «письме» городки кладут по углам, а «марку» в центр. Каждый игрок бросает по — своему, но любой бросок производится главным образом за счёт поворота плечевого пояса справа налево, с быстрым ускорением. Рука лишь активно помогает и направляет полёт биты. Бросок всегда производится через сторону выпрямленной или полусогнутой рукой.

Одновременно девочкам предлагаются игры, направленные на выработку у них ловкости, координации движения. Например, игра «Бери три» (народная адыгейская игра), «Подвижная цель» (русская подвижная игра). В таких случаях к организации и проведению игр следует привлекать самих учащихся. С одной стороны, это развивает организаторские способности, с другой стороны – позволяет контролировать игры.

Об игре в чижа или в чижика слышали многие, но играть в неё почему-то не играют. А «Чижик» по своей увлекательности не уступит «Городкам».


Народная игра «Чижик».


Инвентарь. Ровная гладкая заострённая с двух сторон палочка толщиной в палец, длиной 12-16 см. Для удара по чижу используют любую удобную палку.

Содержание игры.

На ровном утоптанном месте чертится круг или квадрат — кон. Затем игроки договариваются, до скольких точных ударов – «чиков» будет продолжаться игра. Бьющий игрок кладёт чижа в кон, слегка ударяет битой по кончику чижа и когда тот подскакивает, бьёт ещё раз или два, но с таким расчётом, чтобы с последним ударом отправить чижа подальше. Водящий в поле старается его поймать на лету, и если это удаётся, он сразу становится бьющим. Если водящий чижа не поймал, то он поднимал его и с того же места бросал, стараясь попасть в кон. Игрок, совершивший удар может отбивать чижа на лету. Если чиж отбит, то удачливый игрок измеряет расстояние от края кона до лежащего чижа и присчитывает себе столько «чиков», сколько бит укладывается в это расстояние. Если чижа отбить не удалось, и он упал где-нибудь неподалёку от кона, игрок производит удар с земли так же, как в начале игры. Если чиж оказался в квадрате, играющие меняются местами.

В старшем школьном возрасте учащиеся предпочитают спортивные игры. На уроках физической культуры целесообразно внедрять подвижные игры, в которых имеются элементы баскетбола: «Скрытый пас», «Мяч в корзину», «Кто точнее», «Подвижная цель». Элементы волейбола «Мяч в воздухе», «Мяч партнёру», «Снайперы». Для мальчиков на уроках применяют подвижные игры с элементами футбола: «Защита укрепления», «Треугольники». С подростками рекомендуется широко проводить игры, в которых учитывается качество задания, а не только скорость. Например, игра «Выполни первым».

Физическое воспитание не может являться самоцелью. Основная направленность его – это подготовка учеников к полноценной деятельности в общественном производстве и в случае необходимости к защите Родины. Поэтому, применение игр в данном возрасте должно максимально развивать у детей разнообразные двигательные навыки и умения, двигательные качества, необходимые в быту, в трудовой и оборонной деятельности, использовать возможности игр для психологической и физической подготовки детей.


Национальные игры для старшего школьного возраста.


1. «Лапта» или «Комок шерсти».

2. «Захват противника».

3. «Городки», «Чижик», «Бить по дереву».

4. «Котёл», «Бабки», «Жаровка».

5. «Крепость», «Метание камней».

6. «Выполни первым», «Бери три».



Глава 5. Воспитание нравственных и морально — волевых качеств учащихся.


Развитие физических и воспитание волевых качеств характера взаимосвязаны. Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двигательной деятельности в результате преодоления объективных и субъективных трудностей. Эти трудности состоят в необходимости овладевать сложной техникой из разных разделов программы, а также игровых приёмов. Преодолевать усталость, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, регулировать свою работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера является физическая нагрузка. Отсюда необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, смелости.

Игровая деятельность оказывает большой эффект на формирование нравственных и морально-волевых качеств у школьников, так как всегда связана с возникновением между играющими определённых взаимоотношений. Это способствует активному общению детей, установлению контакта между одноклассниками. Контактность детей, особенно в первое время, не у всех одинакова — есть застенчивые, необщительные дети, а есть наоборот общительные. В игре легче включить учащихся в коллективную деятельность, помочь познакомиться друг с другом.

При работе с учащимися очень важно приобщать их через игровые действия к систематическим занятиям физической культурой и спортом на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хорошим средством развития воли учащихся служат подвижные и народные игры, где появляется необходимость проявления твёрдости характера, решительности, упорства, настойчивости.

Воспитание нравственных качеств у школьников имеет большое значение для становления характера и приобретение моральных устоев. На занятиях физической культурой можно успешно воспитывать эти качества, поскольку сама физкультурная деятельность создаёт для этого всевозможные ситуации. В число нравственных качеств входят честность, вежливость, доброта, уважение к людям, взаимопомощь.

Для воспитания нравственных качеств в процессе занятий физическими упражнениями важную роль играют:

  1. Беседы на этические темы.

  2. Личный пример учителя физической культуры и всего педагогического коллектива школы.

  3. Наглядная агитация.

Беседы о нравственном поведении могут проводиться во время уроков физической культуры, при подведении итогов соревнований, игр. При разборе игры учитель должен чётко оценить поведение учащихся в различных ситуациях. При этом полезно выделить положительные и отрицательные стороны поведения школьников.

Полезно широко освещать примеры и основы нравственного поведения при помощи наглядной агитации: стендов, наглядных пособий, плакатов, информационных листов о соревнованиях, встречах и т.д.

Для воспитания навыков нравственного поведения через народные игры учитель физической культуры должен специально создавать учебные ситуации, в которых учащиеся проявляли бы взаимопомощь, честность во время игры, уважение к соперникам. В этих целях полезны совместный анализ действий учеников, подключение их к судейству. Нравственное поведение должно стать обычным повседневным делом, а не чем-то, о чём вспоминают изредка. Краткое обсуждение со школьниками поведения отдельных учащихся очень полезно для воспитания нравственности. Во время бесед нужно пояснить смысл и значение для человека нравственного поведения и подкрепить это примерами из жизни. Например, если ученик помог своему товарищу во время игры повышенной сложности, то в последующем у обоих формируется навык взаимопомощи.

Личный пример учителя физической культуры является важнейшим фактором при нравственном воспитании учащихся. Для этого нужно, прежде всего, хорошо знать и любить своё дело, быть теоретически и методически подготовленным, обладать широким кругозором. Школьники крайне чувствительны ко всем нарушениям нравственных норм со стороны своих товарищей и особенно взрослых – родителей, учителей. Поэтому долг учителя физической культуры – неукоснительно соблюдать нормы нравственного поведения.

Воспитание волевых качеств осуществляется в тесной связи с воспитанием нравственности. Подростки часто либо недооценивают, либо переоценивают свои силы и возможности. В число основных волевых качеств входят: целеустремлённость, настойчивость, смелость, самостоятельность, самообладание.

Целеустремлённость воспитывают путём выполнения заданий, связанных с действиями, направленными на достижение конкретной цели. Например, перед школьником ставится цель добиться овладения сложным навыком — прыжок в длину с полного разбега. Чтобы данная цель стала интересней ученикам, нужно рассказать о значении прыжков в различных жизненных ситуациях для преодоления препятствий. Данное упражнение требует постоянной тренировки, проявления целеустремлённости. Систематическое выполнение подводящих упражнений, упражнений подготовительного характера, преодоление утомления-всё это в комплексе воспитывает качество целеустремлённости.

Настойчивость-это волевое качество, связанное с преодолением многих неожиданно появляющихся препятствий различной степени трудности. Например, после длительной игры в неблагоприятных условиях — сильный ветер, низкая температура, можно вводить дополнительные задания на стадии утомления. После игры на развитие силы «Комок шерсти», «Лапта», «Бить по дереву», можно давать игры на развитие выносливости.

Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Народные игры бывают сюжетные, очень эмоциональные, со своеобразными требованиями и с определённой целью. Так, например, в национальных подвижных играх: «Захват противника», «Лапта», «Стремительный мяч», очень ярко выражены элементы коллективизма, товарищества, командные действия.

Смелость – проявление воли, связанное с выполнением упражнений, в которых присутствуют элементы риска или опасности. Для воспитания смелости полезно вводить элементы соревновательной деятельности. На первых этапах воспитания смелости и решительности рекомендуется помогать ученикам, используя страховку, соответствующие словесные воздействия. Задания и игры должны постоянно усложняться. В противном случае они станут привычными и потеряют свой тренирующий эффект.

Многие национальные игры включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый «Подлог шапки», самый ловкий «Лапта», самый меткий «Городки», «Чижик», самый сильный «Метание камней». В коллективных играх обязательно есть победитель и проигравший. Здесь можно учить детей не хвастаться при выигрыше и не унывать при неудаче. Учить сохранять дружеские отношения с победившими и проигравшими товарищами, при этом все отношения должны основываться на доброжелательности, глубоком уважении друг к другу. Самостоятельность – это проявление воли, связанное с мобилизацией своих знаний, умений, навыков для достижения поставленной цели, а также с устойчивостью к внушениям других людей. В этих целях учащимся следует давать групповые и самостоятельные задания. Следует использовать самостоятельную подготовку к соревнованиям, проведение вводной части урока и подготовительных упражнений, судейство игр.

Правила игры – главный её организующий момент. Точные правила исключают произвольное толкование обязанностей и действий играющих. Правила игры упорядочивают взаимодействие играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения и положительно влияют на проявление эмоций у игроков.

Воспитание различных волевых проявлений личности школьников – трудоёмкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры. Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестаёт давать нужный эффект, если это делать нерегулярно.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов игры, определение её результатов. В нравственном отношении важно при определении победителя учитывать не только быстроту и качество выполнения задания, но и отношение между играющими умение действовать дружно. Итоги подводятся в конце занятий, после того как спадает эмоциональное возбуждение и ребята смогут критически оценить свои действия.

Правильно подобранная, методически отработанная игра становиться надёжным средством воспитания морально-волевых качеств учащихся.

Выводы

  1. За свою многовековую историю народы выработали педагогику, предусматривающую целую систему физического воспитания молодёжи. Ведущее место в этой системе принадлежит национальным подвижным играм.

  2. Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

  3. Национальные подвижные игры предназначены для развития совершенных физических и морально – волевых качеств. Среди физических упражнений и подвижных игр есть такие, которые специально предназначены для привития детям и подросткам трудовых умений и навыков.

  4. За национальным характером игр кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.

  5. Существует генетическая связь между разными народными играми. Например, «Комок шерсти» или «Русская лапта», «Драчливый баран» или «Бой петухов». Народные игры перерастают в спортивные. Например, «Травяной хоккей» в хоккей на траве. Народная игра «Городки» достигла ранга спортивной игры. Игровой метод, предназначенный для младшего возраста, постепенно переходит в соревновательный, рассчитанный для юношей и взрослых молодых людей.

  6. Национальные игры обнаруживают сходство с играми и физическими упражнениями многих народов. Например,

  7. «Один в круге» ( Венгрия) или «Собачка»(Россия), «Подлог шапки»(Адыгея) или «Бег с платком»(Мексика), «Колесо и палка»(Египет) или «Катание колеса»(Адыгея).

  8. Национальные подвижные игры должны быть широко использованы в современной системе физического воспитания. Развиваясь, как человек цивилизованный мы можем забыть дорогу домой, к своим истокам. Народные игры — это наша культура. Это наши сказки, песни, пословицы, загадки. Мы обязаны их знать и передавать нашим детям в наследство.

Список использованной литературы


1. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. уч. пособие.

Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей.

— Майкоп 1989г.

2. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Физические упражнения и игры адыгов. – Майкоп, 1990.

3. И.А. Гуревич. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию. – Минск, 1994.

4. Игры детей мира. Сост. Т.И. Линго. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. В.Ф. Пономарёв «Народные игры, забавы, ристания на Вятке».

6. Л.Б. Кофман. Настольная книга учителя физической культуры. – Москва «Физкультура и спорт» — 1998г.

7.К.И. Ашхамахов. Народные средства адыгов в современной системе физического воспитания детей и учащихся. – Майкоп. 1998.

8. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика.

— Майкоп 1989.

9. Из опыта работы Е.Г. Исаковой статья «О народных подвижных играх и методике их использования»

— М: Просвещение, 1991.

10. Лепешкин, В.А. Подвижные игры для детей. Лапта. – М.: Школьная пресса, 2003.


Свежие документы:  ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: