ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ИХ РЕШЕНИИ


ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ИХ РЕШЕНИИ


Исследования уровня физической подготовленности молодёжи выявили, что показатели отдельных физических качеств неумолимо снижаются от года к году (быстрота, скоростно-силовые качества, выносливость). Кроме этого вызывает озабоченность растущее стойкое негативное отношение к физическому воспитанию и полное отсутствие каких- либо мотиваций для занятий со стороны школьников, а затем, соответственно и студентов.

Наиболее важной причиной низкой эффективности физкультурно-образовательного процесса считается несовершенство сложившейся системы реализации различных направлений двигательной активности, обусловленное комплексом проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения учебно-образовательного процесса. Указанное несовершенство ограничивает разработку и внедрение персонифицированных креативных моделей физического совершенствования молодёжи, которые оптимально соответствовали бы требованиям современных социально-экономических условий жизни общества и государства. Анализ исследований состояния физического воспитания даёт основание предполагать, что усиление мотивации и физкультурно-спортивной активности молодёжи возможно при:

-комплексном подходе к решению проблемы оптимизации организационно-методического, правового, кадрового, информационно-образовательного и материального обеспечения деятельности;

— условии интеграции в практику физического воспитания спортивно-видовых технологий, усиливающих процессы самовоспитания и самосовершенствования;

— оптимальном стимулировании потребностей студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмоциональном и моторно-поведенческом уровнях.

В современных условиях необходимо развитие прогрессивных подходов к применению рациональных методик физического воспитания молодежи.

Как известно, структура управления учебно-воспитательным процессом в школе в вузе сводится к трём блокам: организационно-прогностическому, процессуально стимулирующему, аналитико-корректирующему. Основной целью этого управления является перевод управления в самоуправление образованием и воспитанием, а также, развитие личности. С учётом этого целесообразно рассматривать управление как целенаправленное систематическое воздействие преподавателя на коллектив в целом и на каждого в отдельности для достижения задач адаптации к учебно-воспитательному процессу на основе учёта природы и логики развития этого процесса и индивидуальных личностных особенностей.

Значимость феномена адаптации определяется соединением в нём трёх факторов: среды, личности и педагогического руководства. Эффективное управление процессом адаптации к занятиям физической культурой содействует становлению культуры личности каждого и дальнейшему их физическому совершенствованию.

Рекомендуется так же достигнуть эффективности формирования физической культуры личности на основе построения функциональной модели физкультурного образования молодёжи. При этом необходима целесообразная модернизация содержания традиционных и внедрение новых видов физкультурной деятельности. Главными факторами модели физкультурного образования, должны явиться:

— общественная и личная потребность в становлении физической культуры, подготовленной к потреблению, преобразованию и трансляции общекультурных и физических ценностей в социум;

— ценностный потенциал физической культуры, обеспечивающий в совокупность преобразования телесно-духовных начал человека в бытовой и производственной деятельности;

Свежие документы:  Конспект урока "БАСКЕТБОЛ" 6 Класс

— физкультурное образование как процесс передачи ценностей физической культуры в воспитании и развитии личности молодёжи;

— дидактическое обеспечение, основанное на общем и прикладном использовании принципов, средств, методов, форм организации обучающих, воспитывающих, развивающих процессов в становлении жизненно важных двигательных и личностных потребностей и способностей;

Совершенствование системы образования требует разработки новой концепции учебно-воспитательного процесса физического воспитания в структуре учебного заведения. Преподавание физического воспитания должно осуществляется в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, которые должны базироваться на овладении новыми методами обучения. Для этого возникает необходимость разработки технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, и соответствующей реальным образовательным задачам. Для достижения конечной цели необходимо создание технологии преподавания физического воспитания в учебном заведении, при которой особое внимание будет обращено на специальную физическую подготовленность. В частности, необходим комплексный контроль количественной и качественной оценки физического состояния в ходе учебного процесса, проведение мониторинга, оценивающего физическую и психическую работоспособность. Также целесообразно в технологию преподавания физического воспитания включать новую нормативную часть, связанную с оценкой результатов физической подготовленности, дифференцированную по годам обучения.

Ряд авторов, предлагает использование при организации процесса физического воспитания рейтингового контроля.

В.М. Наскалов исследовал в Полоцком государственном университете результаты использования рейтингового контроля физической подготовленности по четырём составляющим:

1. Отношение к обязательным занятиям по физическому воспитанию.

2. Своевременность сдачи зачётных нормативов.

3. Участие в спортивно — массовых мероприятиях.

4. Значимость спортивных достижений.

В первом этапе рейтинг студентов оценивался по динамике уровня физической подготовленности, а во втором уже по всем составляющим. Предложенный метод контроля позволил распределить по рейтингу в учебной группе, и стимулировал подняться по рейтингу как можно выше и повысил интерес к самостоятельным дополнительным занятиям. В конечном итоге рейтинговый метод способствовал, по мнению автора, проведению непрерывного дифференцированного оценивания уровня физического состояния организма и физической подготовленности. Также позволил интегрировать результаты контроля за физическим состоянием на отдельных этапах в суммарные показатели успешности обучения. В результате применения рейтингового контроля улучшилась успеваемость по физической культуре, повысились результаты физической подготовленности, увеличилось число разрядников, снизилось количество заболеваний.

Л.А. Асмолова из Восточно-Казахстанского Государственного технического университета разработала и внедрила педагогическую модель управления физическим воспитанием студентов с применением современных информационных технологий. Это позволило активизировать познавательную деятельность за счёт использования средств вычислительной техники и индивидуализации процесса обучения, что выразилось в повышении результатов оценок познавательной деятельности.

Свежие документы:  НОРМАТИВЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ 10-11 Класс

Л.И.Лебёдкина для повышения активности и мотивации к систематическим занятиям и в целях формирования физической культуры личности предлагает методику проведения после учёбы самостоятельных занятий по самоконтролю и самоанализу. Суть такого подхода состоит в том, что в начале года определяется уровень физической подготовленности и физического развития. На протяжении года рекомендуется комплекс упражнений для самостоятельной работы дома. Контроль осуществляется один раз в месяц. Такой подход повышает уровень физической подготовленности на основе разработанных комплексов самостоятельных занятий, с индивидуальным подходом к комплексу упражнений и с учётом конституционной типологии индивидуума. При этом состояние здоровья оценивается посредством изучения трёх компонентов: физического, психического и духовного.

Однако не следует думать, что создание новых технологий преподавания физического воспитания в учебных заведениях полностью решит рассматриваемые проблемы. Многое зависит и от материально-технической обеспеченности: от состояния бюджетного финансирования и выделения средств из внебюджетных источников; от состояния материально-технической базы для занятий ФВ, где большинство спортивных объектов требует либо капитального, либо текущего ремонта; от постоянного сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; от недостаточного количества спортивных объектов, для занятий физической культурой и спортом, в том числе и во внеучебное время; и многое другое..

Сегодня, как никогда, требуется настойчивый и углубленный поиск новых, эффективных путей для защиты интересов общества в деле подготовки физически и психически здоровых специалистов, способных к работе в условиях нарастающей конкуренции.


Ст. преподаватель кафедры ФВ АГУ — Мирза М.Ю.

Учитель ФК высшей категории ГОУ~ АРГ — Перевертов И.А.


г. Майкоп

2011 год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: